Действие уголовного закона в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы заключается в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с целью, поставлены задачи курсовой работы:
рассмотреть действие уголовного закона в пространстве и его принципы;
рассмотреть действие уголовного закона по кругу лиц;
рассмотреть значение института экстрадиции и института политического убежища в сфере действия уголовного закона в пространстве.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать файл)

Однако, в отношении экстрадиции государствами могут быть установлены ограничения, как правило применяются следующие оговорки: «отказ от выдачи собственных граждан; отказ от выдачи лиц, которым предоставлено политическое убежище; отказ от выдачи, если преступление совершено на территории запрашиваемого государства, в данной ситуации будет действовать приоритет территориального принципа над принципом гражданства» 63.

Кроме того, «согласно решениям Европейского суда по правам человека «нарушением права человека на уважение его жизни со стороны государственных органов» признается выдача лица, не являющегося гражданином государства, если оно в течении длительного срока проживает на территории этого государства, ступило там в брак, имеет детей и т.д.»64. Данное правило можно рассматривать как действие принципа гуманизма в сфере прав человека, что заключает больше положительного, нежели отрицательного.

Очевидно, что вопрос выдачи Российской Федерацией иностранного гражданина или лица, без гражданства, совершившего преступление на территории другого государства, взаимосвязан во многом с внешней политикой государства в целом и международно-правовой конъектурой международных отношений, в этой связи необходимо отметить ценность того, что «институт экстрадиции как универсальный институт права действует одновременно и параллельно как  на двустороннем уровне, так и на многостороннем. При этом форма регионального участия государств в сотрудничестве в сфере международной уголовной юстиции представляется, как показывает практика, обычно применимым вариантом»65.

 Таким образом, экстрадиция  или выдача — институт уголовного  права, в соответствии с которым  иностранный гражданин или лицо  без гражданства, находящееся на  территории Российской Федерации  передаётся другому государству, на территории которого это  лицо совершило преступление, для  применения к нему мер уголовной  ответственности или отбывания  наказания. «В отношении экстрадиции действует принцип «выдать или наказать»: если лицо не выдаётся запрашивающей стороне, оно всё равно подлежит уголовной ответственности и предаётся суду в стране пребывания»66. В то же время Российская Федерация сохраняет за собой суверенное право наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне её пределов, по своим уголовным законам и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Институт политического убежища: понятие, сущность.

С институтом экстрадиции тесно взаимосвязан институт политического убежища. Данный правовой феномен оценивается «как результат эволюционного развития международной защиты прав человека, международного уголовного права, внутригосударственного уголовного права»67. Согласно положениям ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.68 «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем».

Международно-правовой институт убежища отражен и в российском законодательстве. В ст. 61 Конституции РФ указано, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Комментируя указанную статью Конституции РФ Бархатов Е.Ю. пишет, что «предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан другому государству как преступник. Определение условий, которые необходимы, чтобы получить политическое убежище, - суверенное право государства, предоставляющего убежище»69. Также нужно учитывать, что политическое убежище не предоставляется лицу, в случае его преследования не по политическим мотивам, а в связи с совершением данным лицом уголовно наказуемого деяния, например, убийство, терроризм, хищение и другие.

Согласно ст. 89 Конституции РФ право предоставить или отказать в предоставлении политического убежища относится к компетенции Президента Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. было утверждено Положение о порядке предоставления в Российской Федерации политического убежища70. В соответствие со ст. 2 данного Положения «политическое убежище предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования и реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным международным сообществом, нормами международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направленно непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища». Лица, получившие политическое убежище, выдаче другому государству не подлежат, данное правило поддерживается большинством участников международных отношений. Так, например, «Генеральная прокуратура неоднократно обращалась к властям Великобритании с запросом о выдаче Бориса Березовского, однако каждый раз получали отказ. Английские суды мотивируют свое решение тем, что лица, получившие в Великобритании политическое убежище, не могут быть выданы России»71.

В УК РФ закрепление данного института не нашло отражения. Спиридонов А. считает, что таким образом возник пробел в уголовном законодательстве и подчеркивает необходимость внесения дополнения в     ст. 13 УК РФ, а именно дополнить указанную статью частью 3: «иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном законом порядке политическое убежище в Российской Федерации, не подлежат выдаче иностранному государству»72. На наш взгляд, в данном дополнении отсутствует необходимость, так как закрепление данного принципа в Основном законе Российской Федерации уже выступает высшей гарантией его соблюдения и не нарушения права, указанных лиц.

Таким образом, сущность политического убежища при рассмотрении данного института во взаимосвязи с принципами действия уголовной юрисдикции Российской Федерации заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству. Таким образом, сущность политического убежища при рассмотрении данного института во взаимосвязи с принципами действия уголовной юрисдикции Российской Федерации заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Уголовное законодательство - совокупность правовых норм, устанавливающих принципы, основания и пределы уголовной ответственности и определяющих деяния, признаваемые преступлениями, а также виды и меры наказания за их совершение. Значение уголовного закона в жизни общества велико, во-первых, он выступает как фундаментальная база для осуществления правосудия по уголовным делам, во-вторых,  как основа для проведения политики государства в сфере борьбы с преступностью, в третьих, осуществляет функции по предупреждению и пресечению совершения новых преступлений. Для эффективного действия уголовной юрисдикции необходимо определить пространственные и временные рамки действия уголовного закона. Цель курсовой работы заключалась в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В работе были рассмотрены такие принципы как территориальный, принцип гражданства, принцип специального режима, принцип дипломатического иммунитета, универсальный и реальный принципы. Каждый из них обладает определенной спецификой действия, а в совокупности, они позволяют определить какой закон следует применить, что решает многие правоприменительные вопросы.

Анализируя проведенные исследования в первой главе можно сделать вывод, что  принцип территориального действия уголовной юрисдикции Российской Федерации является основополагающим, который дополняют или вводят исключения иные принципы действия уголовной юрисдикции России, его сущность заключается в отражении суверенитета государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации. Принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории России. Принцип дипломатической неприкосновенности  не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся данным иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение  уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания, также хотелось бы подчеркнуть, что принцип гражданства, в сочетании с покровительственным принципом является третьим принципом определяющим действие уголовного закона в пространстве. В процессе его реализации находит отражение обязанность и право Российской Федерации на распространение уголовной юрисдикции на граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Принцип универсальной юрисдикции позволяет осуществляться наступлении уголовной ответственности за преступления, преступность которых определена в международном уголовном праве, так как многие из этих преступлений считаются посягающими на мировой правопорядок независимо от места их совершения и любое государство может установить свою национальную уголовную юрисдикцию в отношении таких лиц. Данный принцип позволяет государствам находить компромиссы и осуществлять взятые на себя обязательства по обеспечению международного правопорядка, а реальный принцип действия уголовного закона Российской Федерации предусматривает защиту интересов государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств,  а также лиц без гражданства, установив, что такие лица могут быть привлечены  к уголовной ответственности в соответствии с уголовной юрисдикцией России.

Таким образом, можно сделать вывод, что принципы действия уголовного закона в пространстве охватывает большое количество значимых условий, тесно взаимодействует с нормами международного права и нормами национально-правовых систем других государств, в чем находит свое подтверждение издавна известное мнение,  что право — это искусство, искусство  добра и справедливости.

Во второй главе были рассмотрены институт экстрадиции и институт политического убежища. Экстрадиция или выдача лиц — институт уголовного права, в соответствии с которым иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся на территории Российской Федерации передаётся другому государству, на территории которого это лицо совершило преступление, для применения к нему мер уголовной ответственности или отбывания наказания. В отношении экстрадиции действует принцип «выдать или наказать», в то же время Российская Федерация сохраняет за собой суверенное право наказывать своих граждан за преступления, совершенные вне её пределов, по своим уголовным законам и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление. С институтом экстрадиции тесно взаимосвязан институт политического убежища, сущность которого заключается в том, что лицо, которому было предоставлено политическое убежище, не может быть выдано иностранному государству.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что тщательный анализ и правильное применение на практике норм УК РФ о действии уголовного закона в пространстве и по кругу лиц работниками органов дознания, следствия, прокуратуры и в особенности судов имеет принципиальное значение для обеспечения законности, ведь законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

I. Нормативные акты.

1. Конвенция о Международной Гражданской Авиации (Чикагская конвенция) от 7 декабря 1944 год // URL: http://www.6pl.ru/asmap/convMGA.htm (дата обращения 29.03.2012 г.).  

2. Конвенция о континентальном шельфе от 29 апреля 1958 г. // URL: http://www.un.org/russian/law/ilc/conts.pdf (дата обращения 29.03.2012 г.).

3. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токийская конвенция) от 14 сентября 1963 года // URL: ttp://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard.shtml (дата обращения 10.03.2012 г.)

4. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года // URL: http://www.kadis.ru/texts/index.phtml?id=10677 (дата обращения 29.03.2012 г.)

5. Конвенция  о правовой помощи и правовых отношениях  по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.  (с изменениями от 28 марта 1997 г.) // URL: http://arbitrationlaw.narod.ru/international_civil_procedure/Minsk_Convention.htm (дата обращения 1.04.2012 г.)

6. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от "Российской газете" от 25 декабря 1993 года (ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ.200. № 4. ст. 445. 

7. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012 г.) // Российская газета. 1996. № 113, № 114, № 115, № 118. 10. 

8. О Государственной границе Российской Федерации: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I (ред. от 8 декабря 2011 г.) // Российская газета. 1993 г. № 84.

9. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 28 июня 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22.  ст. 2031.

10. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ  (в ред. от 1 января 2012 г.) // СЗ РФ. 1995. № 49. ст. 4694.

11. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от  6 декабря 2011 г.) // СЗ РФ от 29 июля 2002 г. № 30. ст. 3032.

12. Положение «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 года №746 (в ред.27 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3601.

II. Учебные пособия.

13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2007. 250 с.

14. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, И. М. Тяжковой. М., 2002. 218с.

15. Российское уголовное право: в 2 т. Т.1. Общая часть: учеб. / Г.Н. Борзенков (и др.); под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рагога. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2006. 520 с.

16. Строганова А.К. Экстрадиция в уголовном процессе Российской Федерации. – М.: Издательство «Щит-М», 2005. 118 с.

17. Уголовный закон: опыт теоретического моделирования / под ред. С.Г. Келиной, В.Н. Кудрявцева. М., 1987. 220 с.

18. Уголовное право России: Общая часть / под ред. Н.М. Кропачева, Б.В. Волженкина, В.В. Орехова. СПб., 2009. 496 с.

19. Уголовное право России. Практический курс: учеб.-практ. пособие. /  под ред. А.И. Быстрыкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2007. 808с.

20. Бекишев Д.К. Актуальные проблемы международного сотрудничества в выдаче преступников // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности ОВД: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей, 1996. Ч. 1.103-105 с.

21. Гревнова И.А. Вина как принцип уголовного права Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.120с.

22. Милюков С.В. Российское уголовное законодательство: опыт криминологического анализа. СПб., 2000. 43-46 с.

III. Периодические издания.

23. Катков В. «Громкие» экстрадиции. / Преступление и наказание. 2010. № 6. 14-15с.

24. Коняхин В. Действие уголовного закона по кругу лиц. // Законность. 2004. № 12.  7-9 с.

25. Спиридонов А. Институт экстрадиции и политического убежища в уголовном праве. / Уголовное право. 2004. № 4. С. 52.

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве