Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение преступлений, направленных против безопасности государства, а именно, изучение составов, предусмотренных статьями 275 и 276 Уголовного Кодекса Российской Федерации – государственной измены и шпионажа.

Содержание работы

Введение
Глава 1. История развития институтов государственной измены и шпионажа
1.1 Досоветский период
1.2 Советский период
Глава 2. Государственная измена
2.1 Объективная сторона
2.2 Субъективная сторона
2.3 Отграничение смежных составов
Глава 3. Шпионаж
3.1 Объективная сторона
3.2 Субъективная сторона
3.3 Отграничение смежных составов
Глава 4. Примеры уголовных дел
Глава 5. Предлагаемые изменения в УК
Глава 6. Уголовная Ответственность за шпионаж и государственную измену в зарубежном законодательстве
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач шпионаж и гос измена.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Являясь полноправными субъектами международных  правоотношений, отдельные международные  организации могут действовать  как в своих собственных интересах, так и в интересах специальных  служб отдельных иностранных  государств.

В соответствии с Законом РФ "О государственной  тайне" сведения, составляющие государственную  тайну, передаются международным организациям на основании решения Правительства  РФ. Между тем, отдельными международными организациями неоднократно предпринимались попытки получения сведений, составляющих государственную тайну, незаконными способами. В связи с этим предлагаемые изменения направлены на установление правовых оснований привлечения к уголовной ответственности лиц, выдавших сведения, составляющие государственную тайну, международной организации в нарушение установленного законом порядка.

Внесение  изменений в диспозицию статьи 275 УК РФ позволит, с одной стороны, исключить саму возможность произвола  и злоупотреблений со стороны  правоприменителей в случае привлечения к ответственности по указанной статье, с другой - в полной мере реализовать назначение уголовного судопроизводства, состоящее как в защите потерпевших от преступных посягательств, так и защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. 
В связи с тем, что раскрытие понятия шпионажа как формы государственной измены осуществляется через диспозицию статьи 276 УК РФ, то изменение статьи 275 УК РФ влечет за собой необходимость внесения в статью 276 УК РФ корректив, направленных на формирование единообразного подхода к определению объективной стороны шпионажа, прежде всего с точки зрения предмета доказывания.

Как показывает правоприменительная практика органов  федеральной службы безопасности, имеют  место случаи, когда иностранный гражданин в силу возложенных на него обязанностей становится обладателем сведений, составляющих государственную тайну, на законных основаниях. В то же время анализ статьи 283 УК РФ, предусматривающей ответственность за разглашение государственной тайны, показывает, что субъектом данного деяния может быть только гражданин Российской Федерации, а разглашение иностранным гражданином указанных сведений не относится к числу уголовно наказуемых деяний. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости внесения предлагаемого изменения в диспозицию части первой статьи 283 УК РФ.

Одной из серьезных проблем, с которой  пришлось столкнуться органам ФСБ, является распространение государственной  тайны по так называемой "цепочке". В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос об установлении ответственности лиц, которые, не являясь специальными субъектами, указанными в статье 283 УК РФ, преступным путем завладели сведениями, составляющими государственную тайну. Результаты анализа материалов уголовных дел, находившихся в производстве следственных подразделений органов Федеральной службы безопасности, показали, что сведения, составляющие государственную тайну, не защищены от умышленных действий лиц, которым она не была доверена и не стала известна по службе или работе, предпринимающих попытки их противоправного получения и использования при отсутствии в их действиях признаков государственной измены и шпионажа. При этом таких лиц, зачастую связанных с криминальными структурами, в первую очередь интересуют сведения в области оперативно-розыскной деятельности (о методах работы правоохранительных органов, о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, и т.п.). Повышенный интерес проявляется и к сведениям, составляющим государственную тайну, в области геологии, геодезии, картографии, топографии и экономической деятельности (главным образом со стороны представителей коммерческих организаций). Введение в УК России нормы, устанавливающей ответственность за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа, позволит обеспечить системность охраны различных видов информации ограниченного доступа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Уголовная  Ответственность за шпионаж и  государственную измену в зарубежном законодательстве.

В зарубежном уголовном  законодательстве даются различные  определения государственной измены, не всегда совпадающие терминологически, но по существу выражающие одно и то же.  Одной из форм измены считается шпионаж. Наказание за государственную измену обычно полагается самое суровое.

В Англии такие государственные преступления, как измена, шпионаж, выделяются в самостоятельную категорию под названием либо "преступления против безопасности государства", либо "преступления против короны и правительства". В законодательстве Англии ответственность за государственные преступления предусмотрена специальными законами, отдельные из которых приняты еще в XIV-XIX вв.: Законом о государственной измене 1351 г., Законами об охране государственной тайны (официальные секреты) 1911, 1920, 1939, 1989 гг., Законами об охране государственной тайны 1911, 1920, 1939, 1989 гг. предусмотрена ответственность за шпионаж и незаконное раскрытие государственной тайны. При этом речь идет о самых разных преступлениях: о незаконном приближении к запретным местам; о незаконной передаче с целью причинения ущерба безопасности государства документов или сведений, которые могут быть использованы врагом; о непринятии разумных мер заботы о секретных служебных документах; об укрывательстве шпионов; о незаконном использовании служебной формы и т.п. Виды подобных преступлений многочисленны, и их субъектом может быть любое лицо - как подданный Англии, так и иностранец. В настоящее время большая часть государственных преступлений относится к так называемым арестным преступлениям, наказание за которые составляет от пяти лет лишения свободы до пожизненного. Можно отметить, что “выдающуюся особенность английского законодательства о шпионаже составляют те презумпции виновности, которые в нем установлены: “При производстве дела о ком-нибудь по обвинению в преступлении, предусмотренном ст. 1 Основного Акта (т.е. закона 1911 г.), тот факт, что то или иное лицо было в сношениях или сделало попытку установить сношения с иностранными агентами в пределах или за пределами Соединенного Королевства, должен рассматриваться как доказательство того, что лицо действовало с целью, угрожающей безопасности и интересам государства, или пыталось получить информацию, которая была рассчитана на то, что она прямо или косвенно полезна неприятелю, или получена с расчетом на то, что она может быть ему полезна”18. “Своими всеобъемлющими перечнями в соединении с установленными презумпциями английские законы о государственной тайне открывают широкое поле для преследования лиц, в отношении которых имеются лишь весьма смутные подозрения; конечно, тогда, когда правительство сочтет это уместным”19.

          В США понятие государственного преступления трактуется доста-точно широко. Ответственность за государственные преступления регламентируется в основном федеральными актами, включая Конституцию США. Нормы отличаются казуистичностью, особенно при перечислении секретных объектов либо способов собирания, хранения или передачи информации. Признаки шпионажа в Своде законов США предполагают: передачу или попытку передачи иностранному правительству, его агентам или гражданам информации, относящейся к национальной обороне, если лицо действовало с намерением причинить ущерб Соединенным Штатам или, имея основания полагать, что это причинит ущерб Соединенным Штатам либо принесет выгоду иностранному государству. Это преступление наказывается смертной казнью либо лишением свободы на любой срок или пожизненно. Таким образом, за шпионаж предусмотрена более строгая ответственность, чем за измену. В федеральном законодательстве предусматривается ответственность и за другие преступления, сходные по объективной стороне со шпионажем. Так, лишением свободы на срок до десяти лет или штрафом наказываются следующие действия: 1) собирание информации, относящейся к национальной обороне при указанных выше целях; 2) получение такой информации; 3) передача ее любому лицу, не уполномоченному на ее получение (в отличие от собственно шпионажа здесь информация передается не иностранным государству, агентам или гражданам, а иным лицам); 4) утрата содержащего такую информацию документа в результате грубой небрежности; 5) несообщение начальнику об его утрате. По федеральному законодательству наступает ответственность и за незаконное фотографирование или зарисовку важных оборонных объектов, за публикацию таких снимков, рисунков и т.д. Согласно Свода законов США такие действия, независимо от их цели и мотивов, наказываются лишением свободы на срок до одного года или штрафом.

Во Франции ответственность за государственные преступления регламентирована Книгой IV "Преступления и проступки против нации, государства и общественного спокойствия" Уголовного кодекса. Там установлена уголовная ответственность за измену и шпионаж. Различие составов измены и шпионажа проводится по субъекту преступления: преступление, совершенное гражданином или военнослужащим Франции, представляет собой измену; преступление, совершенное гражданином или военнослужащим другой страны, или лицом без гражданства – шпионаж. По объекту, объективной и субъективной стороне эти преступления тождественны. В данном случае налицо совпадение с УК РФ. Так, Французский УК предусматривает ответственность за «сдачу иностранному государству, иностранной организации или организации, находящейся под иностранным контролем, либо их уполномоченным войсковых частей Франции, всей или части национальной территории, либо военной техники, сооружений, снаряжения и т.п., предназначенных для национальной обороны»20. При условии, если исполнители и соучастники таких преступлений добровольно известили административные или судебные органы о совершенном или совершаемом преступлении, способствовали пресечению преступных действий или недопущению гибели людей, а также установлению в случае необходимости других виновных, то наказание в таком случае сокращается наполовину, а в случае, когда за преступление предусматривается пожизненное лишение свободы, оно сокращается до двадцати лет.

В Германии государственная измена, согласно Уголовному кодексу ФРГ, - это посягательство на территориальную и конституционную неприкосновенность. В Уголовном кодексе ФРГ, действующем с 1871г., соответствующий раздел называется “Измена родине и угроза внешней безопасности”. В нём есть статья “Измена Родине”, в которой указано: “Кто: 1. сообщает иностранному государству или одному из его посредников, или 2. иным образом делает государственную тайну доступной постороннему лицу или публично оглашает государственную тайну для того, чтобы нанести ущерб ФРГ, или оказывает помощь иностранному государству, создавая тем самым опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности ФРГ, наказывается лишением свободы на срок не менее одного года. В особо тяжких случаях наказанием является пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок не менее пяти лет. Особо тяжкий случай имеет место, если: 1. лицо злоупотребляет своим ответственным положением, которое обязывает его хранить государственную тайну, или 2. когда совершение деяния создает опасность особо тяжкого вреда внешней безопасности ФРГ”21. Сходство диспозиции статьи со ст. 275 УК РФ очевидное (нет только “враждебной деятельности” иностранного государства). В УК ФРГ также предусмотрена уголовная ответственность за “разглашение государственной тайны” (ст. 95) и “выдачу государственной тайны” (ст. 97), где наказуемым является “публичное оглашение государственной тайны, охраняемой государственным учреждением, что вызывает опасность причинения серьезного вреда внешней безопасности ФРГ”22. Составы аналогичные, но разница в субъективной стороне: во второй статье присутствует оговорка, что субъект действует по неосторожности (санкция соответственно мягче – лишение свободы до 5 лет или штраф; при разглашении государственной тайны с прямым умыслом нижний предел санкции выше – от 6 месяцев до 5 лет). Так же данная нлава содержит следующие составы преступлений: разглашение государственной тайны; изменническое и иное выведывание государственной тайны; выдача государственной тайны; выдача тайны, не являющейся государственной; разглашение сведений, ошибочно принимаемых за государственную тайну; шпионская агентурная деятельность;  агентурная деятельность по заданию иностранных секретных служб; сношения, создающие угрозу мирному существованию ФРГ; изменнический подлог.

В Швейцарском Уголовном  кодексе 1937 г. соответствующий раздел называется “Преступления и проступки против государства и обороны страны” и содержит следующие главы: 1. “Преступления или проступки против государства”, 2. “Запрещенная разведывательная деятельность”, 3. “Угроза конституционному порядку”, 4. “Нарушение военной безопасности”. Первая глава начинается статьей, которая именуется также как в нашем УК “Государственная измена”, но по диспозиции полностью отличается. Так в Швейцарском УК государственной изменой считается “действие, которое направлено на то, чтобы, используя силу: изменить Конституцию Федерации или кантона; отстранить от должности конституционные государственные органы или лишить их возможности выполнять свои функции; отделить швейцарскую территорию от Конфедерации или территорию от кантона”23. В этой же главе предусмотрена уголовная ответственность за “посягательства на независимость Конфедерации”, а также за “действия и устремления иностранных государств, направленные против безопасности Швейцарии”. (В качестве соучастников этого преступления предусмотрены помимо самого иностранного государства иностранные партии, другие организации за границей или их агентура, и ответственность наступает за вступление в связь с ними с целью поддержать их действия или устремления, направленные против безопасности Швейцарии). Как видно, есть аналогия с составом ст. 275 в нашем УК, где также речь идет о содействии иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. Уголовно наказуемым по Швейцарскому УК являются также: “Запрещенные действия в пользу иностранного государства” – действия, которые относятся к компетенции органа или служащего; “Нарушение территориального суверенитета Швейцарии” – проникновение на территорию Швейцарии в нарушение международного права; “Дипломатический шпионаж” – умышленное разглашение иностранному государству, его агентуре тайны, чье сохранение требуется для блага Конфедерации; фальсифицирование, уничтожение, похищение документов или средств доказывания, относящихся к правовым отношениям между Конфедерацией или кантоном и иностранным государством с умышленной угрозой интересам Конфедерации или кантона; умышленная связь уполномоченного Конфедерации с иностранным правительством в ущерб Конфедерации. Наказание предусмотрено в виде каторжной тюрьмы или тюремного заключения на срок до 5 лет; если же лицо действовало по неосторожности, то наказанием является тюремное заключение или штраф. Что касается второй главы Швейцарского УК, то там предусмотрены основания уголовной ответственности за политическую разведывательную деятельность в интересах иностранного государства или зарубежной партии или другой зарубежной организации в ущерб Швейцарии или её представителей, жителей или организаций, экономическую разведывательную деятельность (выведывание производственной или коммерческой тайны для служебного органа или иностранной организации или частного предприятия, или их агентов) и военную разведывательную деятельность для иностранного государства в ущерб Швейцарии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав составы  преступлений: государственная измена и шпионаж, я пришёл к выводу, что  определения, данные для государственной измены и шпионажа в Уголовном кодексе РФ, не является чем-то уникальным. Основная часть определения измены и шпионажа взята из Уголовного кодекса Германии, идея о разделении этих деяний по субъекту исходя из гражданства лица, совершившего преступление, заимствована из Уголовного кодекса Франции. Что-то перешло и от Уголовного кодекса СССР, но 275 и 276 статьи не являются идеологическими пережитками, как это утверждает ряд авторов.

Они видят идеологическую подоплёку в названии статьи «государственная измена». Якобы сильный негативный импульс несёт и слово «измена», и определение «государственная». Вместе с тем никто не предлагает какой-либо альтернативы. Я, напротив, считаю, что слово «измена» нельзя заменить адекватными синонимами, а определение «государственная» очень точно подчёркивает, что объектом является не супружеская измена, например, а измена интересам государства.

При доказывании важную роль играет каждое слово данной статьи, все формулировки имеют практическое значение (о чём я указал во 2 главе своей курсовой работы), поэтому называть 275 статью пафосной и идеологической неправильно.

Тем не менее, 275 и 276 статьи нуждаются в серьёзной доработке, так там не предусматривается  ответственность за измену и шпионаж  в пользу международных организаций, за измену в ущерб конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности России и так далее. Поэтому я полностью поддерживаю инициативу правительства, касающуюся внесения изменений в УК РФ.

 

 

 

Список литературы.

1. Уголовный Кодекс  Российской Федерации 1996 года. №  63-ФЗ

2. Закон Российской  Федерации «О государственной  тайне» 1993 года

3. Законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"; 2008

4. Уголовный Кодекс ФРГ 1871 года

5. Швейцарский Уголовный кодекс 1937 года

6. Уголовный Кодекс Франции 1922 года

7. Свод законов США

8. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года

9. Уголовное уложение 1903 года

10. Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года

11. Уголовный Кодекс РСФСР 1926 года

12. Уголовный Кодекс РСФСР 1961 года

13. Горин А.Г.; История государства и права России. Хрестоматия; Нижний Новгород; ННГУ им. Лобачевского; 2006.

Информация о работе Уголовная ответственность за шпионаж и государственную измену