Изучение уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, и применение в период прохождения практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:15, отчет по практике

Описание работы

В основе формирования и развития правовой системы государства, различных отраслей законодательства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество, политические и властные структуры, его представляющие. В ст.7 Конституции Российской Федерации закреплены в общей форме цели этой политики, согласно которой “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Общая цель социальной политики имеет сложную иерархию, которая зависит от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по ее реализации.

Содержание работы

I часть: Практическая часть
1.1 Индивидуальное задание _____________________________________________________3-4
1.2 Дневник прохождения практики_______________________________________________5-6
1.3 Отзыв руководителя___________________________________________________________7
1.4 Отчет прохождении практики__________________________________________________8-9
II часть: Теоретическая часть
2.1 Уголовно-исполнительная политика ( предмет, цели, задачи )_____________________10-11
2.2 Предмет и система уголовно-исполнительного прав____________________________12-13
2.3 Принципы уголовно-исполнительного права и их система________________________14-17
2.4 Уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов Российской Федерации. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливается________________________________________________18
2.5 Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме____19-20
2.6 Понятие и социальное назначение уголовно-исполнительной системы_____________21-27
2.7 Организованы и проведены встречи__________________________________________28-29
2.8 Проведение совместных мероприятий с ОПДН ОВД ____________________________30-31
Список литературы ______________________________________________________________32

Файлы: 1 файл

praktika.docx

— 76.33 Кб (Скачать файл)

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного  права закреплен во многих институтах и нормах УИК, международных актах  о правах человека и об обращении  с осужденными. Так, в ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах он сформулирован следующим  образом: “Все лица, лишенные свободы, имеют право на

-14-

 

гуманное обращение и  уважение достоинства, присущего человеческой личности”. Он отражен и в ряде статей УИК, в частности в ст. 10 подчеркивается, что “Российская  Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...”. В ч. 2 ст.12 УИК указывается, что “они не должны подвергаться жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе  как на основании закона”.

Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые  ставит государство при исполнении наказания: исправление осужденных, возвращение в общество полноправными  его членами. Он реализуется также  в средствах исправительного  воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду с режимными требованиями обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для реализации прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения. Цели гуманного отношения к осужденным отражены в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы инвалидами, женщинами, несовершеннолетними, в таких институтах этой отрасли права, как выезды осужденных за пределы мест лишения свободы (ст. 87 УИК), свидания (ст. 91УИК), телефонные переговоры ( ст. 92 УИК ) и др.

Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании  осужденного субъектом этой отрасли  права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” (Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40.). Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Принцип равенство осужденных перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства  всех перед законом, т.е. равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных  правилах обращения с заключенными (ООН) принцип равенства перед  законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета  кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного

-15-

 

 

положения, семейного происхождения  или социального положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами  нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с международными положениями ( Пекинскими правилами ООН ) для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания

Принцип дифференциации и  индивидуализации исполнения наказания - производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст. 6 УК). Дифференциация исполнения наказания означает, что  к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных  ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения  в процессе отбывания наказания  применяются принудительное воздействие  и ограничение в правах в различных  объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация  осужденных, принятая в УИК, и распределение  их по видам исправительных учреждений. Данные принцип нашел свое отражение  в ст.ст. 74, 78 УИК и др.

Принцип индивидуализация исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются  при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен  названный принцип, указывается, что  средства исправления должны применятся с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления  осужденных и стимулирования их правопослушного поведения

В Уголовно-исполнительном кодексе этот принцип впервые  был сформулирован и получил  свою реализацию в конкретных нормах закона, хотя в ранее действовавшем  исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 году, в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения  при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы  правопослушного поведения этих лиц. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок - и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59, 117, 119, 138, 169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения (ч. 1 ст. 117 УИК).

-16-

 

 

Принцип стимулирования правопослушного поведения отражен во многих нормах УИК. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45, 57, 71, 113, 134, 153, 167). Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97, 121 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие  на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В  данном случае реализуется метод  дифференцированного и индивидуализированного психолого-педагогического воздействия  на осужденных.

Принцип соединения наказания  с исправительным воздействием

При исполнении наказания  к осужденным, помимо ограничительных, карательных мер, должны применяться  основные средства исправления в  соответствии со ст. 9 УИК. Степень их применения различна, наиболее полно  они регламентированы при исполнении лишения свободы на определенный срок, содержания в дисциплинарной воинской части, ограничения свободы, ареста, исправительных работ. К осужденным должны также применяться в обязательном порядке общие меры воспитательного  характера. Правовым основанием применения этих мер является приговор суда.

Соединение исполнения наказания  с мерами исправительного воздействия  образует карательно-воспитательный процесс.

Соблюдение всех принципов  уголовно-исполнительного законодательства способствует успеху всей работы по исправлению  осужденных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-17-

4. Уголовно-исполнительное законодательство состоит из Уголовно-исполнительного кодекса и других федеральных законов Российской Федерации. Уголовно-исполнительным законодательством устанавливается

Общие положения и принципы исполнения наказания и других мер уголовно-исполнительного воздействия на осужденных, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ;

  • порядок и условия исполнения и отбывания наказания и применение средств исправления осужденных;
  • порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание;
  • участие органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
  • порядок освобождения от наказания и оказание помощи освобожденным.

К этой группе источников уголовно-исполнительного  права относится Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Закон  “Об учреждениях и органах, исполняющих  уголовные наказания в виде лишения  свободы”.

Основным источником является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, принятый 18 декабря 1996 года, регулирующий исполнение всех видов  уголовных наказаний, предусмотренных  ст. 44 УК РФ, возникающие в процессе и по поводу исполнения наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-18-

 

5. Система исполнения отдельных видов наказании урегулирована по единой схеме

  • порядок и условия исполнения конкретного вида наказания;
  • обязанности и права осужденных;
  • обязанности и права администрации учреждении и органов, исполняющих наказание;
  • применение средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.

Такая четкая структура правового  регулирования позволяет легко ориентироваться субъектам и участникам правоотношении правоприменительной деятельности.

Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение уголовных  наказании, выделены в самостоятельные  категории цели и задачи данной отрасли  права. Согласно ч.1 ст. 1 УИК, целью уголовно-исполнительного  законодательства является исправление  и предупреждение совершения новых  преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Под исправлением осужденных понимается формирование у них уважительного  отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям  человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Цель предупреждения совершения новых преступлений со стороны осужденных реализуется путем применения к этим лицам предусмотренных УИК профилактических мер (охрана и надзор за осужденными — ч. 1 ст. 92, оперативно-розыскные мероприятия - ст. 84, применение мер поощрения и взыскания - ст. 113, 115), а также проведения с ними воспитательной работы.

В ч. 2 ст. 1 УИК достаточно четко и конкретно сформулированы задачи уголовно-исполнительного законодательства. Они охватывают наиболее важные направления  реализации институтов и норм уголовно-исполнительного  права и включают в себя: регулирование  порядка и условий исполнения и отбывания наказания, определение  средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

4. Группу подзаконных  нормативных правовых актов можно  разделить на две категории:  постановления Правительства РФ  и иные нормативные правовые  акты.

К числу первых следует  отнести Положение об уголовно-исполнительных инспекциях (утверждено Правительством РФ 16 июня 1997 г.), в котором определены задачи этих органов по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией от общества, их основные обязанности и права.

Ко второй группе относятся  ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты, издаваемые единолично или совместно с другими  министерствами и ведомствами: Правила  внутреннего распорядка исправительных учреждений (утверждены Министерством  внутренних дел РФ и согласованы  с Генеральной прокуратурой РФ 30 июня 1997 г.). Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Министерством Обороны РФ и согласованы с Генеральной прокуратурой РФ 27 июля 1997 г.).

 

-19-

 

К особой группе источников уголовно-исполнительного права  следует отнести международные  договоры, заключенные или признанные Российской Федерацией. К ним относятся в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданский и политических правах (1966г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975г.), Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.), Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (1990 г.) и другие.

Информация о работе Изучение уголовно исполнительного кодекса Российской Федерации, и применение в период прохождения практике