Гласность в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Гласность и тайна проходят через всю историю уголовного судопроизводства. Уже в Древнем Риме уголовное судопроизводство, осуществляемое первоначально народными собраниями, а затем - постоянными комиссиями (квестиями), возглавляемыми преторами, обеспечивало гласность на всех стадиях процесса, открытость предъявления обвинения и присутствие народа на суде, проходившем под открытым небом. Во времена Цицерона открытое голосование по окончании судоговорения стало уступать место закрытой подаче голосов.

Файлы: 1 файл

уголовный процесс.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

В последнее время достаточно часто  поднимается вопрос о возможности  использования в уголовном процессе результатов оперативно-розыскной  деятельности, которые зачастую составляют сведения,отнесенные к государственной тайне. Ведь не секрет, что довольно часто результаты оперативно-розыскной деятельности служат эмперическим материалом для принятия решений по возбуждению уголовного дела и дальнейшего продвижения его по стадиям уголовного процесса. И это утверждение не голословно.Так ч.2 ст.11 Закона РФ "Об оперативно-розысконй деятельности" от 18 августа 1995 года гласит: "Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ". При этом необходимо отметить, что материалы оперативно-розыскной деятельности не могут содержать сведений, составляющих государственную тайну в этой области. В соответствии с Законом об оперативно-розыскной деятельности и Законом о государственной тайне к таким сведениям относятся:

·  силы,средства, источники,методы и планы, используемые или использованные при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий;

·  результаты оперативно-розыскной деятельности;

·  организация и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий;

·  лица,внедренные в организованные преступные группы, штатные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

·  лица,сотрудничающие и сотрудничавшие на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;

·  данные о финансировании оперативно-розыскной деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения;

·  методы и средства защиты секретной информации.

В соответствии с ч.1 ст.12 Закона об оперативно-розыскной деятельности, указанные сведения могут подлежать  рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, законодатель предоставляет возможность использовать сведения, составляющие государственную тайну, при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности. Причем, следует учитывать меру достаточной необходимости, которая позволяла бы сохранять в тайне вышеуказанные сведения и даже в случае рассекречивания ограничивала бы круг пользователей этого рода информации. На наш взгляд,мера достаточной необходимости должна определяться количеством и качеством фактических данных, используемых в процессе доказывания и значимостью общественных отношений, которые подвергаются преступному воздействию в каждом конкретном случае. В настоящее время достаточно остро стоит проблема роста групповой и организованной преступности.

И, как правило, преступная деятельность в данном случае направлена на совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Однако задача привлечения к уголовной  ответственности участников организованных преступных групп решается достаточно проблематично.

Прежде всего это связано  с тем,что свидетели, потерпевший  и другие участники уголовного процесса отказываются представлять доказательства изобличающие виновных, в связи с  реальной возможностью применения насилия со стороны преступников. И нередко единственным свидетелем преступной деятельности организованных преступных групп является лицо, внедренное в эти группы органами оперативно-розыскной деятельности, а возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности связано с необходимостью рассекречивания сведений составляющих государственную тайну.

Естественно, что в данном случае возможность и необходимость  рассекречивания лица и сведений будет зависеть от степени общественной опасности лиц,входящих в преступные группы и совершаемых ими деяний. При этом надо отметить, что предания гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудников органов,осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме (ч.2 ст.12 Закона об ОРД). Однако наряду с этим, порядок представления материалов оперативно-розыскной деятельности достаточным образом не детализирован на уровне закона. Необходимость разрешения этого вопроса привела к вынесению совместного Приказа от 13 мая 1998 года № 175/226/336/201/286/410/56, утвердившего Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органов дознания,следователю,прокурору или в суд.

Инструкция определяет, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить основой для  формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления. Представление результатов включает в себя:

·  вынесение руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, постановления о предоставлении результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

·  вынесение при необходимости постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;

·  оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылку по почте,передачу с нарочным и т.д.).

В каждом конкретном случае возможность представления  результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий,используемых в технических средствах,штатных  негласных сотрудниках оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

Однако наряду с этим, Инструкция устанавливает, что в случаях, не терпящих отлагательства и могущих  привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии сведений об угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ, результаты ОРД представляются органу дознания,следователю,прокурору или в суд незамедлительно. При этом не указываются,что понимать под случаями не терпящими отлагательства и незамедлительным представлением результатов ОРД. Возникает ряд вопросов. Необходимо ли выносить руководителю органа,осуществляющего ОРД, постановления о представлении результатов и их рассекречиванию в необходимых случаях? Требуется ли при этом оформление сопроводительных документов? Обязательно ли согласовывать в вышеизложенных случаях факт представления с ОТМ и ОПП? Вопросы являются открытыми и это может негативно отразиться на практике представления результатов ОРД в предусмотренных случаях, не терпящих отлагательств.

Хочется отметить, что Инструкция уделила внимание защите сведений об органах осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность и обеспечение безопасности ее участников. Определив, что результаты ОРД не представляются:

·  если невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) оперативно-розыскной детельности в связи с преставление и использованием данных результатов в уголовном процессе;

·  если их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев,когда указанные сведения рассекречиваются в установленном законом порядке).

Достаточным, на наш взгляд, упущением является то, что Инструкция не определила порядок реагирования на представление результатов ОРД органами, которым эти результаты представляются. В частности,уголовно-процессуальным законодательством не регламентируется факт передачи подобного рода результатов следователю, поэтому возникает вопрос о форме принятия данных результатов, то есть каким образом (постановление,протокол или иной документ) следователь приобщает данные результаты к уголовному делу. В.В.Николюк полагает, что принятие представленных оперативных материалов может быть оформлено протоколом без обязательного приглашения каких-либо посторонних граждан, фиксируются обстоятельства и факт принятия предметов, документов и их краткое описание.(18) В дальнейшем представленные материалы используются в соответствии с нормами УПК.

Если дознаватель, следователь  или судья как процессуально  самостоятельные и независимые  субъекты не считают представленные материалы относящимися к делу,они  вправе отказать в их принятии путем вынесения мотивированного постановления по аналогии с правилами отказа в удовлетворении ходатайств. Порядок принятия представленных материалов может быть упрощен, если представляемые предметы и документы получены в ходе оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя в соответствии со ст.118 УПК.

Таким образом, можно констатировать,что возможность  привлечения и использования  материалов оперативно-розыскной деятельности, содержащих сведения составляющие государственную тайну, достаточным образом ограничена. И надо отметить, что данные ограничения связаны не только с возможностью рассекречивания и перехода этих сведений из области оперативно-розыскной в область уголовно-процессуальную деятельности. Данный переход никак не связан с утратой этими сведениями режима ограниченности доступа к ним, невозможность предания рассекреченных сведений широкой огласке распространяется равным образом на все стадии уголовного процесса. Так, следователь или прокурор, используя правомочия,представляемые ст.139 УПК, запрещает разглашение данных предварительного следствия, которые могут содержать сведения содержащие государственную тайну. Ст.18 УПК обязывает судью проводить закрытое судебное заседание в случаях, когда существует угроза распространения сведений составляющих государственную тайну. Все эти меры выступают в качестве гарантий соблюдения режима государственной тайны. Однако надо отметить,что уголовно-процессуальные гарантии не единственное средство защиты сведений составляющих государственную тайну в уголовном процессе. В Уголовном Кодексе РФ предусмотрена ответственность за разглашение государственной тайны. Часть 1 ст.283 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом которому эти сведения были доверены либо стали известны по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены. Эта дополнительная гарантия защиты государственной тайны оказывает прежде всего предупреждающее воздействие, под страхом привлечения к уголовной ответственности,на возможность разглашения охраняемых государством сведений лицами, в компетенцию которых входит обращение с такими сведениями.

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что отношения  складывающиеся по поводу пользования сведениями составляющими государственную тайну в достаточной мере регламентированы законами и ведомственными нормативными актами,что с одной стороны, дает возможность оградить эти сведения от нежелательного разглашения, а с другой стороны,использовать данные сведения в случае необходимости защиты интересов личности,общества и государства от преступных посягательств.

Наряду с  государственной тайной в последнее  время все более широкую популярность приобретает конфиденциальная информация. Демократизация общественной жизни и взятие курса на построение правового государства заставляют законодателя уделять больше внимания безопасности личности, так как ст.2 Конституции РФ признала, что "Человек,его права и свободы являются высшей ценностью".

Термин "конфиденциальная информация" заимствован из иностранного языка, поэтому некоторые авторы отмечают, что оно тождественно термину "тайна" и нет необходимости дополнительно раскрывать его содержание. В переводе с латинского он означает "доверие", толкуется как доверительный,не подлежащий огласке,секретный. В связи с этим И.Смолькова отмечает: "Понятие конфиденциальная информация" включает в себя понятие тайны,поскольку включает не только секретную, но и доверительную информацию".(19)

В какой-то мере эту проблему разрешил вышеуказанный закон "Об информации,информатизации и защите информации", который  назвал государственную тайну и  конфиденциальную информацию - информацией  с ограниченным доступом. К сожалению на этом законотворчество в данной области и прекратилось почти на два года. Беда российского законодателя в том, что законы принимаются на перспективу. Употребляя термин" конфиденциальная информация", законодатель не раскрывает его содержание. В ч.5 ст.10 указанного закона отмечено, что "отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации". И хотя настоящий Федеральный закон вступил в силу со дня официального опубликования,порядок отнесения сведений к конфиденциальной информации на сегодняшний день не утвержден. В качестве единственной попытки обеспечить реализацию закона в этой области можно назвать Указ Президента РФ № 188 от 6 марта 1997 года, который утвердил Перечень сведений конфиденциального характера. Указанный перечень включает:

1) Сведения о  фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина,позволяющие  идентифицировать его личность (персональные  данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в  СМИ в установленных Федеральным законом случаях;

2) Сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

3) Служебные  сведения, доступ к которым ограничен  органами государственной власти  в соответствии с Гражданским  кодексом РФ и Федеральными  законами (служебная тайна);

4) Сведения, связанные  с профессиональной деятельностью,доступ  к которым ограничен в соответствии  с Конституцией РФ и Федеральными  законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,телефонных  переговоров, почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений и так далее);

5) Сведения, связанные  с коммерческой деятельностью  доступ к которым ограничен,  в соответствии с ГК РФ и  Федеральными законами (коммерческая  тайна);

6) Сведения о  сущности изобретения,полезной модели  или промышленного образца до официального опубликования информации о них.

Информация о работе Гласность в уголовном процессе