Функции и полномочия Президента РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции

Файлы: 1 файл

реферат по праву!.docx

— 39.10 Кб (Скачать файл)

Введение

Цель данной работы осветить на вопросы связанные с полномочиями и функциями Президента Российской Федерации, дать правовую характеристику его положению в современном государственном устройстве России. Объяснить необходимость его полномочий как высшего представителя народа в нашей стране. В результате этой работы необходимо сделать заключение о необходимости наличия президентской власти в нашем государстве, о целесообразности тех полномочий, которые определены ему по Конституции.

Президент, глава государства, избираемый гражданами, парламентом  или специальной избирательной  коллегией на определенный срок; высшее должностное лицо государства. В  России институт президентства был  введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте РСФСР», интегрированный затем в  Конституцию РСФСР 1978г. В июне 1991 года состоялись прямые президентские  выборы. Первым Президентом России сроком на пять лет избран Б.Н. Ельцин.

Официальная резиденция Президента Российской Федерации – Кремль, Москва. Символом президентской власти служит штандарт (флаг), представляющий собой квадратное полотнище цветов государственного флага Российской Федерации с золотым изображением государственного герба в центре. На древке флага крепится серебряная скоба с выгравированной фамилией, именем и отчеством Президента и  датами его пребывания на этом посту.

Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как  главы государства достижимо  лишь при уяснении и использовании  совместно главы 4«Президент Российской Федерации» и других структурных  подразделений Конституции, прежде всего глав о «Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации  и Правительстве Российской Федерации». Часть I ст.80 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Президент  Российской Федерации является главой государства России как демократического федеративного правового государства  с республиканской формой правления. В соответствии со своим положением Президент Российской Федерации  олицетворяет единство многонационального народа Российской Федерации, суверенную государственность России и незыблемость ее демократической основы.

Согласно Конституции  Президент Российской Федерации  выступает как гарант Конституции  Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент – совершенно новый для России государственный  институт, введение которого внесло существенные изменения в прежнюю организацию  государственной власти в нашей стране. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В Российской Федерации пост президента введен во исполнение решения народа, принятого на референдуме России 17 марта 1991г. В соответствии с прежней Конституцией Президент РСФСР провозглашался высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти. Закрепление этого нового положения было вызвано необходимостью укрепления исполнительной дисциплины в период углубления политического и экономического кризиса, обострение межнациональных отношений.

Президентская власть была призвана наладить государственное  управление, исполнение законов. Ее самостоятельность  по отношению к представительным органам, укрепление с помощью Президента исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость и создать предпосылки  стабилизации обстановки в стране.

Важно отметить следующее, что  направляя и обеспечивая деятельность всех государственных органов, Президент  действует в рамках, установленных  Конституцией Российской Федерации. Правовое положение Президента охватывает несколько  сфер:

1. Президент выступает  как глава государства;

2. Президент является  Верховным Главнокомандующим Вооруженными  Силами;

3. Президент обладает  законодательными полномочиями;

4. В сфере исполнительной  власти Президенту также даны  широкие полномочия.

Изучая главу 4 настоящей  Конституции можно сделать вывод, что Президент занимает самостоятельное  главенствующее место в системе  органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть, (а это  Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и его полномочия направлены на обеспечение  согласованного взаимодействия всех ветвей власти, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственного суверенитета.

 Функции и  полномочия Президента РФ

1.1.Роль Президента РФ  в системе управления государством.

Исходным положением для  определения роли Президента РФ в  системе управления Российской Федерацией является положение статьи 80 Конституции  РФ, которая устанавливает,

что он является главой государства.

Как отмечалось, по Конституции  РФ Президент РФ не входит ни в одну из традиционных ветвей государственной  власти (законодательную, исполнительную, судебную). Вместе с тем, он не стоит  над другими ветвями власти, они  не подконтрольны ему. Роль президентской  власти – обеспечивать сбалансированное взаимодействие властей, осуществлять арбитраж путем согласительных процедур, систему сдержки и противовесов, субсидиарность деятельности ветвей власти.

В системе высших органов  государства Президент РФ выполняет  особые функции, которые не могут  осуществлять другие органы. Во-первых, Президент РФ представляет российское государство внутри страны и в  международных отношениях. Внутри страны он имеет полномочных представителей в субъектах (их группах), семи федеральных  округах, в важнейших органах  государства (палатах парламента, конституционном  суде, которые обеспечивают осуществление  полномочий Президента). Он назначает  в другие страны и международные  организации дипломатических представителей, действующих от имени РФ. Во-вторых, Президент РФ является гарантом Конституции  РФ. Действуя в этом качестве, Президент  следит за соблюдением Конституции, в том числе и при подписании законов, принятых парламентом. В-третьих, он – гарант прав и свобод человека и гражданина. Он является в частности  последней инстанцией, куда может  обратиться осужденный для помилования. В-четвертых, Президент РФ принимает  меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной  целостности. Выполняя эти задачи, президент  действует в частности в качестве Верховного главнокомандующего, в случае угроз безопасности государства  он вводит военное и чрезвычайное положение. В-пятых, Президент определяет основные направления внутренней и  внешней политики государства. В  этих целях он обращается с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию. Право определять основные направления  внешней и внутренней политики государства  – излишне широкое полномочие Президента РФ. Правда, Президент должен это делать в соответствии с Конституцией и федеральными законами (ч. 3 ст. 80). В-шестых, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Для выполнения функций Президента при нем существует множество  различных структур: Администрация  Президента РФ, Управление делами, несколько  десятков различных советов (по местному самоуправлению, по делам казачества и т.д.), последние являются совещательными органами Президента РФ. Часть из них в 2000г. упразднена.

Важнейший совещательный  орган при Президенте РФ –Государственный совет, созданный указом Президента от 1 сентября 2000г.1 В соответствии с положением о Государственном Совете, утверждены этим же указом, председатель Совета – Президент РФ, члены – высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов субъектов РФ), занимающие в нем места по должности. Кроме того, Президент РФ может включить в состав совета лиц, замещавших должности высших должностных лиц субъектов РФ два и более срока подряд. Для решения оперативных вопросов в составе Государственного совета формируется его президиум из семи членов, назначаемых Президентом РФ. Состав президиума подлежит ротации (обновлению) один раз в полгода. Основными задачами Государственного совета является содействие реализаций полномочий Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов; обсуждение вопросов, касающихся исполнения органами государственной власти Федерации и субъектов, местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, законов Федерации, актов Президента РФ и Правительства РФ; обсуждение (по предложению президента РФ) проектов федеральных законов и указов Президента, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального бюджета и информации правительства РФ о ходе его исполнения; обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ, а по предложению Президента РФ иных важных вопросов, имеющих важное государственное значение. Организационными вопросами ведает секретарь Государственного совета, который не входит в его состав. Заседания Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца.

Как глава государства, Президент  обладает неприкосновенностью (ст.91)2. Против Президента нельзя возбудить уголовное дело (оно может быть возбуждено только после отрешения Президента от должности), он не может быть принудительно доставлен в суд, например в качестве свидетеля, он не подлежит административной ответственности. Дисциплинарная ответственность вообще исключена, так как он в иерархии самое высшее должностное лицо. Президент не

может быть задержан, подвергнут личному досмотру. Неприкосновенность не означает, однако, отсутствия всякой ответственности, о чем говориться ниже3.

Выполнение функций Президента РФ требует соответствующего обеспечения, в том числе материального. Заработная плата Президента РФ составляла 12 тысяч рублей, но представительские расходы в 10 раз больше. Необходимы расходы на телохранителей (до 2000г. одновременно работали 44 телохранителя), на Администрацию Президента (2 тысячи человек), Управление делами, обслуживание апартаментов главы государства (75 человек) и т.д. В целом на исполнение функций Президента РФ расходуется около 55 миллионов рублей в месяц1.

 

1.2. Полномочия  Президента РФ в различных  сферах государственной жизни

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних  случаях эти полномочия носят  прерогативный характер (т. е. принадлежат исключительно ему), в других соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями этих других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов.

По специфике предметов  компетенции и взаимоотношений  с другими органами государственной  власти полномочия Президента могут  быть разбиты на несколько основных групп.

А). Президент и Федеральное  Собрание.

Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций  главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют  с полномочиями представительного  органа. Конституция проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей.

В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений  с парламентом позволяют рассматривать  главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать  выборы Государственной думы, в то время, как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока.

Президент имеет право  законодательной инициативы, т. е. внесения законопроектов в Государственную  Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным собранием. Это  вето, именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть отклонен или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей.

Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным  конституционным законом, другие органы принимать решение о проведении референдума не вправе.

Президент вправе распускать Государственную Думу в случаях  и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, но не предусмотрено его право  распускать Совет Федерации. Роспуск  Думы возможен в случаях:

а). трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4 ст.11 Конституции РФ);

б). при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение трех месяцев (ч.3 ст. 117);

в). при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4 ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее, чем через четыре месяца после роспуска.

Государственная Дума не может  быть распущена Президентом:

а). в течение года после ее избрания;

б). с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

в). в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения;

г). в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничение прав Президента в этой области свидетельствуют о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное.

Но при всех случаях  роспуска Государственной Думы Совет  Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительской  власти.

Б). Президент и Правительство.

Эти отношения основываются на безусловном приоритете президентской  власти. Президент назначает Председателя Правительства РФ с одним условием, что он получит на это согласие Государственной Думы. Президент  обладает сильным оружием для  давления на Думу в этом вопросе: после  трехкратного отклонения представленных кандидатур он вправе распустить палату и назначить новые выборы, а  Председателя Правительства назначить  самостоятельно. Неустойчивая многопартийная система, сложившаяся в стране, и  соответствующее ей представительство  в Думе исключают возможность  создания однопартийного правительства  большинства. В результате складывается ситуация, когда в состав Правительства  входят представители партийных  фракций Думы, находящиеся в оппозиции. Однако Президент вправе действовать  самостоятельно и единолично принимать  решение об отставке Правительства  и вправе этого не делать даже в  условиях выраженного думой недоверия. Без участия Думы, а только по предложению Председателя Правительства  Президент назначает на должность  и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных  министров. Он имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, что подтверждает его руководящее положение в  исполнительной власти. Об этом же говорит  и то, что не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства обязан представить Президенту на утверждение предложения о структуре федеральных органов государственной власти, утверждение которой главой государства ложится в основу всех назначений.

Информация о работе Функции и полномочия Президента РФ