Эвтаназия в уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Данная работа направлена на рассмотрение эвтаназии с точки зрения уголовного права, как России, так и некоторых зарубежных стран. Обозначены правовые проблемы и даны оценки. И, стоит полагать, что невозможным было бы рассмотрение данного вопроса лишь с позиции права, эвтаназия – это также и важный медицинский аспект. Изучив аргументы «за» и «против», рассмотрев вопрос с разных сторон, я начал глубже понимать значение эвтаназии, зачем многие страны так яро борются за ее легализацию, а другие не перестают быть ее противниками.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Понятие и виды эвтаназии…………………………………………..4
1.1. История аспекты развития законодательства об эвтаназии, понятие и виды эвтаназии…………..…………………………….………………………. 4
1.2. Эвтаназия в законодательстве зарубежных стран………………… 11
1.3. Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против»...………………….14
Глава 2 . Уголовно-правовая характеристика ответственности за убийство, совершенное из сострадания…………………………………….. 18
2.1. Вопросы квалификации по ч.1 ст.105…………………………………….. 18
2.2. Вопросы освобождения от уголовной ответственности за эвтаназию…..21
2.3. Смягчение ответственности за убийство, совершенное из сострадания..24
Глава 3. Российское законодательство об эвтаназии…………………… 26
Заключение……………………………………………………………………. 28
Список использованных источников и литературы.……………………. 30

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 90.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Курсовая работа на тему:

               «Эвтаназия в уголовном праве»

 

                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

 
Глава 1. Понятие и виды эвтаназии…………………………………………..4 
1.1.          История аспекты развития законодательства об эвтаназии, понятие и виды эвтаназии…………..…………………………….………………………. 4 
1.2.          Эвтаназия в законодательстве  зарубежных стран………………… 11 
1.3.          Проблема эвтаназии с позиции «за» и «против»...………………….14

Глава 2 . Уголовно-правовая характеристика ответственности за убийство, совершенное из сострадания…………………………………….. 18

2.1. Вопросы квалификации  по ч.1 ст.105…………………………………….. 18

2.2. Вопросы освобождения  от уголовной ответственности  за эвтаназию…..21

2.3. Смягчение ответственности  за убийство, совершенное из сострадания..24

Глава 3. Российское законодательство об эвтаназии……………………   26

Заключение…………………………………………………………………….  28

Список использованных источников и литературы.……………………. 30

 

Введение

На протяжении многих лет  тема эвтаназии вызывает в обществе неоднозначную реакцию. Внимание к  проблеме эвтаназии возросло с развитием  общественного прогресса, и в  частности – технологии поддержания  жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно переоценить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим, что есть у человека, – с его жизнью, а во-вторых – по причине малой изученности данной проблемы, недостаточного её освещения в трудах учёных-юристов и практически полного отсутствия соответствующих правовых актов в законодательствах многих стран.

Многочисленные споры  по данной проблематике постоянно вспыхивают среди медиков, юристов, психологов, политиков, религиозных деятелей. Однако чёткого ответа на вопрос об оправданности  практики эвтаназии так и не удаётся  услышать.

В начале XX века юрист Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых "неполноценных" жизней. Такая интерпретация понятия эвтаназии нашла применение в гитлеровской Германии, где декретом от 1 сентября 1939 г. была введена в действие программа "Эвтаназия", имевшая ужасные последствия – сотни тысяч умерщвлённых умственно отсталых, психически больных людей, эпилептиков, пациентов, страдающих от старческой немощи и различных неврологических расстройств, а порой и совершенно здоровых людей, но с пометкой "недостоин жизни", которых сочли бесполезными для общества и предали относительно лёгкой смерти в газовых камерах.

Данная работа направлена на рассмотрение эвтаназии с точки  зрения уголовного права, как России, так и некоторых зарубежных стран. Обозначены правовые проблемы и даны оценки. И, стоит полагать, что невозможным было бы рассмотрение данного вопроса  лишь с позиции права, эвтаназия – это также и важный медицинский аспект. Изучив аргументы «за» и «против», рассмотрев вопрос с разных сторон, я начал глубже понимать значение  эвтаназии, зачем многие страны так яро борются за ее легализацию, а другие не перестают быть ее противниками. 

 

ГЛАВА 1.     Понятие и виды эвтаназии.

    1. История аспекты развития законодательства об эвтаназии, понятие и виды эвтаназии.

 

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Корни эвтаназии  уходят в далекое прошлое. Ещё  на заре появления цивилизации вопрос соотношения жизни и смерти был  главным предметом философского и правового осмысления. Постичь  проблему пытались медики, юристы, богословы, видя в ней важнейший вопрос человеческого  существования. Это одно из явлений, которое с позиций теологии, нравственности и закона всегда расценивались неоднозначно1. По-мнению Г.Ш. Чхартишвили - "Человек научился лишать себя жизни задолго до того, как изобрел колесо и покорил огонь". Древние религии, язычество и буддизм, не препятствовали этому, а наоборот приветствовали2.

В ходе истории взгляды  на сущность добровольного ухода  из жизни существенно изменялись, как и его моральная оценка, в зависимости от соответствующего этапа развития общества и преобладавших  социальных, идеологических и культурных представлений3.

    • Тит Ливии описывал то величавое спокойствие, с которым галльские и германские варвары кончали собой;
    • В языческой Дании воины считали позором закончить свои дни от болезни в постели;
    • Известна истории и готская "Скала предков", с которой бросались вниз немощные старики; 
    • Об испанских кельтах, презирающих старость, известно, что как только кельт вступал в возраст, следующий за полным физическим расцветом, он кончал жизнь самоубийством; 
    • У обитателей острова Фиджи мать сама убивала новорождённого ребёнка «для собственного удобства»; 
    • Старики острова Кеос пили цикуту2;
    • Немощных от старости японцев уносили умирать на гору Обасутэяма, что в переводе означает "гора, где оставляют бабушек"; 
    • Эскимосы, чувствуя приближение старости, уходили замерзать в тундру. Этот обычай сохранился у некоторых эскимосских родов до нашего времени;

В Древней Греции самоубийство санкционировал орган власти - ареопаг. В городах Эллады имелись даже специальные запасы ядов для этих целей. Тех же, кто ушел из жизни "самовольно", без разрешения ареопага, карали посмертным поношением. В Афинах и Фивах трупу самоубийцы отсекали руку, которую хоронили отдельно.

Несмотря на это против эвтаназии выступал отец медицины Гиппократ (600 г. до н.э.). В его "Клятве" прямо указано - "...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла".

Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что  умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем "легкой смерти" – естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту. 

В средневековом обществе произошло утверждение политики, направленной на искоренение самоубийства. «Переход от сей жизни к лучшей не во власти человеческого произвола, а во власти Божией …»

Термин «Эвтаназия» был  введён в научный оборот английским философом Фрэнсисом Бэконом  (1561- 1626 г.г.) в XVI веке. Впервые он ввёл это понятие в своём сочинении «О достоинстве и приумножении наук».

Его соотечественник Томас  Мор, уделявший в своих исследованиях  весьма значительное внимание вопросам умерщвления больных, ещё не использовал  термин эвтаназия.  Однако, касаясь данной проблемы в своей «Золотой книге» он писал, что «если болезнь не поддаётся врачеванию, но доставляет постоянные мучения и терзания … ему надо решиться не затягивать далее свои пагубы и бедствия, а согласиться умереть, если жизнь для него является мукой; …»

В западном обществе в XIX века эвтаназия не пользовалась популярностью. Веский аргумент против неё в своё время был высказан Гилбертом Кийтом Честертоном: «Кое-кто выступает в поддержку так называемой эвтаназии; в настоящее время предлагают убивать только тех, кто самому себе в тягость; но скоро также станут поступать с теми, кто в тягость другим» 

Честертон оказался прав. В  начале XX века юрист Карл Биндинг и психиатр Гохе предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» жизней. Такая чудовищная интерпретация данного определения позже получила широкое распространение в фашистской Германии и в захваченных ею странах. Умерщвляли буквально всех. Позже действия Германии Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал эти действия как преступления против человечества(1947 год)5.

Несмотря на негативные последствия  применения эвтаназии в Германии во время ВОВ,  в 50-е годы о ней вновь заговорили перед обществом, однако, уже в другом аспекте. Многие учёные предполагали, что формулировка «право на смерть» неудачна, поскольку вместе с правом на смерть человек будет обладать и правом настаивать на исполнении своего желания третьими лицами, что фактически легализует убийство из милосердия. А это, в свою очередь, может повлечь и определённые злоупотребления. Поэтому учёные предложили говорить об эвтаназии как о «праве человека умереть спокойно». 

Ближе к концу XX века вопросы эвтаназии всё чаще стали включаться в сферу научного обсуждения. В 90-е годы возникла угроза возрождения идеи легализации умерщвления «дефективных».

В настоящее время ситуация изменилась настолько, что любое  государство, претендующее на статус правового, уделяет большое внимание защите законных прав и интересов каждого  человека, среди которых первостепенное значение имеет право на жизнь. На данный момент это право закреплено более чем в 120 странах мира. Однако, для реализации этого права государствам необходимо создать человеку такие условия существования, чтобы он, в какой бы тяжёлой ситуации ни находился, без колебаний выбирал самое ценное, что у него есть – жизнь. 
 
 
Понятие и виды эвтаназии.

 

 

 Буквально  термин “эвтаназия” переводится “благоумирание”, но  сам  термин  стал  означать  не столько “благую” смерть саму по себе, сколько  ее  причинение. 

Термин «эвтаназия» является составным. Он образован путём соединения двух греческих слов: прилагательного «ev»- т.е. благо, или эпического «ev», что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «thanatos», что значит «смерть». 

Единой точки зрения на понятие эвтаназии в науке  и праве не существует. Вместе с  тем эвтаназию совершенно справедливо  относят к одной из наиболее сложных  и спорных проблем, определяя  её чаще всего как «добровольную  безболезненную смерть безнадёжно больного пациента». В зарубежной и отечественной  юридической и медицинском литературе наблюдается крайне противоречивое употребление термина эвтаназия. Широко известный Краткий оксфордский словарь даёт три значения «эвтаназия»: первое –« спокойная и лёгкая смерть», второе- «средства для этого», третье- «действия по её осуществлению». Ни одно из них не означает большее, чем лёгкая и спокойная смерть и средства для этой смерти или действия по её осуществлению. Дефиниция определяет только форму смерти, но в таком случае действия убийцы, применившего лекарства против своей жертвы, можно было бы назвать актом эвтаназии6.  

В Большой советской энциклопедии, Большой медицинской энциклопедии, в энциклопедических словарях Брокгауза -  Ефрона  и Граната, изданных до 1974года, термина «эвтаназия» не было. Однако в последнем издании Большой медицинской энциклопедии в 1986 году определение появилось: «Эвтаназия - намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий». В 1999 году создатели Российской юридической энциклопедии назвали эвтаназией «лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания».

На сегодняшний день диапазон мнений отечественных и зарубежных исследователей, имеющих отношение  к эвтаназии, весьма и весьма широк.  Так, Е.В. Шленёва, Ю.А. Дмитриев понимают под эвтаназией «специальное медицинское вмешательство, направленное на прекращение жизни неизлечимого больного, тяжело страдающего человека, осуществляемого в соответствии с его собственной добровольно выраженной волей и имеющее единственной целью прекращение ненужных страданий»7

По-мнению Таракина П.П. «Эвтаназия- это всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу её собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом»2.

Ж. Прадель признаёт эвтаназию актом убийства, совершённым с целью прекратить страдания индивида, находящегося под угрозой неминуемой смерти, по настойчивой и повторяемой просьбе этого лица.

Все вышеперечисленные определения  не являются точными т.к.исследователи не учитывают тот факт что у потерпевшего имеется наличие неизлечимой болезни. А этот факт является весьма важным для отнесения деяния к эвтаназии. 

Говоря об эвтаназии крайне важно проводить различие между  философским, медицинским и правовым определениями эвтаназии, т.к. в первом случае следует говорить о внутреннем смысле эвтаназии, во втором- о процедуре проведения эвтаназии, а в третьем- об установлении ответственности за данное деяние.  

Итак, в философском смысле под эвтаназией понимается искусство  облегчения наступления смерти.

Согласно медицинской  точке зрения, эвтаназия- это практика или метод, осуществлённые врачом по просьбе пациента, направленные на достижение безболезненной смерти, в целях прекращения физических и психологических страданий инкубарельного8 больного.

С позиций общей теории права эвтаназия - это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, выполненное по его просьбе. 

В реальной жизни проявления эвтаназии весьма многообразны и подчас не укладываются в существующие представления о ней. Из всех выше предложенных определений эвтаназии видно, что объектом эвтаназии может быть  жизнь только неизлечимого больного человека, обречённого на медленную и мучительную смерть. Поэтому лишение жизни по просьбе лица, страдающего непереносимыми физическими страданиями, не может рассматриваться как эвтаназия, поскольку непереносимые физические страдания могут быть вызваны не только неизлечимой болезнью больного, неминуемо ведущей к смерти, но и другим временным болезненным состоянием (приступом аппендицита, переломом, острой зубной болью и т.д., т. е. такая боль, которая причиняет человеку невыносимые физические страдания, но которая излечима). 

Информация о работе Эвтаназия в уголовном праве