Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 17:11, курс лекций

Описание работы

Ювенальная юстиция (от лат. juvenаlis «юношеский» и лат. Jūstitia «правосудие») – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка.

Файлы: 1 файл

Ювенальная юстиция..doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

всего общества.

Основные  принципы  государственной  молодежной  политики  в

Республике Беларусь:

1. Сочетание государственных, общественных  интересов с интересами и

правами молодых граждан.

32

2. Последовательность и комплексность.

3. Научная обоснованность.

4. Учет интересов и потребностей  молодых граждан.

5. Гарантированность защиты прав  и интересов молодых граждан.

6. Гласность и открытость.

7. Участие  самой  молодежи  в  разработке  и  реализации  молодежной

политики.

3. Основные  направления  молодежной  политики  на  современном

этапе

Современная  концепция  государственной  молодежной  политики  в

Республике Беларусь в качестве главных направлений выделяет следующие

направления:

1. Улучшение жилищных условий  молодежи.

2. Профориентация и трудоустройство  молодежи.

3. Социально-экономическая поддержка  молодой семьи.

4. Деятельность, направленная  на  гражданское  становление, духовно-

нравственное, патриотическое и экологическое  воспитание молодежи.

5. Поддержка  научного  и   научно-технического  творчества,

изобретательства и рационализаторства молодежи.

6. Поддержка  рабочей  молодежи (городской  и  сельской), содействие

вовлечению  молодежи  в  сельскохозяйственное  производство  и

закреплению молодых специалистов в селе.

7. Усиление международного молодежного  сотрудничества.

8. Поддержка массового детского и молодежного спорта и туризма.

9. Государственная  поддержка   деятельности  детских  и   молодежных

общественных объединений.

10.Правовая защита и социальная  адаптация молодежи.

11.Содействие  медицинскому  обслуживанию  и  сохранению

репродуктивных функций молодых женщин, поддержка материнства.

12.Развитие  системы  подготовки  и  переподготовки  государственных

служащих  и  специалистов  по  работе  с  молодежью, лидеров

молодежных и детских общественных объединений.

13.Развитие  системы  информационного  обеспечения  государственной

молодежной политики.

Основные нормативные источники

1. Всеобщая  Декларация  прав  человека. Декларация  прав  и   свобод

человека и гражданина – М., 1993.

2. Конвенция  о  правах  ребенка  ООН 1989 г. // Сборник   международных

стандартов и норм ООН в области  правосудия в отношении несовершеннолетних. – M.:

UNISEF, 1998. С.23.

3. Об  общих  началах  государственной   молодежной  политики: Закон

Республики  Беларусь  от 24 апреля 1992 г. // Ведомости  Верхов. Совета  Республики

Беларусь. 1992. № 19. Ст. 304; 1997. № 27. Ст. 472.

33

4. Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь от 31 мая 2003 г., с изм. и доп. от

26 июня 2005 г., 10 июля 2007 г., 5 января 2008 г. // НРПА. 2003. № 64. 2/949; 2005. № 104.

2/1125; 2007. № 170. 2/1347; 2008. № 14.2/1412.

Тема 7. Предпосылки создания ювенальной юстиции в Республике

Беларусь

1. Правовые основания для создания  системы ювенальной юстиции

в Республике Беларусь

2. Предложения по формированию системы ювенальной юстиции в

Республике Беларусь

Основные  понятия:  ювенальная  юстиция, концепция  ювенальной

юстиции

1. Правовые основания для создания  системы ювенальной юстиции

в Республике Беларусь

Ювенальная  юстиция  в  широком  понимании – это  совокупность

правовых, медико-социальных, психологических, педагогических,

реабилитационных  механизмов, а  также  иных  процедур, программ, мер,

которые  предназначены  специально  для  защиты  прав  детей. Такие

ювенальные системы действуют во многих  странах  мира. Опыт этих стран

Беларусь может  успешно  использовать  с  учетом национальных  традиций и

наших  экономических  возможностей. Всем  нам  хорошо  известно, сколько

делается  в  Республике  Беларусь  для  защиты  прав  детей. Но  все же

необходимо создание отдельной  системы ювенальной юстиции.

Первоначально, нужно  сказать, что  Республика  Беларусь

присоединилась  к  Конвенции  о  правах  ребенка. Затем  приняла  Закон «О

правах ребенка». Таким образом, правовая основа для следующего шага у нас

имеется. Кроме того, Республика Беларусь давно ратифицировала и взяла  на

себя  обязательства  исполнять  так  называемые «Пекинские  правила» – это

минимальные  стандартные  правила  ООН, касающиеся  отправления

правосудия по  делам  несовершеннолетних. Принят  у нас  также ряд других

международных  документов, которые  говорят  о  том, что  в  каждом

государстве  должна  быть  создана  специальная  национальная  система

органов, предназначенных  для  защиты  прав  и  законных  интересов

несовершеннолетних. Это и есть правовое основание, на котором еще  в 2003

году  был  разработан  проект  Концепции  ювенальной  юстиции. Его

разработало Министерство образования  с учетом мнений специалистов при

поддержке  Детского  фонда  ООН  ЮНИСЕФ. Однако  этот  проект  так  и  не

дошел  до  законодательного  оформления. Сегодня  уже  на  более  высокой

основе  разработан  новый  проект, теперь  Указа  Главы  государства  «О

концепции ювенальной юстиции».

Лекция 8

34

Причиной  разработки  нового  проекта  явилось недостаточная

деятельность  существующих  органов. У  нас  получается  как  в  поговорке  о

семи няньках, у которых дитя без глаза. Конечно, нельзя сказать, что у нас

такие крупные недостатки в обеспечении  прав несовершеннолетних. Но все

специалисты, работающие  в  этой  области, отмечают, что  отсутствует

координация  и  единая  стратегия  в  их  деятельности. Особенно  на

региональном  уровне. Поэтому  необходимо  создать  хорошо

скоординированную  систему  органов, действующую  по  единой  стратегии,

программе и обеспечивающую исключительно  только права детей. Чтобы эти

органы  не  занимались  наряду  с  детьми  еще  и  проблемами  взрослых. Мы

хорошо  знаем, что  и  органы  социальной  защиты, и  здравоохранения, и

милиция, и  суды – они  все  занимаются  всеми проблемами, в том числе и

проблемами детей. И это всегда бывает достаточно эффективно.

Новая концепция ювенальной юстиции  содержит три уровня. Первый –

докриминальный, который  предусматривает  создание  условий  для

профилактики  противоправного  поведения  несовершеннолетних. Второй

уровень – криминальный: создание справедливой системы судопроизводства

по делам о правонарушениях  и преступлениях несовершеннолетних. Третий

уровень – посткриминальный: создание  программы  реабилитации и

ресоциализации  подростков, для  того  чтобы  помочь  им  после  отбытия

наказания  заново  вписаться  в  наше  общество, научится  жить  на  свободе,

соблюдая законы государства.

Сегодня основная нагрузка в решении  проблем детей и предупреждении

преступности  несовершеннолетних  должна  быть  сосредоточена  в

докриминальном  уровне, то  есть  для  того  чтобы  не  допустить  попадание

ребенка в сферу уголовной юстиции.

Второй  криминальный  уровень  – это  система  судов  по  делам

несовершеннолетних. Обычно  когда  говорят  про  ювенальную  юстицию,

почему-то всегда думают, что это  исключительно суды. Суды – это  вершина

ювенальной  пирамиды, они  действуют  во  многих  странах  мира. К

сожалению, мы  такую  систему  до  сих  пор  не  построили, при  том, что в

резолюции  Второго  съезда  судей  в 2002 году  и  в  речи  Президента

Республики  Беларусь  на  этом  съезде  была  поставлена  задача  создать

правосудие  по  делам  несовершеннолетних. Сегодня  об  этом  говорит  и

Кодекс о судоустройстве и статусе судей, в котором описано создание такого

суда. В Уголовно-процессуальном кодексе  уже 8 лет действует положение  о

том, что дела о преступлениях  несовершеннолетних должны рассматривать

судьи, прошедшие  специальную  подготовку. Однако  до  сих  пор  такая

подготовка  не  организована, таким  образом, не  выполнено  действующее

национальное законодательство.

В  случае  принятия  Концепции  ювенальной  юстиции  сегодняшнее

белорусское законодательство потребует  изменений.

Создание ювенальной юстиции –  это огромные финансовые затраты, и в

силу нашего кризисного положения  экономики говорить о вливании каких-то

дополнительных  финансовых  средств  невозможно. Но  это  неверное

35

представление, многим кажется, что  сделать ювенальный суд – это  построить

новое  большое  здание. Но  во  многих  странах  нет  отдельных  зданий  для

судов  несовершеннолетних, для  этого, к  примеру, отводится  один  этаж  в

здании суда. А для того, чтобы  из 20 судей района подготовить одного или

двух  специализирующихся  по  делам  несовершеннолетних, тоже  не  надо

особых  средств. Надо  просто  закрепить  это  требованием, постановлением

Совета юстиции. Кроме того, процедура  судебного разбирательства по делам

несовершеннолетних  должна  отличаться  от  аналогичной  процедуры  в

отношении взрослых, что и предусмотрено в ряде международных правовых

актов, к  которым  присоединилась  наша  страна. Так, например, в  законе

предусмотрено  обязательное  участие  защитника  на  всех  этапах  следования

судебного  разбирательства  уголовного  дела  несовершеннолетнего, которое

гарантируется государством. Эта проблема в нашем государстве уже решена.

Сегодня члены коллегии адвокатов  Республики Беларусь принимают участие

в уголовном процессе по всем делам  о преступлениях несовершеннолетних,

дают бесплатную консультацию до первого допроса.

2. Предложения по формированию  системы ювенальной юстиции в

Республике Беларусь

Интересы  охраны  прав  несовершеннолетних  и  молодежи, обеспечения

наиболее  эффективного  содействия  их  благополучию, сокращения

использования  в отношении  детей  карательных  санкций делает  актуальной

задачу создания в Республике Беларусь системы ювенальной юстиции.

Основополагающим  принципом  при  разработке  этой  системы  должно

стать положение  ст. 3 Конвенции  ООН о правах  ребенка, в соответствии  с

которым  во  всех  действиях  государственных, частных  учреждений, суда,

административных  и  законодательных  органов, предпринимаемых  в

отношении детей, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему

обеспечению их интересов.

Ювенальная юстиция должна быть построена на более гуманистических

процессуальных  нормах  и  могла  бы  включать  в  себя  сеть  разнообразных

социальных, правоохранительных  служб  для  несовершеннолетних

правонарушителей, специализированных  судов  по  делам  семьи  и

несовершеннолетних.

В систему ювенальной юстиции в  широком понимании должны входить:

ь институт ювенального судьи;

ь ювенальная прокуратура;

ь детская адвокатура;

ь агентства уполномоченных по правам ребенка;

ь инфраструктура социальных  учреждений и институт социальных

работников.

Непосредственное  уголовное  наказание  должно  стать  чрезвычайной

мерой  наказания  для  подростка. Распространенной  формой

правоприменительной  практики, основанной  на  реализации  в  отношении

несовершеннолетнего  мер  воспитательного  воздействия, не  связанных  с

36

уголовным наказанием, должно  стать  присуждение  подростка  к различным

социально-психологическим  и  реабилитационным  программам,

направленным на его ресоциализацию.

Таким образом ювенальная юстиция должна обеспечивать:

ь эффективную  профилактику  правонарушений  среди

несовершеннолетних;

ь справедливость  любого  правового  решения  в  отношении

несовершеннолетних;

ь защиту  прав  и  законных  интересов  несовершеннолетних  и

молодежи  при  разрешении  гражданских, административных  и  уголовных

дел, связанных  как  с  их  условиями  жизни  и  воспитанием, так  и

совершаемыми ими правонарушениями;

ь обеспечение  социализации  личности  детей  в  максимально

благоприятных условиях жизни.

На сегодняшний день мы вынуждены  признать отсутствие ювенальной

юстиции  в  Республике  Беларусь. Основная  часть  специалистов  пока  не

задумывается, что  правосудие  в  отношении  несовершеннолетних  должно

отличаться  от  общего  правосудия. Проблемы  правосудия  в  отношении

несовершеннолетних по-настоящему не изучаются.

Поэтому  в  обществе  недостает  знания  и  понимания  этих  проблем. В

связи  с  этим  важно  своевременно  проанализировать  развитие  судебной

системы  и  увидеть  перспективы  правосудия  в  отношении

несовершеннолетних с учетом имеющегося белорусского и международного

опыта.

Основные нормативные источники

1. О президентской программе  «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы: Указ

Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318 // НРПА 2006. № 1/7590.

2. О присоединении Республики  Беларусь к Факультативному протоколу

к Конвенции о правах ребенка, касающегося  участия детей в вооруженных

конфликтах: Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г № 67-3.

3. О  национальной  комиссии  по  правам  ребенка: Указ  Президента

Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 675.

4. Об утверждении республиканской  программы «Молодежь Беларуси»

Информация о работе Ювенальная юстиция