Ювенальная юстиция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 17:11, курс лекций

Описание работы

Ювенальная юстиция (от лат. juvenаlis «юношеский» и лат. Jūstitia «правосудие») – система государственных органов, осуществляющих правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также государственных и негосударственных структур, проводящих контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав ребёнка.

Файлы: 1 файл

Ювенальная юстиция..doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

человека), так  и  функционального  – по  защите  отдельных  категорий

населения (Комиссия по положению  женщин, Комиссия по предупреждению

дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по

делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению  с

правонарушителями).

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования

механизма международной защиты прав человека, который включает в себя

разработку  международных  стандартов  в  области  защиты  прав  человека  и

создание международных контрольных  органов за их соблюдением.

2. Декларация  прав  ребенка.  Конвенция  о  правах  ребенка   ООН

1989г.

Специальным  документом, полностью  посвященным  правам  ребенка,

стала  Декларация  прав  ребенка. В 1946 г. Экономический  и  Социальный

совет  ООН  решил, что, хотя  принципы  Женевской  декларации  должны

оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном

документе, соответствующем  уставным  целям  Организации  Объединенных

Наций  в  области  прав  человека. И  в  том  же  году  был  принят  проект

Декларации  под  названием «Декларация  прав  ребенка». Экономический  и

Социальный  совет в 1950 г. передал проект  этой  Декларации  на

рассмотрение  Комиссии  по  правам  человека, которая  включила  вопрос  о

Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). 20 ноября

1959 г. Генеральная Ассамблея  ООН своей резолюцией приняла Декларацию

прав ребенка.

13

Декларация  прав  ребенка  расширила 5 принципов  Женевской

декларации 1924 г. до 10 принципов. В  ее  Преамбуле  отмечается, что

«ребенок, ввиду  его  физической  и  умственной  незрелости, нуждается  в

специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до,

так и после рождения». В Декларации говорится о недопущении в  отношении

детей  дискриминации  по  каким  бы  то  ни  было  признакам (пр. 1); о  праве

ребенка  на нормальное развитие (пр. 2); о праве на получение образования

(пр.7). Согласно Декларации, ребенок  должен быть защищен от жестокости  и

эксплуатации (пр. 9); ему  должно  предоставляться  право  на  надлежащее

питание, жилище, развлечения и  медицинское обслуживание (пр. 4). Один из

принципов Декларации  устанавливает обязанность общества  осуществлять

особую  заботу  о  детях, неполноценных  в  физическом, психическом  или

социальном  отношении (пр. 5). Последний  принцип  посвящен  вопросам

воспитания ребенка (пр. 10).

Вступление в силу Конвенции о правах ребенка 2 сентября 1990 г. стало

кульминацией  почти 70-летней  борьбы  за  то, чтобы  международное

сообщество признало особые потребности  и уязвимость детей.

Декларация 1959 г. послужила  основой  для  подготовки  Конвенции  о

правах  ребенка. В 1978 г. правительство  Польши  представило  Комиссии

ООН по правам человека первоначальный проект, подготовленный на основе

этой Декларации. Тогда выражалась надежда, что его можно будет  принять в

1979 г., который был  объявлен  Международным  годом  ребенка. Комиссия,

однако, пришла к  выводу, что текст  требует  углубленного рассмотрения, и

создала  специальную  рабочую  группу, которая  проводила  по  одному

заседанию в год в течение 1980-х  гг. Рабочая группа достигла консенсуса в

отношении  окончательного  варианта  незадолго  перед  сессией  Генеральной

Ассамблеи  ООН 1989 г., принявшей  Конвенцию 20 ноября, в  тридцатую

годовщину Декларации 1959 г.

Хотя  по  разным  причинам  эту  Конвенцию  либо  хвалили, либо

критиковали как «революционный»  документ, ее следует в действительности

рассматривать  как  важное  событие, отмечающее  несколько  десятилетий

постоянного  процесса  приобретения  опыта  и  осмысления  прав  человека

вообще и проблем детей в  частности. Положения Конвенции, по существу,

являются  логическим  выводом  из  того, что  в  настоящее  время  является

испытанным  процессом  разработки  международных  норм: сначала

устанавливаются  фундаментальные  принципы, затем  они  вводятся  в

международные  документы, которые  охватывают  широкую  гамму  прав, и,

наконец, формулируются  в  юридически  обязательный  документ,

преследующий специфические цели.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты

прав  детей. В  Конвенции  впервые  ребенок  рассматривается  не  только  как

объект, требующий специальной  защиты, но и как субъект права, которому

предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая  из 54 статей, охватывает  как  гражданско-

политические, так и социально-экономические  и культурные права детей.

14

С  принятием Конвенции о правах  ребенка в 1989 г. международное

сообщество  признало  необходимость  предоставлять  специальную  защиту

детям  в  силу  их  физической  и  умственной  незрелости. До  принятия

Конвенции  о  правах  ребенка  только  Декларация  прав  ребенка 1959 г.

упоминала  о  том, с  какого  момента  личность  считается  ребенком. В  ее

преамбуле  сказано, что «ребенок, ввиду  его  физической  и  умственной

незрелости, нуждается в специальной  охране и заботе, включая надлежащую

правовую защиту как до, так и после рождения».

Международное  право  признает  ребенком  личность  с  момента

рождения. Однако  оно  не  запрещает  государствам  считать  ребенком

человеческое существо с момента  зачатия, хотя защита еще не рожденного

ребенка  не предусмотрена ни  в одном международном договоре, за

исключением  Американской  конвенции  о  правах  человека (ст. 4 (1)).

Существуют  специфические  исключения, где  защита  косвенно

предоставляется еще не рожденному ребенку. Статья 6 (5) Международного

пакта  о  гражданских  и  политических  правах  запрещает  приводить  в

исполнение  смертный  приговор  в  отношении  беременных  женщин. То  же

самое  закреплено  в  Дополнительном  протоколе I 1977 г. к  Женевским

конвенциям 1949 г. о  защите  жертв  вооруженных конфликтов (ст. 6 (4)).

Международный пакт об  экономических, социальных и культурных правах

гарантирует особую охрану матерям  в течение разумного периода  до и после

родов (ст. 10 (2)). Однако  это  указывает  только  на  то, что  защита  еще  не

рожденному  ребенку  предоставляется  в  рамках  защиты  прав  женщин, а  за

ним самим не признается абсолютное право на жизнь.

Довольно  сложен  вопрос  об  установлении  периода  времени, после

которого личность начинает считаться  взрослым человеком. Ни Декларация

1924 г., ни  Декларация 1959 г. не  определяют  максимальный  возраст,  с

которого  ребенок  перестает  быть  таковым. Согласно  статье 1 Конвенции о

правах ребенка для целей  настоящей Конвенции «ребенком  является каждое

человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону,

применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия  ранее».

Следует  отметить, что  с  принятием  Конвенции  был  введен  ряд  новых

прав  ребенка: на  выживание  и  развитие (ст. 6), на  сохранение

индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12),

на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое

восстановление  и  социальную  реинтеграцию  жертв  злоупотреблений  и

эксплуатации (ст. 39). В Конвенции впервые особо оговорена  роль средств

массовой информации: государства-участники  обязуются поощрять средства

массовой  информации  к  распространению  информации  и  материалов,

полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок

имел  доступ к информации из различных  национальных и международных

источников (ст. 17). В  соответствии  со  статьей 42 государства-участники

обязуются «широко информировать  о  принципах и положениях Конвенции

как взрослых, так и детей».

15

Впервые  в  истории  в  рамках  Конвенции  был  создан  международный

механизм  контроля  за  выполнением  положений  Конвенции — Комитет  по

правам ребенка. Он уполномочен  рассматривать периодические (раз в 5 лет)

доклады  государств  о  принятых  ими  мерах  по  осуществлению  положений

Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также

является  координатором  международного  сотрудничества  по  выполнению

поставленных в Конвенции целей. Для этого в его работе могут принимать

участие  Детский  фонд  ООН, специализированные  учреждения,

международные  неправительственные  организации. Еще  одно  новшество

Конвенции – это  положение, согласно  которому  государства  должны

обеспечить «широкую  гласность своих  докладов  в своих странах» (п. 6 ст.

44) .

На  начало 2002 г. 186 стран  ратифицировали  Конвенцию  о  правах

ребенка. Из  всех  стран, признанных  международным  сообществом  как

суверенные  государства, только 3 еще  не ратифицировали  Конвенцию

(США, Сомали, Объединенные  Арабские  Эмираты, Оман). Конвенция  о

правах  ребенка  близка  к  тому, чтобы  стать  первым  в  мире  договором  по

правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как

региональных  конвенций  о  правах  ребенка (в  рамках  Организации

африканского  единства  в 1990 г. принята  Африканская  Хартия  прав  и

благополучия  детей; Советом  Европы  разрабатывается  Европейская

конвенция  о  правах  ребенка), так  и  конвенций, регулирующих  отдельные

права  ребенка (например, Конвенция 1993 г. по  защите  детей  и

сотрудничеству в отношении  международного усыновления).

Новый виток развития права ребенка  получили после состоявшейся 30

сентября 1990 г. в  Нью-Йорке  Всемирной  встречи  на  высшем  уровне  в

интересах  детей. На  этой  встрече  были  приняты  Всемирная  декларация  об

обеспечении  выживания, защиты  и  развития  детей  и  План  действий  по

осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы

конкретные  цели, которые  должны  быть  реализованы  к  концу  текущего

столетия, а  именно: борьба  с  основными  детскими  заболеваниями;

сокращение  смертности  детей  в  возрасте  до 5 лет; снижение  уровня

материнской  смертности; оказание  повсеместной  поддержки  детям-

инвалидам; предоставление  защиты  детям  в  условиях  вооруженных

конфликтов; обеспечение неотъемлемых прав ребёнка.

25 мая 2000 г. к Конвенции о  правах ребёнка 1989г. было принято  два

дополнительных протокола – Факультативный протокол касающийся участия

детей в вооружённых конфликтах, и Факультативный протокол касающийся

торговли детьми, детской проституции  и детской порнографии . Указанные

документы  были  приняты  в  ответ  на  усилившееся  в  последнее  время

вовлечение  несовершеннолетних  во  внутренние  вооруженные  конфликты

(Афганистан, Судан, Сьерра Лионе,  Чечня и др.)

16

3. Международно-правовые стандарты  ювенальной юстиции

В международно-правовых документах, имеющих как обязательную, так

и  необязательную  силу, правосудие  в  отношении  несовершеннолетних  и

связанные с ним области (такие, как профилактика преступности и  условия

содержания  под  стражей) регулируются  положениями, всеобъемлющий  и

подробный характер которых не имеет  аналога в сфере защиты прав детей.

Соответствующие  международные  нормы  существуют  уже  не  одно

десятилетие. Принципы отделения «малолетних» заключенных от взрослых в

местах  лишения  свободы  и  – как  для  взрослых, так  и  для

несовершеннолетних – раздельного  содержания  подследственных  и

осужденных  предусмотрены  уже  в  Минимальных  стандартных  правилах

обращения  с  заключенными 1955г., которые, в  свою  очередь, основаны  на

нормах, утвержденных  Лигой  Наций  в 1934г. Международный  пакт  о

гражданских  и  политических  правах 1966г. превратил  эти  принципы  в

«жесткий  закон», кроме  того, запретил  вынесение  смертного  приговора  за

преступления, совершенные  лицами  моложе 18 лет (ст.6.5). В  Пакте

содержатся  также  многие  гарантии, применимые  ко  всем  лицам,

представшим  перед  судом  или  содержащимся  под  стражей, и  в  частности

говорится, что «в  отношении  несовершеннолетних (судебный) процесс

должен  быть  таков, чтобы  учитывались  их  возраст  и  желательность  их

содействия перевоспитанию» (ст.14.4).

Основные действующие нормы, относящиеся  непосредственно к детям,

содержатся в следующих документах:

Конвенция  о  правах  ребенка 1989г., которая  к  концу 1997г. была

ратифицирована  всеми  странами, за  исключением  Соединенных  Штатов

Америки и Сомали;

Минимальные стандартные правила  Организации Объединенных Наций,

касающиеся  отправления  правосудия  в  отношении  несовершеннолетних

(Пекинские правила), 1985г.;

Правила  Организации  Объединенных  Наций, касающиеся  защиты

несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990г.;

Руководящие  принципы  Организации  Объединенных  Наций  для

предупреждения  преступности  среди  несовершеннолетних (Руководящие

принципы, принятые в Эр-Рияде) 1990г.

Руководящие  принципы  в  отношении  действий  в  интересах  детей  в

системе уголовного правосудия (Вена 1997г.).

Учитывая  то  значение, которое  придает  правосудию  в  отношении

несовершеннолетних  международное  сообщество, о  чем  свидетельствуют

Информация о работе Ювенальная юстиция