Функции и полномочия Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции

Файлы: 1 файл

реферат по праву!.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

Президент единолично определяет и представляет Государственной  Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального Банка РФ и ставит вопрос перед Думой о его освобождении от должности. Если же Дума не утверждает кандидатуру, предложенную Президентом, то последний может назначить свою кандидатуру исполняющим обязанности Председателя Центрального Банка, а затем снова внести эту кандидатуру в Думу. Следовательно, никакой орган не имеет инициативного права в этом вопросе, кроме Президента

В). Президент и субъекты РФ.

Полномочия Президента РФ как главы федерального государства  вытекают из его основных функций  как гаранта Конституции. Из конкретных конституционных полномочий важное значение имеют назначение и освобождение полномочных представителей Президента. Это полномочие позволяет Президенту назначать глав администраций в регионы, когда там по каким-то причинам не могут быть проведены выборы местной администрации. Президент вправе вмешиваться в споры между органами государственной власти Федерации и регионов, а также — самих регионов. Для этого он прибегает к различным согласительным процедурам.

Однако в Конституции  РФ предусматривается и более  сильный инструмент влияния Президента на субъекты РФ. Так, в соответствии с ч.4 ст. 78 он вместе с Правительством РФ обеспечивает «в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории РФ». Такая формулировка означает, что не только такие грубые формы нарушения правопорядка, как организованное неповиновение властям, мятежи, односторонне провозглашенный выход из состава Федерации или создание незаконных вооруженных формирований, но и любое уклонение от исполнения правовых актов Федерации и нарушение конституционного правопорядка требуют от Президента и Правительства РФ энергичных действий по восстановлению полномочий федеральной государственной власти.

Важное значение имеет также право Президента приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушение прав и свобод человека и гражданина. В таких случаях резидент передает дело в суд.

Г). Президент и судебная власть.

В соответствии с принципом  разделения властей и независимости  судов Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, т. е. высших судебных органов РФ. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не вправе требовать от Президента выдвижения той или иной кандидатуры — это было бы нарушением принципа разделения властей.

С этими полномочиями тесно  связано и право Президента влиять на назначение Генерального прокурора  РФ. В соответствии с Федеральным  законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту  должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального прокурора РФ. В случае отклонения Советом Федерации кандидатуры, предложенной Президентом, последний в течение 30 дней представляет новую кандидатуру, но лишен права назначать исполняющего обязанности Генерального прокурора РФ.

Д). Военные полномочия Президента.

В военной области полномочия Президента достаточно широки: он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, утверждает военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина является составной  частью концепции безопасности РФ и  представляет собой систему официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войн, вооруженных  конфликтов, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию  противодействия угрозам военной  безопасности государства, использование  Вооруженных Сил и других войск  РФ для защиты жизненно важных интересов  РФ. Документ «Основы (Концепция) военного строительства» принят Указом Президента РФ от 31 июля 1998г. С этим документом тесно связана Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997г.

Положение Верховного Главнокомандующего позволяет Президенту отдавать любые  приказы Министерству обороны, министр  обороны практически работает под  непосредственным руководством Президента. Президент вправе в любой момент взять на себя командование Вооруженными Силами в случае войны или угрозы агрессии. Наряду с Вооруженными Силами в структуру воинских формирований Российской Федерации входят: пограничные  войска, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные  войска, войска правительственной связи  Федерального агентства правительственной  связи и информации, войска гражданской  обороны. Военная служба предусмотрена  также в таком самостоятельном  ведомстве, подчиненному президенты РФ, как Федеральная служба охраны.

Организация воинских формирований в Российской Федерации строиться  на четком принципе, согласно которому эти формирования могут быть только общефедеральными и подчиненными Президенту РФ, ни один субъект РФ не вправе создавать  собственные воинские формирования.

В случае агрессии против России или ее непосредственной угрозы президент  вводит на территории РФ или в отдельных  ее местностях военное положение  с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной  Думе. Но объявить состояние войны  Президент не вправе. Указ о введении военного положения требует утверждения  Советом Федерации.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в некоторых  федеральных законах. Так, Федеральным  законом «О порядке предоставления российской Федерации военного и  гражданского персонала для участия  в деятельности по поддержанию или  восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995г. установлено, что решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих для участия в миротворческой деятельности принимает Президент РФ. Он же определяет район действий, задачи, подчиненность, срок пребывания, порядок замены этих военнослужащих и принимает решение об их отзыве. Если же речь идет о направлении за пределы РФ воинских формирований Вооруженных Сил, то решение об этом принимается Президентом РФ на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации. Решение об отзыве указанных формирований принимается Президентом РФ самостоятельно, но об этом он обязан информировать Совет Федерации и Государственную Думу. На Президента РФ возлагается определенная обязанность по организации подготовки и обеспечению военного и гражданского персонала для участия в миротворческой деятельности, он определяет порядок формирования, состав и численность воинского контингента.

В Федеральном законе «об  обороне» от 31 мая 1996г. закреплен ряд  других военных полномочий Президента РФ: определение основных направлений  военной политики РФ, осуществление  руководства Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами, введение в действие нормативных правовых актов военного времени и прекращение их действия, принятие в соответствии с законами решения о привлечении Вооруженных  Сил и других войск к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению, утверждения концепции и планов строительства и развития Вооруженных Сил, утверждение программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, утверждение программ ядерных испытаний, утверждение структуры и состава Вооруженных Сил и других войск, ведение переговоров и подписание международных договоров в области обороны, издание указов о призыве на военную службу и др. Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997г. на Президента РФ возложена обязанность объединения общей или частичной мобилизации в случае агрессии или угрозы агрессии с незамедлительным сообщениям палатам Федерального Собрания. Военные полномочия Президента РФ весьма широки, но они не исчерпывают всех полномочий органов государственной власти в области обороны. Так, например, совет Федерации и Государственная Дума рассматривают расходы на оборону, совет Федерации утверждает указы Президента РФ о введении военного положения и т.д. разделение полномочий в области обороны между Президентом РФ и Федеральным Собранием, как и выделение собственных полномочий Правительства РФ в этой области, отвечает демократическому подходу к определению пределов власти главы государства, исключающему ее чрезмерную концентрацию в его руках в столь важной власти.

Е). Полномочия Президента в  сфере внешней политики.

Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (в частности, путем государственных  визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей  стране, переговоров с ними, определения  взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международных  организаций и выступления в  их центрах), систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами  государств и премьер-министрами некоторых  сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т. п.

Президент полномочен вести  переговоры и подписывать международные  договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию  в международных отношениях. Это  соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в  частности вести переговоры, заключать  соглашения и договоры на территории, как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава  государства не нуждается в специальных  полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности.

Президент подписывает также  ратификационные грамоты, т. е. документы, свидетельствующие об утверждении  федеральным законом международного договора Российской Федерации. Если договор  двусторонний, то стороны обмениваются ратификационными грамотами, если же договор  многосторонний, то его участники  сдают все ратификационные грамоты  одному из участников договора — депозитарию. Президент принимает верительные  и отзывные грамоты «аккредитуемых»  при нем дипломатических представителей. Эта процедура нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим  существенное политическое значение, и потому не может считаться, как  об этом иногда говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное  в ней лицо, т. е. дипломатический  представитель, представляет интересы направившего его государства и  его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты  означает прекращение полномочий указанного в ней лица.

Руководство Президента внешней  политикой в значительной степени  проводится через Министерство иностранных  дел, которое подведомственно Президенту по вопросам, закрепленным за Президентом  Конституцией и законодательными актами Российской Федерации.

Ж). Полномочия Президента по введению чрезвычайного положения.

Полномочия Президента в  этом вопросе сформулированы в Конституции  предельно четко. Только Президент  вправе вводить на территории РФ или  в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно  сообщает Совету Федерации и Государственной  Думе. Однако Президент не свободен в принятии такого решения, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и  порядке, предусмотренных федеральным  конституционным законом, который  пока не принят. Чрезвычайное положение  неоднократно вводилось Президентом  РФ в определенных районах в связи  с возникновением межнациональных  конфликтов на основе действующего пока в определенной части Закона «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991г.

Чрезвычайное положение  – особый порядок управления в  экстремальных условиях, неизбежно  влекущий определенные ограничения  прав и свобод граждан. Именно поэтому  полномочия Президента как должностного лица, от которого зависит объявление чрезвычайного положения, уравновешивается контрольным полномочием Совета Федерации. От Президента требуется  законом указать основания решения  о введении чрезвычайного положения, перечень и пределы чрезвычайных мер и др. Указ Президента доводится  до сведения населения не менее чем  за 6 часов до вступления его в  силу.1

З) Полномочия Президента по вопросам гражданства и наград.

Президент уполномочен решать вопросы гражданства Российской Федерации.

Под гражданством понимают устойчивую политико-правовую связь  человека с государством, в силу которой на человека распространяется суверенитет этого государства, и он пользуется его защитой, и  может участвовать в управлении

государственными делами. Эта связь с государством создает  взаимные права, обязанности и ответственность, а также основывается на признании  и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Согласно Закону «О гражданстве  Российской Федерации»[9] Президент  решает вопросы:

  • приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
  • принимает решения по вопросам восстановления гражданства; дает разрешение на выход из гражданства;
  • разрешает гражданину Российской Федерации иметь двойное гражданство.

До решения указанных  вопросов Президентом они предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

В компетенцию Президента входит также решение вопросов предоставления политического убежища, которое  является суверенным правом государства- субъекта международного права. В Российской Федерации только Президент имеет  право предоставления политического  убежища. Президент осуществляет высшую форму государственного поощрения  – награждение государственными наградами России. Президент также  присваивает почетные звания Российской Федерации, утверждает статусы орденов  и положения о медалях, издает указы об учреждении государственных  наград и награждения ими.

Информация о работе Функции и полномочия Президента РФ