Уголовно-правовой анализ незаконной охоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является уголовно-правовой анализ незаконной охоты.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
- дать понятие незаконной охоты;
- проанализировать объективные признаки незаконной охоты;
- определить субъективные признаки незаконной охоты.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………..……………...3
Глава 1. Общие положения об экологической ответственности…………….6
1.1. Общие положение об ответственности за экологические преступления………………………………………………………………………6
1.2. Понятие незаконной охоты……………………………….…....................8
Глава 2. Уголовно-правовой анализ незаконной охоты…………………….10
1.2 Объект незаконной охоты………………………………………………...10
1.3 Объективная сторона незаконной охоты ……………..........................13
1.4 Субъективная сторона незаконной охоты ……………………………...24
1.5 Субъект незаконной охоты………………………………………………26
1.6 Квалифицированные составы незаконной охоты…………………..27
Глава 3. Уголовная ответственность за незаконную охоту и вопросы квалификации …………………………………………….……………............29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

Запрещается добыча млекопитающих  и птиц, занесенных в Красную книгу  РФ, за исключением отлова таковых  в целях осуществления научно-исследовательской  и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения  и гибридизации охотничьих ресурсов.

Ежи, змеи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и другие), а также масса иных животных не указаны в Законе в качестве охотничьих ресурсов. Охота на тех из них, которые считаются вредными и достаточно распространены (крысы, мыши, вороны серые), по смыслу рассматриваемого Закона не требует специального разрешения и другими нормативными актами никак не регулируется. Другие полезные животные, не указанные в качестве охотничьих ресурсов в данном Законе, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы.

В ст. 17 – 18 Федерального Закона от 24 июля 2009 г. предметом рассматриваемого преступления могут быть звери и  птицы, как обитающие в природной  среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные в нее в целях  размножения.

Завладение животными, содержащимися  в клетках, вольерах, огороженных  территориях, в зоопарках, цирках или  во владении граждан, квалифицируется  как хищение чужого имущества, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), поскольку в данном случае животные обособлены трудом человека от естественной природной среды (или созданы им), не являются более природным ресурсом, а перешли в категорию "имущество", "товар"5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Объективная сторона  незаконной охоты

Объективная сторона данного  преступления выражена в действии - незаконной охоте.

Охота - это выслеживание, преследование с целью добычи, отлов, убой и иная добыча диких животных.

Незаконной является охота:

  1. без надлежащего разрешения.

Под   охотой   без   надлежащего   разрешения   признается   охота   без   охотничьего  билета  или   просроченным  охотничьим  билетом,  либо  производство   охоты   с  недействительным  охотничьим   билетом,  либо   с  охотничьим  оформленного   на   другое  лицо.  Так,  к охоте без   надлежащего разрешение  относится   охота   лицом,  не  имеющим право на   охоту или   получившим   лицензию  на   охоту   без   необходимых   на   то  оснований,   также   охота   без лицензии  либо  с превышением   нормы добыче  разрешенной   лицензией, на  животных,  на  добычу   которых   требуется   лицензия,  охота   без договора   с заготовительными   или   охотничье-промысловыми  организациями   на   сдачу   мяса   и пушнины,  так   же   охота в   приписном   охотничьем   хозяйстве   без   путевки его администрации.

Добыча   зверя  или   птица  сверх   установленной   в   правилах  охоты,  договора   или  лицензии  нормы  либо  не   тех   пород,  на  добычу   которых   выдано   разрешение,  так   же  считается   охотой   без   разрешения.6

Правом  охоты   с  огнестрельным   оружием   пользуется  все  граждане  Российской  Федерации, по  достижении  18-ти  летнего  возраста, состоящие  членами   общества   охотников, сдавшие  испытания  по  охотничьему   минимуму, внесшим  плату  за  пользованием  животным   миром  в  виде  платы  за   лицензию,  отчислений   от  членских   взносов   в  общества   охотников.

Охотничьим   билетом   является  документ,   удостоверяющий  право   на   охоту,  выдаваемый  государственными   органами   управления    охотничьих   хозяйств,  или   членские   охотничьи  билеты,  выдаваемые  общественными  охотничьими   организациями.

Лицензия   является   разрешительным   документом,  предоставляющим   право   на   охоту  некоторых  видов  зверей   и  птиц,   на  добычу   которых требуется   лицензия.

При   проведении   промысловой   охоты  лицензия   заменяется   договором  с  охотничьим   хозяйством   на  добычу   животных.

 

  1. в запретных местах.

           

  Государственные природные заповедники относятся к федеральной собственности, т. к. являются объектами, составляющими основу национального богатства страны. Государственными природными заповедниками являются изъятые полностью из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологи - просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного животного мира.7

Государственные природные  заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими  учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов  и явлений, генетического  фонда  растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные заказники могут, быть отнесены либо к особо охраняемым; природным территориям федерального значения, либо особо охраняемым природным территориям регионального значения. Государственные природные заказники федерального  значения учреждаются решением Правительства РФ на основании представления органов исполнительной власти субъектов РФ и специально уполномоченного на то государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды. А государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

При этом государственные  природные заказники федерального значения находятся в ведении специально уполномоченных на то Правительством России государственных органов РФ. Они финансируются за счет средств федерального бюджета и других не запрещенных законом источников. Подчиненность и порядок финансирования дирекций государственных природных заказников регионального значения определяются соответствующими государственными органами субъектов РФ. Для обеспечения функционирования государственных природных заказников создаются их администрации.

Специфических требований относительно режима особой охраны территорий заказников закон не предусматривает, а устанавливает лишь то, что на территории заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.8

На территории государственных  природных заказников, где проживают  малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение их традиционного образа жизни.

Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалось  два вида экологически неблагополучных  территорий — зоны чрезвычайной экологической  ситуации и зоны экологического бедствия. В соответствии со ст. 58 зонами чрезвычайной экологической ситуации объявлялись  участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные  изменения в окружающей природной  среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических  систем, генетических фондов растений и животных.

     Зоны экологического  бедствия — участки территории  РФ, где в результате хозяйственной  либо иной деятельности произошли  глубокие не обратимые изменения  окружающей природной среды, повлекшие  за собой существенное ухудшение  здоровья населения, нарушение  природного равновесия, разрушение  естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны (ст. 59).

       Зона  чрезвычайной экологической ситуации - официально объявленная государством  часть территории, на которой  в результате хозяйственной или  иной деятельности происходят  устойчивые отрицательные изменения  в окружающей природной среде,  угрожающие здоровью населения,  состоянию естественных экологических  систем, генетических фондов растений  и животных.9

  3) запрещенные сроки.

Охота   в  запрещенные   сроки - это  охота  в  то  время,   когда  всякая  охота  запрещена,   или   в  периоды,   запрещенные  для   добычи  когда,  всякая   охота   запрещена. Так  сотрудниками  Кизлярского  РОВД  было  задержано лицо,  которое осуществляло  охоту в запрещенные сроки с использованием  транспортного средства на  территории  Кизлярского   лесного хозяйства. По  данному факту было возбужденно уголовное дело  по пункту б части 1  статьи  258 УК РФ.   

Сроки охоты устанавливаются  с учетом многих факторов, таких  как:

а) экологическое благополучие в общем в стране;

б) экологическое благополучие в регионе;

в) метеорологический прогноз;

г) прогноз рождаемости  данного вида животных;

д) поголовье данного вида животных на момент открытия охоты;

е) правовое положение на данный момент;

 

  1. запрещенными орудиями и способами.

Что касается запрещенных  орудий и способов охоты, то в этом плане законодатель их решил указать  остаточным способом, отметив только законные в постановлении Правительства  от 10 января 2009 г. N 18 «О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты», в связи с которым ряд  ранее вынесенных постановлений  был признан утратившими силу.

Деление по способам охоты  производится всего лишь на два аспекта:

  1. Ружейная;
  2. Безружейная.

При данной классификации  можно видеть характерное деление  самой охоты. Она используется как  самими охотниками, для выбора наиболее целевого использования их возможностей, так и правоохранительными органами, для контроля в сфере правового  регулирования самого процесса охоты.

Ружейная охота предполагает использование легального охотничьего  оружия. Нарезного или гладкоствольного. При использовании данной классификации  возможно четкое разделение между легальным  и нелегальным охотничьим оружием. Под нелегальным понимается оружие которое соответствует хотя бы одному из перечисленных ниже требований:

а) нелегальный способ приобретения;

б) производство модернизация кустарным способом легально приобретенного оружия;

в) изготовление оружия кустарным  способом.

Данная классификация  показывает насколько часто производится охота с помощью нелегального оружия10.

Для добывания объектов животного  мира могут также использоваться собаки охотничьих пород и ловчие птицы.

Однако, дабы разграничить охоту как административное правонарушение и как преступления, законодатель, в статье ст. 258 УК РФ, признает охоту преступной, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба. Крупный ущерб, являющийся последствие незаконной охоты, определяется исходя из конкретных обстоятельств дела. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил, что при решении вопроса является ли ущерб крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отношение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, и иные обстоятельства содеянного. При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному миру. В случае причинения крупного ущерба незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями11.

б) с применением механического  транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и  иных способов массового уничтожения  птиц и зверей. К транспортным средствам  или воздушным судам относятся  мотоциклы, автомобили, моторные лодки, катера, самолеты, вертолеты и другие механические транспортные средства. Под применением транспортных средств  понимается или воздушных судов  понимается их использование в качестве средства охоты: выслеживание, преследование, добывание путем наезда. Если транспортные средства служили лишь средством доставки браконьеров в район охоты, отвоза добытого, данный признак состава отсутствует. Так, К., не имея разрешения, в запрещенное для охоты время на снегоходе выследил, преследовал, а затем убил лося. Он был обоснованно осужден по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ12. В связи с этим вряд ли можно согласиться с утверждением, что применением транспортного средства при незаконной охоте следует считать его использование при доставке к месту охоты капканов и другого снаряжения.

При использовании этих средств для выслеживания, преследования и самой добычи диких животных, браконьеры могут уничтожать животных на значительных территориях в огромном количестве. Нередко машины или катера оборудуются браконьерами специальными фарами-прожекторами для ослепления животных ночью.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ незаконной охоты