Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 05:28, курсовая работа

Описание работы

Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер административного принуждения…………………….....14
2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………
2.3. Меры административного пресечения………………………………………….
2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения………………………………………………………………………
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Файлы: 1 файл

административное принуждение курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

Отмечая общность всех административно-предупредительных мер, можно также отметить и их различия по их непосредственному назначению и характеру правоограничений.

По данному критерию административно-предупредительные меры можно разделить на четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией, закрытие участков государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на прилегающей территории и др.;

2) меры, направленные на  предупреждение правонарушений и преступлений  - таможенный досмотр, установление пропускного режима, проверка документов, удостоверяющих личность;

3) меры, препятствующие уклонению  соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей - реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и т.п.;

4) лечебно-предупредительные  меры принуждения.

Целью применения данных мер является, как обеспечение общественной безопасности, так и лечение опасных психически больных людей, наркозависимых, людей, больных инфекционными болезнями и т.п.

 

 

2.3. Меры административного пресечения

 

Реальные правонарушения представляют прямую угрозу охраняемым государством общественным отношениям, тем самым наносят им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания.

Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, приостановление деятельности предприятий общественного питания, кафе, ресторанов, магазинов при нарушении санитарно-эпидемиологических норм, запрещение пользованием технически неисправных транспортных средств и механизмов и т.д.

Целью данных мер при всем их многообразии является принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, нарушающих законодательно установленный порядок.

Роль этих мер в системе правоохранительных средств огромна, поскольку в ходе применения данных мер предотвращаются общераспространенные правонарушения - административные правонарушения, тем самым обеспечивается возможность к привлечению нарушителей к ответственности.

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Также целью их применения является и прекращения преступных действий.

В принудительной деятельности исполнительной власти главное – пресечение.

Меры административного пресечения являются одним из эффективных и действенных средств борьбы с правонарушениями.

Для применения мер административного пресечения нужны основания. Ими являются, во-первых, совершение самого правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения определяется необходимостью быстрого и действенного прекращения всевозможного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных предприятий и организаций различных форм собственности.

Меры административного пресечения многообразны. И все их можно классифицировать на несколько групп:

1) применяемые непосредственно  к личности правонарушителя (требование  прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и  доставление в полицию и пр.);

2) имущественного характера - изъятие огнестрельного охотничьего оружия, ружья, винтовки, снос незаконно воздвигнутых строений и т.п.;

3) технического характера - запрещение эксплуатации технически неисправных транспортных средств, приостановление деятельности предприятий ввиду несоблюдения правил пожарной безопасности, правил техники безопасности, запрещение или ограничение проведения строительно-монтажных работ в общественных местах, на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и т.п.;

4) финансового характера - прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии и иных разрешительных документов, дающих право на осуществление различных финансовых операций, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, незаконно полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате несоблюдения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и т.п.;

5) медико-санитарного характера - отстранение от работы лиц в состоянии алкогольного опьянения, запрещение деятельности предприятий торговли или общественного питания из-за нарушения санитарных ном, норм пожарной безопасности и пр.;

6) связанные с осуществлением  лицензионно-разрешительной системы - аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии;

7) специального или исключительного назначения - применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, дубинок, резиновых палок, наручников и др.

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

Административное задержание, личный досмотр, изъятие вещей и документов позволяют определить личность правонарушителя, составить документы, необходимые для привлечения его к ответственности, сохранить вещественные доказательства по делу, обеспечить реальное исполнение постановления о назначении административного наказания.

Остановимся и рассмотрим более подробно одну из мер административного пресечения - использование огнестрельного оружия должностным лицом при осуществлении своих должностных обязанностей.

Чаще всего использование и применение огнестрельного оружия связано с пресечением преступлений. Однако поскольку в целях реализации государственных властных полномочий вооружены только должностные лица уполномоченных на то органов исполнительной власти, регулируется эта мера пресечения в основном административно-правовыми нормами и ее принято относить к мерам административного пресечения.

Единого нормативного акта, регламентирующего порядок применения и использования огнестрельного оружия должностными лицами органов исполнительной власти, нет.

Данный вопрос рассматривается в ряде законов Республики Казахстан. Так, на основании Закона РК «О правоохранительной службе» сотрудники милиции вправе применять огнестрельное оружие для:

1) защиты физических  лиц от преступных посягательств  в случае угрозы их жизни  и здоровью, а равно освобождения  заложников;

2) отражения  нападения на сотрудников и членов их семей, лиц, выполняющих служебный или общественный долг по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и противодействию преступности;

3) отражения  нападения на жилые помещения  физических лиц, на охраняемые правоохранительными органами объекты, помещения государственных организаций, отражения нападения на служебный или войсковой наряд;

4) задержания  лиц, оказывающих сопротивление  либо застигнутых при совершении  преступления, совершающих побег  из-под стражи (кроме содержащихся под административным арестом), задержания вооруженных лиц;

5) остановки  транспортных средств путем их  повреждения, если водитель не  подчиняется законным требованиям  сотрудника и ставит под угрозу  жизнь и здоровье физических  лиц;

6) защиты от нападения животных в случаях реальной угрозы жизни или здоровью;

7) подачи сигнала  тревоги или вызова помощи;

8) во всех  иных случаях необходимой обороны  и крайней необходимости.

Таким образом, меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий.

Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.

 

 

2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения

 

 

Административная ответственность – это вид юридической ответственности за несоблюдение административного или иного законодательства, которая проявляется в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение.

По сути, административная ответственность - это реакция государства на вред, причиненный административным правонарушением, государственная оценка нарушения административно-правовой нормы.

Формально административная ответственность закрепляется в административно-правовых нормах и является карательной санкцией. В этом смысле административная ответственность представляет собой неблагоприятную для лица юридическую обязанность претерпеть определенные законом лишения и ограничения за совершенное им административное правонарушение, которой раньше у лица не было. Такие неблагоприятные лишения и ограничения могут иметь для правонарушителя моральный, имущественный, личный, правовой характер.

Говоря иначе, административная ответственность как санкция административно-правовой нормы призвана компенсировать причиненный правонарушением необратимый вред, является для правонарушителя бременем или карой, наказанием.

Свое внешнее выражение административная ответственность находит в административном правоотношении, складывающемся между органом (должностным лицом), уполномоченным совершать действия по привлечению к административной ответственности, и лицом, на которое возлагается обязанность претерпеть соответствующие лишения и ограничения за нарушение административно-правовой нормы.

Каковы же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?

1. Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государственного управления, а также некоторые другие. Так, административная ответственность устанавливается за посягательства на таможенные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья населения, торговли и т.д.

Вместе с тем административная ответственность применяется за нарушение не каждой нормы административного права, а тех из них, которые содержат указание на административную ответственность.

2. Административная ответственность  используется как важное средство  борьбы с особым видом нарушений - административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершаются гораздо чаще. Их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но и в значительной распространенности.

3. Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица – предприятия и организации различных форм собственности.

4. По своей сущности административная  ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее административное правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а также в предупреждении совершения новых правонарушений как лицами, привлеченными к административной ответственности, так и другими гражданами.

5. Нарушение административно-правовых  норм влечет за собой применение  мер административного принуждения, одним из видов которых являются административные наказания. Именно эти последние, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу, применяются в результате привлечения к административной ответственности.

6. Административную ответственность отличает порядок ее установления.  Административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая из этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке. Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Действующий КоАП РК закрепляет девять видов административных наказаний.

Предупреждение (ст. 43 КоАП РК)  - это взыскание морального характера, мера воспитательного воздействия. Ее суть заключается в официальной отрицательной оценке поведения правонарушителя и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение применяется при совершении незначительного правонарушения, при недостаточной осведомленности правонарушителя о нормах, которые им нарушаются. Предупреждение выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Информация о работе Административное принуждение