Юридическая защита чести, достоинства и деловой репутации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

Данная работа посвящена одному из многих неимущественных прав — праву на честь, достоинство и деловую репутацию. Она состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматривается вопрос о понятиях чести, достоинства, и деловой репутации.
Во второй главе рассматриваются вопросы о понятиях гражданско-правовой защиты чести, достоинства, деловой репутации. Также рассматривается вопрос возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной защиты.

Файлы: 1 файл

Юридическая защита чести.docx

— 42.86 Кб (Скачать файл)

Юридическая защита чести, достоинства  и деловой репутации

 Введение

 

 В современных условиях  защита прав человека все более  очевидно становится одной из  доминант общественного прогресса,  основой которого является общечеловеческий  интерес, приоритет общечеловеческих  ценностей. Подлинный прогресс  невозможен без должного обеспечения  прав и свобод человека, в том  числе права на честь, достоинство  и деловую репутацию.

 

 Ни одно государство  не в состоянии не замечать  при принятии тех или иных  решений проблемы защиты прав  человека. Без этого невозможно  заложить нравственную и политическую  основу нашего будущего. У общества  нет будущего, если оно не уважает  права и свободы личности. Право  на честь, достоинство, деловую  репутацию является важнейшей  социально-правовой ценностью и  потребностью для любого государства  и общества. Очень важно при  этом создать подлинно правовое  государство, ибо правовое государство  и права человека неотделимы  друг от друга: правовое государство  — гарантия реальности прав  человека в плане их защиты  от нарушений, а права человека  — своеобразное гуманистическое,  человеческое измерение правовой  государственности.

 

 Первый официальный  документ, посвященный гарантиям  прав человека, появился в СССР 5 сентября 1991 г. Таковым документом  стала Декларация прав и свобод  человека. В целях признания и  обеспечения прав человека в  Российской Федерации 22 ноября 1991 г. Верховный Совет Российской  Федерации утвердил Декларацию  прав и свобод человека и  гражданина. Положения этого важного  документа были включены и  в текст Российской Конституции.

 

 Закрепление прав и  свобод человека в Основном  законе страны и других основополагающих  источниках прав человека определяет  ориентацию на их обеспечение  всех государственных органов.

 

 Статья 1 Всеобщей декларации  прав человека (1948 г.) гласит: "Все  люди рождаются свободными и  равными в своем достоинстве  и правах. Они наделены разумом  и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в  духе братства".

 

 В наши дни реальность  прав человека в России должна  рассматриваться как своего рода  показатель гуманизма общества, социального строя и как критерий  оценки действий законодательной  и исполнительной власти.

 

 Данная работа посвящена  одному из многих неимущественных  прав — праву на честь, достоинство  и деловую репутацию. Она состоит  из введения, двух глав и заключения.

 

 В первой главе рассматривается  вопрос о понятиях чести, достоинства,  и деловой репутации.

 

 Во второй главе  рассматриваются вопросы о понятиях  гражданско-правовой защиты чести,  достоинства, деловой репутации.  Также рассматривается вопрос  возмещения неимущественного (морального) вреда как меры социальной  защиты.

 

 Честь, достоинство  и деловая репутация как правовые  категории

 

 Понятие чести, достоинства  и деловой репутации

 

 Понятия "честь", "достоинство", "репутация"  определяют близкие между собой  нравственные категории. Различия  между ними лишь в субъективном  или объективном подходе при  оценке этих качеств.

 

 Честь — объективная  оценка личности, определяющая отношение  общества к гражданину или  юридическому лицу, это социальная  оценка моральных и иных качеств  личности.

 

 Достоинство — внутренняя  самооценка личности, осознание  ею своих личных качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга  и своего общественного значения. Самооценка должна основываться  на социально-значимых критериях  оценки моральных и иных качеств  личности. Достоинство определяет  субъективную оценку личности.

 

 Категории чести и  достоинства определяют отношение  к человеку как высшей общественной  ценности.

 

 Еще в Древней Греции  и Древнем Риме понятия чести  и достоинства соизмерялись с  уважением к личности, соотносились  с моралью и правом. Честь играла  видную роль в этике многих  великих мыслителей, политиков, философов  разных эпох и народов, характеризуя далеко не в малой степени их общественные взгляды и направления деятельности.

 

 Честь представляет  собой могучую власть, крупнейшую  из сил, проявляемых в истории  отношений людей и народов  в целом.

 

 Понятия чести и  достоинства имеют и определенную  направленность. Их объектом является  человек, или группа людей,  или коллектив, или в более  широком плане говорят о чести  нации.

 

 Чувства чести и  достоинства не только переживаются, но и осознаются, поэтому при  толковании понятия чести разграничивают  чувство чести от сознания  собственного достоинства. У человека  сознание и чувство чести и  достоинства как бы органически  слиты воедино, но их нельзя  отождествить.

 

 При определении понятия  чести различают два аспекта:  объективный и субъективный, личный. Честь — это и общественная  оценка общественного признания,  и стремление поддержать свою  репутацию. Ее содержание является  социальным, то есть не зависящим  от индивидуального человека, а  принадлежащим нравственным принципам.  Честь выступает как оценочная  категория, направленная от общества  к личности.

 

 Что же касается  субъективной, личной стороны чести,  то она заключается в способности  человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические,  безнравственные стремления и  намерения, осуществление которых  в данном обществе расценивалось  бы как бесчестье, и в его  способности действовать в соответствии  с принятыми в этом обществе  моральными нормами, правилами.

 

 Личная сторона чести  всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обусловливается  последней, оказывает на нее  огромное воздействие, так как  человек не может "уклониться" от общественного мнения, от суждений  окружающих его людей, которые  оценивают его поступки.

 

 Роль общественного  мнения очень велика, в силу  того или иного общественного  мнения приходят и уходят политические  партии и движения, политические  и государственные деятели самых  различных уровней. Под его  влиянием могут происходить изменения  в любой из жизненно важных  сфер общественной жизнедеятельности.

 

 Каждому человеку, таким  образом, приходится волей-неволей  примиряться с тем, что другие  люди судят о его поступках  по-своему. Он не может подчиниться  началу свободного выбора.

 

 Положительная оценка  деятельности и поведения человека  со стороны общества возвышает  его в глазах окружающих, благотворно  воздействует и на чувство  собственного достоинства, придает  ему силы для дальнейшего нравственного  совершенствования. Разные последствия  для того или иного лица  может вызвать его отрицательная  оценка. В одних случаях она  заставляет человека стремиться  к исправлению своих недостатков,  в других — усугубляет их. Поэтому  общественная оценка должна быть  объективной.

 

 Честь является категорией  исторической, ибо она возникла  с появлением человеческого общества, поэтому ни это общество, ни  личность не в состоянии отменить  эту нравственную категорию. Следовательно,  пока существует человеческий  коллектив, его отдельные члены  будут подвергаться определенной  оценке со стороны окружающих  лиц. При этом общественная  оценка не зависит от воли  и желания самого оцениваемого  лица.

 

 В основе представления  о чести лежит определенный  критерий нравственности. В силу  этого проявляется объективный  характер категории чести. Но  нельзя отрицать возможности  формирования неправильной общественной  оценки по отношении к кому-либо. Таким образом, честь — это  категория, отражающая достоинство  индивида в сознании других  людей, общественная его оценка, положительная репутация человека.

 

 Вместе с честью, понимаемой  в обществе как определенная  социальная оценка человека, находится  категория достоинства. Достоинство  — это самооценка личности, основанная  на ее оценке обществом. Такая  неразрывная связь чести и  достоинства вполне объяснима  и естественна, так как, находясь  в определенном коллективе, в  обществе в целом, лицо (человек)  не может не считаться с  тем, как оценивает его коллектив,  общество. В силу этой общественной  оценки в сознании человека  складывается представление о  себе как члене определенного  коллектива, общества, о своем месте  и значении для коллектива  и общества в целом.

 

 Достоинство того или  иного человека заключается в  духовных и физических качествах,  ценных с точки зрения потребностей  общества. Эти личные качества  и составляют то, что принято  называть личным достоинством. Однако  человек также обладает определенной  ценностью и безотносительно  к его индивидуальным качествам,  социальному положению, профессиональной  принадлежности. Такой ценностью  и является человеческое достоинство.

 

 Достоинство, как и  честь, сочетает в себе и  социальную, и индивидуальную стороны.  Его социальный характер проявляется  в том, что достоинство как  моральная ценность и общественно-значимое  качество личности определяется  существующими общественными отношениями  и часто не зависит от человека. Но данная категория выступает  еще как сознание и чувство  собственного достоинства. Эти  субъективные стороны достоинства  представляют собой осмысление  и переживание человеком своей  моральной ценности и общественной  значимости, они обусловливаются  общественными отношениями и  зависят от них.

 

 Признание обществом  достоинства личности означает  определенную оценку всех моральных  качеств, которыми она обладает. Аморальное в человеке осуждается  обществом. Чем сильнее развиты  в человеке чувство уважения  к другим людям, доброжелательность, благородство, отзывчивость, чуткость, честность, искренность, скромность  и т. д., тем большую ценность  он представляет для общества, тем более высокую оценку его  он получает. Отсюда необходимо  воспитание этих качеств в  человеке с первых дней его  жизни. Определяющим в формировании  достоинства является отношение  человека к окружающей его  действительности, взаимоотношение  с тем коллективом, в котором  он находится.

 

 Честь и достоинство  между собой имеют неразрывную  связь в силу того, что в  их основе лежит единый критерий  нравственности. Между тем, несмотря  на неразрывную связь, существующую  между общественной оценкой лица  и его самооценкой, между честью  и достоинством, есть и различия. Они заключаются в том, что  честь — объективное общественное  свойство, а в достоинстве на  переднем плане субъективный  момент, самооценка. Отсюда можно  сделать вывод, что достоинство  человека находится в определенной  зависимости от его воспитания, духовного мира, особенностей его  психического склада.

 

 В общем виде достоинство  представляет собой своеобразную  совокупность положительных качеств  индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как  социальная значимость того или  иного лица, обусловленная его  общественно-полезными свойствами.

 

 Категории честь и  достоинство вытекают одна из  другой. Они едины, но не тождественны.

 

 Честь и достоинство  граждан нельзя назвать одинаковыми,  поскольку не являются одинаковыми  их заслуги перед обществом.  Содержание чести и достоинства  любого человека постоянно обогащается,  меняется по мере развития  его общественной деятельности.

 

 Неразрывно с честью  и достоинством понятие репутации.  Следует заметить, что понятие  репутации в каком-то смысле  совпадает с понятием чести  в ее внешнем, объективном значении.

 

 Репутация человека  зависит от него самого, так  как формируется на основе  его поведения. Насколько человек  дорожит своей репутацией, судят  по его поступкам. "Что человек  делает, таков он и есть", —  писал Гегель.

 

 Репутация может быть  положительной или отрицательной  и имеет подвижный характер  в зависимости от того, на какой  информации она базируется.

 

 Репутация завоевывается  делом, отсюда, по всей видимости,  было введено понятие деловой  репутации.

 

 Деловая репутация  — понятие, подвергшееся в  настоящее время реанимации. Его  возрождение естественно и необходимо. Однако не стоит привязывать  этот процесс только к коммерциализации  общества, поскольку сама тенденция  к коммерциализации не обусловливает  появления подобных тонких элементов  внутри взаимоотношений субъектов  общества, но лишь готовит необходимую  базу для их рождения и полнокровного  развития.

 

 Можно выделить три  отличия понятий чести и достоинства  от понятия деловой репутации.

 

 Первое отличие —  это субъективный состав правоотношений. Носителем деловой репутации  может быть только субъект  — производитель материальных  благ (товаров, услуг, работ). Хотя  деловая репутация — термин  общегражданский и не относится  только к коммерческому праву,  он обозначает весьма конкретное  понятие. Носителем же чести  и достоинства может быть любое  лицо.

 

 Второе отличие состоит  в том, что деловая репутация  не является личным, но лишь  связанным с лицом благом. Честь  — это оценка личности обществом,  достоинство — внутренняя самооценка  личности.

Информация о работе Юридическая защита чести, достоинства и деловой репутации