Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 17:11, курс лекций

Описание работы

Ювенальная юстиция (от лат. juvenаlis «юношеский» и лат. Jūstitia «правосудие») – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка.

Файлы: 1 файл

Ювенальная юстиция..doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

диапазон  и  обстоятельность  принятых  им  в  этой  связи  международных

документов, представляется довольно парадоксальным, что соответствующие

права, нормы  и  принципы  систематически  игнорируются  и  грубо

нарушаются буквально во всем мире и в таком масштабе, который, вероятно,

не имеет аналога в области соблюдения гражданских прав.

Этот  парадокс  наглядно  иллюстрируется  той  частью  резолюции

Генеральной  Ассамблеи  Организации  Объединенных  Наций  в  связи  с

17

принятием «Пекинских правил», где  говорится, что «хотя в настоящее  время

достижение  таких  стандартов  может  показаться  трудным, учитывая

существующие  социальные, экономические, культурные, политические  и

правовые  условия, тем  не менее, их  достижение предполагается  в  качестве

политического минимума». В сходной  резолюции о принятии Правил ООН,

касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, по контрасту,

открыто  говорится, что  Генеральная  Ассамблея «встревожена  условиями  и

обстоятельствами  лишения  несовершеннолетних  свободы  во  всем  мире».

Далее  обе  резолюции, тем  не  менее, настоятельно  призывают государства-

члены  выделить «необходимые  средства  для  обеспечения  успешного

осуществления» каждого из документов.

Некоторые  стандарты  в  области  правосудия  в  отношении

несовершеннолетних – в  частности  те, которые  специально  регулируют

вопросы  лишения  свободы, –  подтверждают  экономические, социальные  и

культурные  права: например, удовлетворительное  обеспечение  пищей  и

одеждой, доступ к медицинскому обслуживанию и образованию. Эти права

должны  соблюдаться  без  какой-либо  дискриминации, независимо  от

положения того или иного ребенка.

В  международно-правовых  документах  не  существует  четкой  нормы,

касающейся  возраста, по  достижении  которого  имеет  смысл  привлекать

несовершеннолетнего  к  уголовной  ответственности. «Конвенция» просто

требует, чтобы  государства-участники  установили «минимальный  возраст,

ниже  которого  дети  считаются  неспособными  нарушить  уголовное

законодательство» (ст.40.3). «Пекинские правила» содержат дополнительный

принцип: «нижний  предел  такого  возраста  не  должен  устанавливаться  на

слишком  низком  возрастном  уровне, учитывая  аспекты  эмоциональной,

духовной и интеллектуальной зрелости» (правило 4.1). Это, по крайней мере,

указывает, что  при  установлении  минимального  возраста  следует

руководствоваться  данными  медицинских  и  социопсихологических

исследований, а не обычаями или  требованиями общественности.

В некоторых странах минимальный  возраст вообще не установлен, что,

в  принципе, позволяет  привлекать  ребенка  к  уголовной  ответственности  с

момента  рождения. Там, где  он  установлен, между  странами  существует

поразительные различия.

В  общем, возраст  уголовной  ответственности  не  всегда  является

аккуратным  показателем  того, является ли  позиция властей репрессивной

или воспитательной.

В  настоящее  время  существуют  примеры  создания  ряда  органов,

заменяющих  формальные  суды  и  уполномоченных  рассматривать  дела

подростков, которые  совершили  не  слишком  серьезные  правонарушения  и

признались в их совершении.

Это, например, хорошо известная система  «слушаний по делам детей» в

Шотландии. На  сходных  мотивах  основана  новозеландская  инициатива  в

отношении детей 10-13 лет – система  групповых семейных консультаций, к

которой прибегают в том числе в тех случаях, когда количество, характер и

18

масштаб  совершенных  ребенком  правонарушений  вызывают  серьезное

беспокойство о его благополучии.

Политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних – это

не  политика, если  она  не  включает  в  себя  профилактику. А

профилактические меры нельзя –  невозможно – осуществлять в вакууме. Тем

не  менее, большая  часть  профилактической  работы – это  программы  на

уровне микрорайонов и местных  общин, никак не влияющие на те известные

внешние  факторы, которые  создают  или  питают  благоприятную  почву  для

несовершеннолетней  преступности. Хуже  того, отсутствие  эффективной

профилактики  вообще  значительно  снижает  наши  шансы  на  создание

системы  правосудия  в  отношении  несовершеннолетних, достойной этого

названия.

На  практике  усилия  по  профилактике  молодежной  преступности

буквально  идентичны  соблюдению  и  защите  прав  ребенка, которые

провозглашает «Конвенция».

4. Международное сотрудничество  в области ювенальной юстиции.

Многоплановая  деятельность  ООН  и  ее  центров  и  институтов  дает

интересную  картину  международных  контактов  в  области  ювенальной

юстиции.

Международное сотрудничество в области  ювенальной юстиции:

- это сотрудничество представляет  собой движение поступательное – от

достаточно  примитивных  разовых  или  продолжающихся  двусторонних

контактов юристов-ученых и судей-практиков  для получения информации о

новых судах для несовершеннолетних – до создания в мире международных

неправительственных профессиональных организаций, занимающихся этой

проблемой постоянно, и, наконец, –  возникновения разветвленной системы

центров  и  институтов  ООН, включивших  в  свои  программы  длящиеся

исследовательские  проекты, в  которых  предусмотрены  и  исследования  на

международном уровне ювенальной юстиции;

- исследования ювенальной юстиции,  как части правосудия, охватили  к

настоящему  времени  не  только  те  страны, где  действуют  суды  по  делам  о

несовершеннолетних, но  и  те, где  такая  юрисдикция  не  создана, или  где

действующая  система  правосудия  не  соответствует  международным

стандартам, принятым для ювенальной юстиции. Цель таких исследований –

не  только  дать «международную  панораму»  ювенальной  юстиции, но  и

предложить  странам, где ее нет, наиболее эффективные ее модели, сократив

тем  самым  сроки  создания  судов  для  несовершеннолетних  и  потери  от

поисков удачного опыта в этой области;

- развитие  глобальных  форм  международного  сотрудничества  в

рассматриваемой области не сняло потребность в проведении двусторонних и

более  форм  сотрудничества  на  международной  арене  по  специально

избранным актуальным вопросам данной темы;

- заняли прочное место в международном  сотрудничестве и семинары и

коллоквиумы, проводимые непосредственно  по теме «Ювенальная юстиция»,

19

либо  в  рамках  более  общей  проблемы  правосудия, защиты  прав  человека,

борьбы с преступностью и  т.д.;

- рассмотренные  этапы  международного  сотрудничества  в  области

ювенальной  юстиции  были  жизненно  необходимы  для  поступательного

развития  этой  ветви правосудия. Перевод исследований  на  международный

уровень, определение  ее  типичных  и  случайных  признаков, выработка

международных стандартов ее функционирования – помогли создать новую,

современную  ювенальную  юстицию, как  юрисдикцию, имеющую

общегуманитарную ценность.

Основные нормативные источники

1. Всеобщая  Декларация  прав  человека. Декларация  прав  и   свобод

человека и гражданина – М., 1993.

2. Конвенция  о  правах  ребенка  ООН 1989 г. // Сборник   международных

стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. – M.:

UNISEF, 1998. С.23.

3. Минимальные  стандартные   правила  ООН, касающиеся  отправления

правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г. //

Сборник международных стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении

несовершеннолетних. – M.: UNISEF, 1998. С.51.

4. Руководящие  принципы  Организации   Объединенных  Наций

предупреждения  преступности  среди  несовершеннолетних (Руководящие

принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990 г. // Сборник международных стандартов и

норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. – M.: UNISEF, 1998.

С.86.

5. Правила ООН, касающиеся  защиты  несовершеннолетних, лишенных

свободы 1990 г. // Сборник  международных  стандартов  и  норм  ООН  в  области

правосудия в отношении несовершеннолетних. – M.: UNISEF, 1998. С.103.

Тема 4. Правовой статус несовершеннолетних по законодательству

Республики Беларусь

1. Конституционно-правовой  статус  несовершеннолетних  в

Республике Беларусь.

2. Правовое  положение  несовершеннолетних  в  сфере  гражданско-

правовых отношений.

3. Правовое  положение  несовершеннолетних  в  сфере  брачно-

семейных отношений.

4. Правовое  положение  несовершеннолетних  в  сфере

административных правоотношений.

Основные  понятия:  правовой  статус, права  и  интересы

несовершеннолетних, правоспособность  и  дееспособность

несовершеннолетних, Комиссия по делам  несовершеннолетних.

Лекция 5

20

1. Конституционно-правовой  статус  несовершеннолетних  в

Республике Беларусь.

Правовую  основу  регулирования  прав  ребенка  в  Республике  Беларусь

составляют  Конституция  Республики  Беларусь, международные  договоры

Республики  Беларусь, настоящий  Закон  и  иные  акты  законодательства

Республики Беларусь, касающиеся прав и интересов ребенка

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство  защищает  жизнь  ребенка  от  любых  противоправных

посягательств.

Применение смертной казни и  пожизненного заключения в отношении

лиц, совершивших  преступления  в  возрасте  до  восемнадцати  лет, не

допускается.

Каждый  ребенок  имеет  неотъемлемое  право  на  охрану  и  укрепление

здоровья.

Государство создает надлежащие условия  матери по охране ее здоровья

в  дородовой  и  послеродовой  периоды, обеспечивает  здоровое  развитие

ребенка, предоставляет  детям  бесплатную  медицинскую  помощь  и

санаторно-курортное  лечение  в  соответствии  с  законодательством

Республики  Беларусь. Дети  в  возрасте  до  трех  лет  и  дети-инвалиды  в

возрасте  до  восемнадцати  лет  обеспечиваются  лекарственными  средствами

по  рецептам  лечащих  врачей  бесплатно  в  порядке, предусмотренном

законодательством Республики Беларусь.

Все дети  имеют равные права  независимо от происхождения, расовой,

национальной  и  гражданской  принадлежности, социального  и

имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии,

места  жительства, состояния  здоровья  и  иных  обстоятельств, касающихся

ребенка  и  его  родителей. Равной  и  всесторонней  защитой  государства

пользуются дети, рожденные в браке и вне брака.

Каждый  ребенок  имеет  право  на  гражданство. Основания  и  порядок

приобретения  и  изменения  гражданства  ребенка  определяются  актами

законодательства  Республики  Беларусь, регулирующими  вопросы

гражданства.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни и условия, необходимые

для  полноценного  физического, умственного  и  духовного  развития.

Государственные  органы  через  систему  социальных  и  экономических  мер

обеспечивают создание этих условий.

Каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов

эксплуатации и насилия.

Государство  обеспечивает  неприкосновенность  личности  ребенка,

осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную,

от  физического  и (или) психического  насилия, жестокого, грубого  или

оскорбительного  обращения, сексуальных  домогательств, в  том  числе  со

стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения

в  преступную  деятельность, приобщения  к  спиртным  напиткам,

21

немедицинскому употреблению  наркотических, токсических, психотропных

и  других  сильнодействующих, одурманивающих  веществ, принуждения  к

занятию  проституцией, попрошайничеством, азартными  играми  или

совершению  действий, связанных  с  изготовлением  материалов  или

предметов порнографического характера.

Лица, которым  стало  известно  о  фактах  жестокого  обращения,

физического  и (или) психического  насилия  в  отношении  ребенка,

представляющих  угрозу  его  здоровью  и  развитию, обязаны  немедленно

сообщить об этом в компетентный государственный орган.

Ребенок  в  возрасте  четырнадцати  лет  и  старше  имеет  право  на

получение юридической помощи для  осуществления и защиты своих  прав и

свобод, в том числе право  пользоваться в любой момент помощью  адвокатов

и  других  своих  представителей  в  суде, иных  государственных  органах,

других организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами

без согласия родителей или лиц, их заменяющих.

В  случаях, предусмотренных  законодательством  Республики  Беларусь,

юридическая помощь оказывается ребенку коллегиями адвокатов бесплатно.

В  случае  нарушения  прав  ребенка, которые  определены  Конвенцией

Организации  Объединенных  Наций  о  правах  ребенка 1989 года  и  иными

актами  законодательства  Республики  Беларусь, ребенок  имеет  право

обращаться с заявлениями в  органы опеки и попечительства, прокуратуру, а

по достижении четырнадцати лет  – в суд с заявлением о защите своих прав и

Информация о работе Ювенальная юстиция