Уголовно-правовой анализ незаконной охоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является уголовно-правовой анализ незаконной охоты.
В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:
- дать понятие незаконной охоты;
- проанализировать объективные признаки незаконной охоты;
- определить субъективные признаки незаконной охоты.

Содержание работы

Введение………………………………………………….………..……………...3
Глава 1. Общие положения об экологической ответственности…………….6
1.1. Общие положение об ответственности за экологические преступления………………………………………………………………………6
1.2. Понятие незаконной охоты……………………………….…....................8
Глава 2. Уголовно-правовой анализ незаконной охоты…………………….10
1.2 Объект незаконной охоты………………………………………………...10
1.3 Объективная сторона незаконной охоты ……………..........................13
1.4 Субъективная сторона незаконной охоты ……………………………...24
1.5 Субъект незаконной охоты………………………………………………26
1.6 Квалифицированные составы незаконной охоты…………………..27
Глава 3. Уголовная ответственность за незаконную охоту и вопросы квалификации …………………………………………….……………............29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 69.62 Кб (Скачать файл)

 

 Введение………………………………………………….………..……………...3

 Глава 1. Общие положения об экологической ответственности…………….6

  1.1. Общие положение об ответственности за экологические преступления………………………………………………………………………6

1.2. Понятие незаконной охоты……………………………….…....................8

Глава 2. Уголовно-правовой анализ незаконной охоты…………………….10

  1.2 Объект незаконной охоты………………………………………………...10

  1.3  Объективная сторона незаконной охоты ……………..........................13

  1.4 Субъективная сторона незаконной охоты ……………………………...24

  1.5 Субъект незаконной охоты………………………………………………26

  1.6  Квалифицированные составы незаконной   охоты…………………..27

Глава 3. Уголовная  ответственность  за  незаконную  охоту и вопросы квалификации …………………………………………….……………............29

Заключение……………………………………………………………………….31

Список использованной литературы…………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Охрана окружающей среды  от преступных посягательств становится одним из основных направлений уголовно-правовой защиты в период социально-политических преобразований, происходящих в России в конце XX - начале XXI в.в. Длительное время проблемы сохранения биологического разнообразия ресурсов животного и растительного мира либо вообще не рассматривались на государственном уровне, либо решались в рамках защиты отношений собственности, где основным критерием опасности посягательств являлся размер имущественного ущерба.

Существенным достижением  действующего уголовного закона в сфере  охраны природной среды явилось  выделение в Уголовном кодексе  Российской Федерации 1996 г. отдельной  главы, предусматривающей систему  экологических преступлений. При  конструировании уголовно-правовых норм, объединенных в главе 26 УК РФ, экологический ущерб уже учитывается  наряду с материальным ущербом от преступного посягательства.

В настоящее время в условиях рыночной экономики усиливается тенденция роста преступности против окружающей среды. Приоритет экономических интересов над экологическими привел к тому, что в социальном сознании укрепилось мнение о неисчерпаемости природных ресурсов, а на уровне индивидуального сознания закрепилось безразличие к судьбе природы, ее состоянию, нанесенному ей ущербу. Следствием этого явилось кризисное состояние природной среды, особенно в сфере охраны животного мира.

Во многих регионах России вследствие хищнического истребления  природных ресурсов сложилось катастрофическое положение с охраной животных. В последние годы резко возросли объемы незаконной охоты: браконьерство  все более приобретает характер незаконного промысла, а промысловая и любительская охота на диких животных и птиц выходят из-под контроля.

Массовый характер стихийного коммерческого использования биологических  ресурсов, большой спрос на продукцию  охоты ставят под угрозу исчезновения редкие виды диких животных и способствуют широкому распространению браконьерства.

Необходимость исследования уголовно-правовых проблем борьбы с  незаконной охотой определяют недостаточная  теоретическая разработка, негативные тенденции роста данного вида преступлений, пробелы экологического законодательства и низкий уровень  уголовно-правовой защиты объектов животного  мира. Современное законодательство не позволяет эффективно бороться с  проявлениями данного вида преступности. Конструкции уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность  за незаконную охоту, криминологически необоснованны, отсутствуют четкие критерии разграничения рассматриваемых преступлений от административных правонарушений. Явно недостаточна дифференциация ответственности за квалифицированные виды данных преступлений, особенно за их совершение организованной группой или преступным сообществом.

Решение этих и иных вопросов, возникающих при реализации ст. 258 УК РФ, обусловливают актуальность и выбор темы исследования.

Исследованием проблем охраны окружающей среды и животного  мира в области уголовного права  и криминологии занимались М.М. Бринчук,

С.Я. Булатов, Т.А. Бушуева, П.С. Дагель, В.Н. Кудрявцев, А.И. Рарог, Н.С. Таганцев, А.Н. Трайнин.

Объект работы – общественные отношения, регулирующие уголовную ответственность за незаконную охоту.

Предмет работы – нормы  уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за незаконную охоту.

Цели и задачи работы. Целью работы является уголовно-правовой  анализ незаконной охоты.

В рамках цели исследования были поставлены следующие задачи:

- дать понятие незаконной  охоты;

- проанализировать объективные  признаки незаконной охоты;

- определить субъективные  признаки незаконной охоты.

Методология исследования. Методологической основой исследования явились: общефилософские и частно-научные методы познания, системный подход, аналитический, синтетический, синтаксический методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие положения об экологической ответственности.

1.1. Общие положение об ответственности за экологические преступления.

 

Задачами юридической  ответственности за экологические  правонарушения являются:

защита общественных отношений  в сфере экологии;

наказание правонарушителя;

предупреждение совершения им новых правонарушений (частное  предупреждение) и правонарушений со стороны других граждан (общее предупреждение);

 воспитание населения  в духе уважения к закону  и сложившемуся экологическому  правопорядку.

Ответственность за экологические  правонарушения основана на принципах  законности, равенства граждан перед  законом, виновной ответственности (за исключением обязанности по возмещению вреда, причиненного источником повышенной опасности, в порядке реализации гражданско-правовой ответственности), справедливости, гуманизма1.

Раньше в УК преобладали  нормы, предусматривавшие ответственность  за незаконное завладение природными ресурсами, тогда как число норм об ответственности за гораздо более  опасные деяния, состоящие в причинении вреда природной среде и здоровью человека, было незначительно, да и  те практически не применялись. Например, в последние годы за рыбное браконьерство  привлекается около 46% лиц от числа  совершивших экологические преступления за год, за незаконную охоту - 24,1%, за незаконную порубку леса - 25,8%, а по делам о  загрязнении водного и воздушного бассейнов они составляют всего 1,77%. Ранее доля лиц, привлекаемых за эти преступления, была еще меньше2.

Таким образом, появилось, наконец, четкое определение в законе круга  экологических преступлений, позволяющее  выстроить их в систему.

Прежнее уголовное экологическое  законодательство в основном было ориентировано  на то, чтобы пресечь расхищение природных ресурсов. Оно рассматривало природную среду как своеобразную "кладовку" природных богатств, отражало приоритет экономических интересов перед экологическими и интересами охраны прав человека на жизнь в благоприятных природных условиях. Игнорировало оно и особую важность защиты здоровья человека, экологического благополучия населения при решении хозяйственных, военных, научных и иных проблем.

В новом УК содержание главы "Экологические преступления", как и других, приводится в соответствие с иерархией социальных ценностей, принятых в правовом демократическом  государстве (личность, общество, государство), общепринятыми международными нормами  и требованиями борьбы с современными формами и видами экологической  преступности.

Введение специальной  главы об ответственности за экологические  преступления является одной из новелл нового УК РФ. В прежнем УК было более  десятка норм об охране природы, но содержались они в различных  главах, в основном среди норм о  хозяйственных преступлениях.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Понятие незаконной  охоты

Существует множество  определений понятия «охота», в  том числе и в уголовно-правовой науке. По мнению большинства авторов, охотой признается выслеживание с целью  добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся  в состоянии естественной свободы.

Ряд авторов ввели в  определение понятия охоты элементы правовой оценки. По их утверждению  охота - это разрешенный законом  вид деятельности людей по использованию  природных богатств животного мира.

Охота является одним из важных видов пользования животным миром. Исходя из специфики вида пользования  объектами животного мира, отнесенными  в установленном порядке к  объектам охоты, законодателем предусмотрена  необходимость установления особых правоотношений в данном виде пользования. Эти отношения закреплены в специальных  нормативно-правовых актах.

Под охотой понимается не только добыча (убой, отлов) диких зверей и  птиц, но и установка капканов, сетей, силков, самострелов, выслеживание и  преследование животных, а также  сам факт нахождения с ружьем и  охотничьей собакой в охотничьих угодьях.

Понятие «охота» различно трактуется и в нормативных актах: как вид пользования животным миром, как отрасль традиционного  хозяйствования, как разновидность  туризма и т.д. Более широкое понятие охоты содержится в «Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября I960 г., в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 29 декабря 2001 г., в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», в Федеральном законе «О животном мире» от 22 марта 1995 г.3, в Типовых правилах охоты в РСФСР от 4 января 1988 г.

На основе анализа нормативно-правовых актов и определений ученых, можно  отметить, что незаконная охота - это  запрещенная, неправомерная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным  законом деятельность лиц, направленная на извлечение из естественной природной  среды обитания диких зверей и  птиц с целью последующего присвоения мяса, шкур и иной продукции.

Общественная опасность  незаконной охоты заключается в  том, что она может привести и  отчасти приводит к хищническому уничтожению диких животных, птиц. Некоторые браконьеры превращают ее в источник нетрудового дохода. С  развитием рыночных отношений над  животным миром нависла угроза прямого  уничтожения. Например, на Кавказе становятся малочисленными лесная и каменная куница, европейская норка, кавказская выдра, полосатая гиена, европейская кошка, дрофа, хищные и болотные птицы. К  опасной грани подошла численность  отдельных пород горных баранов, среднеазиатской речной выдры и  некоторых других видов животных, которые занесены в Красную книгу. Поэтому повышенную опасность представляет незаконная охота на виды, занесенные в Красную книгу МСОП, России или  ее субъектов. Такие действия следует  считать причинившими особо крупный  экологический вред. Такая оценка способствовала бы дифференциации ответственности  за незаконную охоту, повышению эффективности  борьбы с наиболее опасными разновидностями  этого преступления4.

Общественная опасность  незаконной охоты также заключается  в причинении или угрозе причинения вреда общественным отношениям.

 

Глава 2.        Уголовно-правовой анализ незаконной охоты.

1.2 Объект незаконной охоты.

 

Родовым объектом состава  преступления, предусмотренного ст.258 УК РФ, являются общественная безопасность и общественный порядок.

Видовым объектом являются общественные отношения по охране окружающей среды, по рациональному использованию природных ресурсов, сохранению благоприятных для человека и других живых существ природных условий и обеспечению экологической безопасностью людей.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, связанные  с охраной природной среды  как условия жизнедеятельности  и здоровья людей, по охране и рациональному  использованию диких животных.

Диспозиция ст. 258 УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к ряду специальных  нормативных актов, которыми регулируется охота.

К ним прежде всего относятся названный Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ ст. 8 "О животном мире", нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Предмет незаконной охоты  составляют охотничьи ресурсы - объекты  животного мира, которые в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» или законами субъектов Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.

Предметом   незаконной   охоты  являются   дикие   звери,   и  птицы  на  территории   Российской   Федерации,   а  также   выпущенные   в  целях   разведения   в   охотничьи   угодья  независимо   от   того  в  чьем   ведении   они   находятся. Ими являются копытные млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.), медведи, пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.), птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.).

В целях обеспечения ведения  традиционного образа жизни и  осуществления традиционной хозяйственной  деятельности коренных малочисленных  народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые.

Законами субъектов Федерации  допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Федерального Закона от 24 июля 2009 г.

Информация о работе Уголовно-правовой анализ незаконной охоты