Дознание в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:50, контрольная работа

Описание работы

Согласно п. 2.3. Инструкции по организации взаимодействия подразделений служб внутренних дел, при поступлении сообщения о преступлении оперуполномоченный имеет право:
– осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» , по обнаружению и задержанию лиц, совершивших преступление, установлению очевидцев, мест хранения и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств;

Содержание работы

Задание 1 3
Задание 2 5
Задание 3. Органы дознания – субъекты применения мер пресечения. Особенности избрания заключения под стражу при дознании 6
Список источников 12

Файлы: 1 файл

Дознание в ОВД В2.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Задание 1

Начальник криминальной милиции дал указание оперуполномоченному уголовного розыска проверить заявление гр. Борисова и возбудить уголовное дело в порядке ст. 146 УПК РФ. Оперуполномоченный возразил  начальнику криминальной милиции, сославшись на то, что он не дознаватель и выполнение подобных указаний не входит в его компетенцию.

Прав ли оперуполномоченный уголовного розыска? Правомерно ли указание начальника криминальной милиции?

Ответ:

Согласно п. 2.3. Инструкции по организации взаимодействия подразделений  служб внутренних дел, при поступлении  сообщения о преступлении оперуполномоченный имеет право:

  • осуществлять необходимые оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные  Федеральным  законом  «Об  оперативно-розыскной деятельности»1, по  обнаружению и задержанию  лиц, совершивших преступление,  установлению  очевидцев,  мест  хранения  и сбыта похищенного, для проведения которых взаимодействует с сотрудниками других служб органов и подразделений внутренних дел и иных ведомств;
  • по поручению следователя производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия;
  • сообщать  в  дежурную часть  сведения  о  характере преступления, приметах подозреваемых, похищенного, а также другие данные, имеющие значение для поиска и задержания преступников;
  • информирует следователя (в письменной форме) и своего непосредственного начальника о результатах проделанной работы 2.

Также, согласно ст. 40 УПК РФ мы знаем, что основную часть функций органов  дознания в системе органов внутренних дел выполняет милиция. Милиция, в свою очередь, включает в свой состав криминальную милицию и милицию общественной безопасности3.

Криминальная милиция является органом дознания4.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции являются по должности заместителями  начальников соответствующих органов  внутренних дел. При наличии признаков  преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, криминальная милиция в порядке, установленном ст. 146 УПК, лишь возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что оперуполномоченный прав не был, а указание начальника криминальной милиции правомерно.

 

Задание 2

4 сентября  в отношении гр. Жукова дознавателем  возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 158 УК РФ. 10 сентября Жуков был задержан в качестве подозреваемого по ст. 91 УПК, а 12 сентября по судебному решению Жукову была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 224 УПК РФ, дознаватель составил обвинительный акт через 10 суток со дня получения согласия суда на арест подозреваемого и 21 сентября направил дело прокурору.

Оцените правомерность действий дознавателя.

 

Ответ:

Действия  дознавателя правомерны и полностью  согласуются с нормами статей 91, 108, 223-225 Уголовно-процессуального  кодекса Российской Федерации.

 

 

Задание 3. Органы дознания – субъекты применения мер пресечения. Особенности избрания заключения под стражу при дознании

Согласно п. 24 ст. 5 УПК  органы дознания — это государственные  органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

К органам дознания, согласно  ст. 40 УПК, относятся:

1) органы внутренних  дел Российской Федерации и  входящие в их состав территориальные,  в том числе линейные, управления (отделы, отделения) милиции, а  также иные органы исполнительной  власти, наделенные в соответствии  с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной  службы судебных приставов;

3) командиры воинских  частей, соединений, начальники военных  учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного  пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности»5 полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности обладают оперативные подразделения:

  • органов внутренних дел Российской Федерации;
  • органов Федеральной службы безопасности
  • федеральных органов государственной охраны
  • таможенных органов Российской Федерации;
  • Федеральной службы исполнения наказаний
  • органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации которые проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других названных органов.

 Органы дознания обязаны:

  • рассматривать и разрешать заявления (сообщения) о преступлениях (ст. 144-145 УПК);
  • производить неотложные следственные действия (п. 1, 2 ст. 157 УПК);
  • производить следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия по поручению следователя, исполнять постановления следователя о задержании, приводе, аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также оказывать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157, ч. 7 ст. 164 УПК);
  • в случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах (ч. 4 ст. 157 УПК);
  • производить дознание как самостоятельную форму предварительного расследования (гл. 32 УПК);
  • выполнять письменные указания прокурора о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК).

Мерами пресечения, согласно ст. 98 УПК, являются: подписка о невыезде; личное поручительство; наблюдение командования воинской части; присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; залог; домашний арест; заключение под стражу. Решение об избрании меры пресечения принимаются дознавателем, следователем, прокурором, а также судом (п. 13 ст. 5 УПК РФ).

Таким образом, в законе закреплена норма о том, что должностные  лица органов дознания являются субъектами мер пресечения.

Особенности избрания заключения под стражу при дознании закреплены в ст. 224 УПК.

При дознании избирается мера пресечения в виде заключения под стражу в тех ситуациях, когда  при наличии оснований для  ее избрания за короткий срок дознания возможно завершить объективное  и полное расследование («очевидность» преступления, наличие большого количества доказательств).

При применении норм ст. 224 УПК необходимо учитывать общие  положения о мерах пресечения закрепленные в главе 13 УПК.

Основания и порядок  избрания применения меры пресечения в виде заключения под стражу регулируются ст. 108 УПК.

Рассмотрим подробно порядок заключения под стражу.

По общему правилу  дознаватель, следователь, прокурор в  пределах предоставленных им полномочий вправе избрать подозреваемому (обвиняемому) меру пресечения в виде заключения под стражу при наличии достаточных оснований

При необходимости избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь  и дознаватель с согласия прокурора  обязаны возбудить перед судом  соответствующее ходатайство.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу и невозможно избрание иной меры пресечения. К нему прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Такими материалами могут быть: копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого или обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, справки о его судимости, данные о том, что он может скрыться от следствия, о его угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.).

В случаях, когда в  уголовном деле защитник не участвует  и об этом не сделана запись в  протоколе допроса подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагается его письменное заявление  об отказе от защитника6.

Постановление и приложенные  к нему материалы подлежат рассмотрению в судебном заседании единолично судьей районного суда или военного гарнизонного суда по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления постановления о возбуждении ходатайства и материалов в суд.

При этом надо учитывать, что возложение полномочий, связанных  с судебным порядком применения заключения под стражу и домашнего ареста, на одного и того же судью на постоянной основе не допускается (ч. 13 ст. 108 УПК).

Для участия в заседании  приглашаются подозреваемый, обвиняемый, прокурор, защитник, если последний  участвует в уголовном деле. Задержанное  лицо доставляется в судебное заседание. В судебном заседании вправе также участвовать законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, возбудивший ходатайство следователь или дознаватель. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Но данное правило не распространяется на неявку обвиняемого. Он, как правило, должен присутствовать. Изъятие установлено лишь для случаев, когда решается вопрос о заключении под стражу обвиняемого, объявленного в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).

В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению, разъясняет явившимся в судебное заседание лицам их права и  обязанности. Затем прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. После этого заслушиваются другие явившиеся в судебное заседание лица.

Рассмотрев ходатайство, а также  представленные материалы и доказательства, судья выносит одно из следующих  постановлений:

1) об избрании в отношении  подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. В таком постановлении обязательно должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, давшие основание для принятия решения;

2) об отказе в удовлетворении  ходатайства. В случае такого рода судья вправе по собственной инициативе (при наличии предусмотренных в УПК оснований и условий) избрать меру пресечения в виде залога или домашнего ареста;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания возможно  при условии признания судом задержания законным и обоснованным. Допустимая продолжительность такого продления - не более 72 часов с момента вынесения судебного решения.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, подозреваемому или обвиняемому и приводится в исполнение немедленно.

При отказе судьи в удовлетворении ходатайства повторное обращение  в суд с ходатайством о заключении под стражу одного и того же лица по тому же уголовному делу возможно лишь при возникновении новых обстоятельств, обосновывающих необходимость заключения лица под стражу.

Когда вопрос об избрании в отношении  подсудимого данной меры пресечения возникает в суде, то решение об этом принимает суд по ходатайству  стороны или по собственной инициативе.

Постановление судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу или об отказе в этом может быть обжаловано в вышестоящий суд в кассационном порядке в течение 3 суток со дня его вынесения. Суд кассационной инстанции принимает решение по жалобе или представлению не позднее, чем через 3 суток со дня их поступления. Возможна также проверка законности и обоснованности такого постановления и в надзорном порядке.

Лицо, в производстве которого находится  уголовное дело, обязано незамедлительно  уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого или обвиняемого, при их отсутствии - других родственников, а при заключении под стражу военнослужащего - также командование воинской части о месте содержания его под стражей или об изменении места содержания под стражей.

Информация о работе Дознание в уголовном процессе