Административное принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 05:28, курсовая работа

Описание работы

Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.
Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.
Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4
1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4
1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….
2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14
2.1. Классификация мер административного принуждения…………………….....14
2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………
2.3. Меры административного пресечения………………………………………….
2.4. Меры административной ответственности как вид административного принуждения………………………………………………………………………
2.5. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях……………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Файлы: 1 файл

административное принуждение курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………………3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО  ПРИНУЖДЕНИЯ ……………………………………………………………………...4

1.1. Понятие административного принуждения….......................................................4

1.2. Характерные черты административного принуждения………………………….

2. СИСТЕМА МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………………………… 14

2.1. Классификация мер административного  принуждения…………………….....14

2.2. Административно-предупредительные меры……………………………………

2.3. Меры административного пресечения………………………………………….

2.4. Меры административной ответственности  как вид административного принуждения………………………………………………………………………

2.5. Меры обеспечения производства  по делам об административных  правонарушениях……………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Начиная с середины прошлого века, тема административного принуждения многократно изучалась и обсуждалась учеными-правоведами. Имеется большое количество монографий, диссертаций, научных статей, в которых правоведы высказывают свое мнение по данному вопросу, предлагают различные классификации мер, относящихся к данной категории.

Административное принуждение, как ведущий комплексный институт административного права, является особым видом государственного принуждения, имеющим своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления.

Нормы административного права закрепляют широкий круг мер принудительного воздействия, применяемых исполнительной властью для обеспечения правопорядка.

Рассматриваемый вид принуждения охраняет не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить органы исполнительной власти.

Многие административно-принудительные меры являются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.

Реализация мер административного принуждения является важной и актуальной задачей государственных органов, поскольку эти меры направлены на обеспечение законности, охрану правопорядка, защиту прав и интересов граждан и организаций, собственности,  на создание нормальных условий деятельности аппарата государственной власти, посредством их применения ежегодно привлекаются к административной ответственности миллионы правонарушителей, предупреждаются и пресекаются сотни тысяч правонарушений и преступлений.

Применение административных санкций способствует воспитанию в людях уважения к закону и обеспечивает его соблюдение в тех сферах, где сохраняются негативные явления, определяющие формирование личности правонарушителя и развития противоправного поведения.

Нарушение административно-правовых норм влечет за собой юридическую ответственность, которая всегда выступает в качестве государственного принуждения, наказания виновного и выражается в применении к нему санкций правовых норм; всегда сопровождается государственным и общественным осуждением порицанием деяния и личности правонарушителя; связана с отрицательными для правонарушителя последствиями.

Административно - правовое воздействия, применяемые на личность, как средство профилактики преступлений и административных правонарушений, в виде предупреждении, штрафа, конфискации, лишение лицензии или разрешения, лишение специального права, снос самовольно построенных зданий, административное выдворение из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, а в некоторых случаях временное ограничение его свободы, то есть административное задержание, административный арест делает невозможным в дальнейшем развивать свое антиобщественное поведение и совершать новые противоправные проступки.

Применение административных санкции имеет и воспитательное воздействие на сознание правонарушителя (создание представлении о неотвратимости наказания, осуждения обществом тех или иных форм поведения), при этом у него возникают элементы страха ответственности, которые формируются в результате наложения конкретных взыскании.

Целью настоящей курсовой работы является исследование понятия и сущности административного принуждения.

Для реализации данной цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1) дать характеристику  и проанализировать понятие административное принуждение;

2) выделить основные характерные  черты административного принуждения;

3) рассмотреть классификацию  мер административного принуждения;

4) проанализировать административно-предупредительные  меры, меры административного пресечения, меры административного пресечения, меры административной ответственности, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность  административно-правового принуждения

 

1.1. Понятие административного принуждения

 

Одним из самых распространенных видов государственного принуждения является административное, что обусловлено необходимостью постоянного регулирования и оказания управляющего воздействия государством на общественные отношения.

Специфика принуждения в административном праве заключается в том, что помимо отраслевого в нем закреплены и меры непосредственного, внешневластного административного принуждения. Данные меры при непосредственном и полном регулировании нормами административного права носят межотраслевой характер, поскольку их применению и использованию зачастую не предшествуют административные правонарушения.

Административное принуждение как обособленный метод государственной управленческой деятельности, имеет собственные, характерные только для него свойства, признаки, назначение и правовой инструментарий.

Данный вид принуждения берет свое начало из категории более высокого порядка - государственного принуждения. Поэтому административное принуждение обладает всеми признаками и свойствами последнего, а также тесно связан с правовыми актами управления, поскольку применение мер административного принуждения представляет собой управляющее воздействие органов государственной администрации.

Административное принуждение используется в основном как крайнее, хотя и распространенное средство обеспечения правопорядка, выполняет карательную функцию.

Однако его предназначение заключается не только в этом. Так, административно-принудительные меры применяются не только в качестве наказания за административные правонарушения, но и также для их предупреждения и пресечения.

В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.

Исходя из названия данных принудительных мер можно говорить о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Но все же, отдельные меры административного принуждения применяются и судьями. В основном, это относится к случаям назначения наиболее строгих административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административное принуждение, ограничивая права и свободы граждан, не имеет своей целью унижение чести и достоинства человека, а применяется для побуждения физических и юридических лиц к поведению, соответствующему нормативным требованиям закона.

Таким образом, объектом принудительного воздействия в конечном итоге оказывается не сама личность, а ее поведение.

В 70-х годах XX столетия профессор Л.Л. Попов дал определение понятия административного принуждения, которое стало впоследствии классическим и вполне применимым в наше время и к сегодняшней правовой действительности.

Так он придерживается точки зрения, что административное принуждение – это внешнее государственно-правовое психическое или физическое воздействие на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера.

Меры административного принуждения, в отличие, например, от уголовного наказания, могут применяться как при наличии, так и при отсутствии составов правонарушений. Например, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения преступлений и т.п.

В правовой литературе есть и противоположное мнение. Так, ученый-правовед Д.Н. Бахрах полагает, что административное принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер исключительно в связи с административными правонарушениями.

Таким образом, можно сделать вывод, что административно-правовое принуждение - это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами  административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.

 

1.2. Характерные  черты административного принуждения

 

Административное принуждение обладает своими, присущими только ему индивидуальными и специфическими особенностями.

Проанализируем основные черты, характерные для административного принуждения, которые выделяют его в качестве самостоятельного вида и позволяют отличить от других видов государственного принуждения.

Административное принуждение является особым методом государственного управления.

Характерным для него является признак - властно-принудительный характер мер административного принуждения. Значение данных мер состоит в том, что необходимые мероприятия производятся независимо от воли лица, в отношении которого они совершаются.

Таким образом, принудительные меры связаны с возможностью заставить (физически и/или психически) управляемый объект совершить определенные действия или позволить совершить такие действия по отношению к нему.

Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, так как некоторые ученые- правоведы отрицают, принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются.

Говоря об этих мерах, имеются в виду не общие запреты и диспозиции норм права, а конкретные меры государственного принуждения, которые выражаются в непосредственной оперативной деятельности государственных органов и должностных лиц, в фактических актах прямого воздействия на поведение людей и их волю.

При этом добровольное выполнение установленных правил теми субъектами, к которым они обращены и которым предназначены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьезных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности.

В ряде случаев отрицается принудительный характер административно-правовых мер, применяемых к невменяемым или лицам, находящимся в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения которые полностью или частично теряют способность к сознательному и, следовательно, волевому поведению, например при задержании и доставлении в отделение полиции. В обоснование данной позиции ставится то, что в подобных случаях отсутствует волевой объект принуждения. Однако очевидно, что принудительное воздействие осуществляется независимо от его воли и непреодолимо для субъекта. И если лицо неспособно сознавать, воспринимать и оценивать характер оказываемого на него воздействия, то это, конечно, не устраняет объективно принудительного содержания такого воздействия.

Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме лишений личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий.

Внешние формы проявления административного принуждения носят различный характер. Это обусловлено тем, что данные меры применяются к разнообразным видам отношений, различны цели и основания их применения, Так, ограничения личного характера могут выражаться, например, в административном аресте за хулиганство, в задержании и доставлении нарушителя общественного порядка в полицию. К организационным ограничениям можно отнести закрытие предприятий общественного питания за нарушения санитарно-эпидемиологических требований, приостановление деятельности общественных учреждений и организаций вследствие нарушений правил противопожарной безопасности. Имущественные ограничения – это в основном взыскание штрафа и конфискация имущества.

Информация о работе Административное принуждение