Действие уголовного закона в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы заключается в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с целью, поставлены задачи курсовой работы:
рассмотреть действие уголовного закона в пространстве и его принципы;
рассмотреть действие уголовного закона по кругу лиц;
рассмотреть значение института экстрадиции и института политического убежища в сфере действия уголовного закона в пространстве.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.4 Универсальный принцип  действия уголовного закона в  пространстве и его значение.

В ст. 12 УК РФ закреплен принцип универсальной юрисдикции действия уголовного закона в пространстве. Изначально он предусматривался в качестве дополнения к двум основным принципам – принципу территориальности и принципу гражданства, но с течением времени его значение изменилось, и принцип универсальной юрисдикции стал самостоятельным принципом действия уголовного закона в пространстве. Данные изменения обусловлены сотрудничеством и координацией действий участников международного сообщества  в борьбе  с преступностью. «Преступления, предусмотренные в международных конвенциях, государства-участники обязались пресекать независимо от места их совершения и гражданства преступника»40.

Универсальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов территории России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, в случаях предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Универсальный принцип действует тогда, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве, такое условие является реализацией принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то де преступление.

«Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяется преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к ответственности независимо от его   государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами»41. В первую очередь это относится к преступлениям против мира и безопасности человечества. Так, в соответствии со ст. 1 Конвенции ООН  о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 9 декабря 1948 г.42, геноцид признается преступлением, нарушающим нормы и принципа международного права «независимо от того, совершается он в военное или мирное время» при этом все государства «обязуются принимать меры предупреждения и карать» за совершение любого акта геноцида. Или другой пример, в соответствии со ст. 4 Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970г. 43 предусматривает, что каждое договаривающееся государство принимает такие меры, которые  могут оказаться необходимыми, «чтобы установить свою юрисдикцию над таким преступлением и любыми другими актами насилия в отношении пассажиров или экипажа, совершенных предполагаемым преступником».

Российская Федерация является участником многих международных договоров, конвенций и во исполнение взятых на себя обязательств, включила в уголовное законодательство нормы о преступления указанных в соглашения, например, это преступления, предусмотренные ст. 227 УК РФ «Пиратство» или ст. 357 УК РФ « Геноцид», или ст. 358 УК РФ «Экоцид» и др.

Таким образом, принцип универсальной юрисдикции может осуществляться при наступлении уголовной ответственности за преступления, «преступность которых определена в международном уголовном праве, так как многие из этих преступлений считаются посягающими на мировой правопорядок независимо от места их совершения и любое государство может установить свою национальную уголовную юрисдикцию в отношении таких лиц»44.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Реальный принцип действия  уголовного закона в пространстве: понятие, сущность, значение.

Реальный принцип действия уголовной юрисдикции Российской Федерации называют еще принципом защиты или безопасности, «он предусматривался еще царским законодательством и УК РСФСР 1922 г.»45. Содержанием принципа является право предусматривать защиту интересов «государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств, установив, что такие лица могут быть привлечены на территории данного государства к уголовной ответственности в соответствии с его законами»46. Он конкретизирован в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Сущность данного принципа заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если  преступление было направлено против интересов России, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающего на территории России, если они не были осуждены в иностранном государстве.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»47 иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Основной принцип, определяющий уголовно-правовой статус иностранных граждан, закреплен в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: они пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором России.

«Не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, оказавшиеся в Российской Федерации после совершения на территории другого государства преступления, не предусмотренного международным договором и не затрагивающим интересов России. Однако, в силу международного договора они могут быть выданы другому государству, на территории которого было совершено преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданам которого они являются»48.

В соответствии с вышеуказанным законом, лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а также не имеющего вида на жительство в Российской Федерации. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. Согласно основному закону России лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации49.

Таким образом, реальный принцип действия уголовного закона Российской Федерации предусматривает защиту интересов государства и его граждан от посягательств, исходящих со стороны граждан иностранных государств,  а также лиц без гражданства, установив, что такие лица могут быть привлечены  к уголовной ответственности в соответствии с уголовной юрисдикцией России.

 

ГЛАВА 2.  Экстрадиция и политическое убежище как институты права и их значение для действия уголовного закона в пространстве.

На сегодняшний день в учении о действие уголовного закона обычно принято выделять два аспекта: временной и пространственный. Последний, в свою очередь, включает в себя характеристику действия уголовного закона на определенной территории и в отношении определенного круга лиц. Рассматривая вопрос о действии уголовного закона по кругу необходимо также рассмотреть понятие экстрадиции и политического убежища, реализация которых взаимосвязана с принципом территориальности и принципом гражданства. 

2.1 Институт экстрадиция: понятие, особенности, значение.

Правовая категория «экстрадиция» трактуется учеными по разному, например, Бекишев Д.К. считает, что экстрадиция - это «совокупность действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства»50. На наш взгляд, приведенное определение не раскрывает в полной мере данное понятие, например, Панов В.П. предлагает иной подход, в котором определяет важнейшие составляющие понятия «экстрадиция», а именно  субъект выдачи, цели её осуществления, а также правовые основания экстрадиции51. Помимо приведенных дефиниций в научных источниках содержится большое количество иных точек зрения, мы считаем, что наиболее емкое и определяющее сущность правовой категории «экстрадиция» является определение, данное Игнатенко Г.В., который  под выдачей лица понимает «передачу одним государством находящего на его территории лица другому государству для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора»52. 

Вопрос о выдаче преступника возникает в случаях, когда лицо, совершившее преступление в одной стране или против интересов этой страны, либо обязанное отбыть наказание находится в другой стране. Экстрадиция является одним из видов международно-правовой помощи по уголовным делам, которая, в свою очередь, входит в состав направлений международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью.

В ч. 1 ст. 13 УК РФ указано, что граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства не могут быть выданы другому государству, данное положение основано на    ст. 61 Конституции РФ и разделяется многими современными государствами. «Ранее действовавшая Конституция тоже запрещала выдачу российских граждан, однако допускала исключение, если они установлены законом или международным договором, но в настоящей Конституции РФ никаких исключений не предусматривается: российские граждане никогда не должны выдаваться другому государству. Закона, допускающего выдачу российских граждан, о котором упоминала ранее действовавшая Конституция, не было принято, и международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают. Так, все двусторонние договоры России о правовой помощи содержат правило о том, что выдача не имеет места, если человек, которого просят выдать, является гражданином запрашиваемого государства. Аналогичную норму содержит Конвенция стран СНГ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Правило Конституции РФ о запрещении выдачи российских граждан направлено на защиту прав, что, однако, не означает освобождение от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российский гражданин будет отвечать в России по российским законам. Согласно договорам РФ о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например, в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии»53.

На основании ст. 63 Конституции РФ, в которой указано, что выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных для отбывания наказания в других государствах, осуществляется на основе федерального закона или международного договора», в  ст. 13 УК РФ закрепляется возможность выдачи (экстрадиции) лиц иностранному государству.

В ч. 2 ст. 13 УК РФ устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства (определения данных правовых категорий указаны в главе 1 данной работы в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства»), совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на её территории могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Правовой основой могут выступать как многосторонние, так и двусторонние международные договоры, например, Европейская конвенция о выдаче 1957 г.54, Европейская конвенция по предупреждению попыток и бесчеловечного и унижающего достоинство обращение или наказания 1987г.55, Конвенция стран-участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.56 или Договор между Российской Федерацией и Канадой о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.10.1997 г.57, или Договор между СССР и Республикой Кипр о правовой помощи по гражданским и уголовным делам от 19.01.1984 г.58  и иные договоры.

 Существует точка зрения, согласно которой при оказании  правовой помощи учитываются  интересы только того государства, которой обратилось за помощью, в ущерб суверенитету другого  государства. Мы считаем, что данная позиция ошибочна, так как процедура правовой помощи по уголовным делам затрагивает «суверенитет и интересы обоих государств: как оказывающего помощь, так и принимающего её»59, к тому же международное сотрудничество в борьбе с преступностью необходимо в целях повышения эффективности правоохранительной деятельности, которое включает предупреждение, пресечение и расследование преступлений, а также исправление лиц их совершивших. Отсутствие договора между государствами может стать причиной невозможности дальнейшего расследования преступления или привлечения лица к ответственности, например, в июле 1998 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации из НЦБ Интерпола России было получено сообщение, что гражданин Турции Э. приговоренный Трабзонским судом к 3 годам и 9 месяцам лишения свободы за убийство по неосторожности и неосмотрительности, выдача которого была запрошена у компетентных органов Российской Федерации Министерством юстиции Турции, проживает в г. Сочи. В ходе экстрадиционной проверки и согласования данного вопроса с МИД России в выдаче запрашиваемого гражданина Турции было отказано, так как между Россией и Турцией нет международного договора о сотрудничестве, и Турция не выполняет аналогичные просьбы России, ссылаясь на отсутствие договора. Посольство Российской Федерации в г. Анкаре сообщило, что им известны три случая обращения российских правоохранительных органов к турецким властям по поводу задержания и выдачи, находившихся в розыске российских граждан, ни одно из них не было удовлетворено турецкой стороной60. Таким образом, экстрадиция на основе принципа взаимности может быть осуществлена на основании имеющейся договоренности между государствами, например, между Российской Федерацией и Королевством Испании заключен договор о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы в 1998 г.61, на основе данного соглашения Испания выдала России Сергея Буторина, обвиняемого в десятках убийств, известного также как лидера «ореховской группировки»62.

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве