Действие уголовного закона в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 01:04, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель курсовой работы заключается в раскрытии теоретических положений действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В соответствии с целью, поставлены задачи курсовой работы:
рассмотреть действие уголовного закона в пространстве и его принципы;
рассмотреть действие уголовного закона по кругу лиц;
рассмотреть значение института экстрадиции и института политического убежища в сфере действия уголовного закона в пространстве.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 77.32 Кб (Скачать файл)

Б.В. Волженкин считает, что при соучастии в преступлении оно может считаться совершенным на территории РФ, если исполнитель совершил деяние на ее территории, а остальные соучастники действовали за рубежом. Если же исполнитель действовал за границей, а остальные соучастники (организатор, подстрекатель, пособник) выполняли свои функции по участию в данном преступлении в России, действия последних, также признаются совершенными на ее территории20.

«Что касается распространения юрисдикции России на действия всех соучастников преступления независимо от места их исполнения, то в ч. ч. 1 и 3 ст. 12 УК содержатся правила, в соответствии с которыми в отношении преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации, может применяться УК РФ (так называемые принципы гражданства, универсальный и реальный, о которых будет сказано далее). Существует также международно-правовой институт выдачи лиц, совершивших преступления на территории иностранных государств. Поэтому те соучастники, которые совершили свои действия за рубежом, в принципе могут подлежать ответственности по российскому законодательству, однако уже не по правилу применения закона места исполнения деяния, а в соответствии с принципами, определяющими круг лиц, подлежащих уголовной ответственности по УК РФ, независимо от места совершения преступления»21.

Таким образом, преступление считается совершенным на территории России, если, во-первых, преступные действия начаты и окончены на территории Российской Федерации; во-вторых, преступное деяние совершено на территории Российской Федерации, а преступный результат наступил за её пределами; в-третьих, приготовление и покушение совершены за границей, а преступление окончено или преступный результат наступил на территории России; в-четвертых, организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество осуществлялись за границей, а исполнитель действовал на территории Российской Федерации; в-пятых, соучастие имело место на территории России, а исполнитель действовал за границей22.

Подводя итог рассмотрения территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации необходимо отметить, что данный принцип является основополагающим, который дополняют или вводят исключения иные принципы действия уголовной юрисдикции России. Принцип территориальности охватывает большое количество значимых условий, тесно взаимодействует с нормами международного права и нормами национально-правовых систем других государств, его сущность заключается в отражении суверенитета государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Принцип дипломатического  иммунитета: понятие, сущность.

В ч. 4 ст. 11 УК РФ установлено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, в случае совершениями этими лицами преступления на территории Российской Федерации подлежат уголовной ответственности в соответствии с нормами  международного права. Таким образом, в законе закреплен принцип дипломатической неприкосновенности. Сущность данного принципа заключается в том, лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия либо согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности или  подвергнуть следственным действиям. По мнению некоторых авторов: принцип дипломатического иммунитета «не устраняет противоправности и наказуемости деяния, а лишь устанавливает особый порядок реализации уголовной ответственности. Поэтому, строго говоря, дипломатический иммунитет носит уголовно-процессуальный, а не уголовно-правовой характер»23. Данная точка зрения отчасти представляется верной, потому что нормами международного права предусмотрено, что лица, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, не могут быть привлечены к уголовной ответственности по закону места аккредитации (пребывания) за преступление совершенное в этом мете. Как правило, такие лица объявляются персонами «persona non grata» и обязываются покинуть государство. Однако возможно, что аккредитующее государство может отказаться от дипломатического иммунитета. В таком случае виновный привлекается к уголовной ответственности по законам места совершения преступления. Таким образом, данные норма содержат помимо материальных положений также и процессуальные.

В соответствии с Венской Конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г.24, международной Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973 г.25 и др., имеется перечень лиц, на которых распространяется дипломатический иммунитет. Правом дипломатической неприкосновенности пользуются главы дипломатических представительств в ранге послов, посланников, поверенных в дела, советников, торговых представителей и их заместители, военные, военно-морские, военно-воздушные атташе и помощники, первые, вторые, третьи секретари, а также члены семей перечисленных лиц, которые проживают с ними и не являются российскими гражданами. Консульские должностные лица имеют ограниченную неприкосновенность только в пределах их служебных полномочий26. Однако в соответствии с межгосударственными договорами на них и на их административно-технический персонал может распространяться полный дипломатический иммунитет.

На условиях паритетности и взаимности дипломатическая неподсудность распространяется также на глав государств, членов парламента и правительства, на других сотрудников международных делегаций и членов их семей на основании международных договоров.

Иммунитет и личная неприкосновенность предоставляются в целях создания условий для нормального выполнения, возложенных на дипломатические, консульские  представительства, официальные делегации государств функции. Дипломатический иммунитет нельзя использовать в целях несовместимых с функциями дипломатических представительств. К лицам, злоупотребляющие правом неприкосновенности применяются ранее указанные санкции.

Таким образом, принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия уголовного закона Российской Федерации для некоторых иностранных граждан, совершивших преступление на территории России. Принцип дипломатической неприкосновенности  не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся данным иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение  уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Действие уголовного  закона Российской Федерации  в соответствии с принципом  гражданства и принципом специального  режима.

Территориальный принцип действия уголовного закона дополняется принципом гражданства. Содержание данного принципа указано в ч. 1 ст. 12 УК РФ, и заключается в распространении уголовной юрисдикции «на граждан Российской Федерации (далее граждан  РФ) и апатридов, постоянно проживающих в Российской Федерации, если они совершили преступление за пределами Российской Федерации»27. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»28 гражданами РФ являются: лица, имеющие гражданство РФ на день вступления данного закона в силу; лица, которые приобрели гражданство в соответствии с эти Федеральным законом. Лицом, без гражданства постоянно проживающим в Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»29, признаётся лицо, получившее вид на жительство. Таким образом, законодатель определил круг лиц подлежащих ответственности в соответствии с принципом гражданства, которые «генетически связан с территориальным принципом действия УК РФ и происходит от обязанности и права государства наказывать не только за преступления, совершенные на его территории, но и за преступления своих поданных, совершенных за границей»30.

Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации31 (далее Конституция РФ) гражданин нашей страны может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа «эффективного гражданства», установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами.

Согласно национальному принципу условиями применения положений УК РФ являются: направленность совершения преступлений против интересов, охраняемых УК РФ; отсутствие решения суда иностранного государства, вынесенного за совершенное преступление, в отношении этих лиц.

Таким образом, из закона исчезло требование «двойной преступности» в реализации принципа гражданства, то есть деяние должно признаваться преступлением, как по УК РФ, так  и по уголовному законодательству страны, где было совершено преступление. «Редакция ч. 1 ст. 12 УК РФ, действовавшая ранее, нередко подвергалось критике по поводу ограничения уголовной юрисдикции России и её государственного суверенитета, невозможности уголовной ответственности за целый ряд преступлений, в частности против основ конституционного строя Российской Федерации»32. Действительно, фактически создавался правовой вакуум при решении вопроса об уголовной ответственности некоторых лиц. В частности, было не возможно привлечь к уголовной ответственности по УК РФ за ряд преступлений должностных лиц, государственных служащих, граждан РФ, например, получение взятки российским должностным лицом в Польше  не могло повлечь применение уголовно-правовых санкций, так как Уголовный Кодекс Республики Польша не рассматривает получение взятки должностным лицом иностранного государства как преступление33.

 С другой стороны, трудно  представить, что в зарубежном  уголовном законодательстве отсутствуют  нормы о преступления против  жизни, здоровья, собственности. А. И. Бойцов  считает, что «идея «двойной преступности»  выражает «благотворную тенденцию»  унификации уголовного законодательства  отдельных стран: при этом никакого  ограничения суверенитета Российской  государства … не происходит»34. Универсализация уголовно-правовых норм различных государств заключает в себе отражение объективных процессов глобализации и взаимодействия государств, что выгодно как отечественному законодателю, так и отечественному правоприменителю35.

Однако, на наш взгляд, идея правила «двойной преступности» не защищает уголовно-правовой суверенитет Российской Федерации, и не соответствует задачам уголовного законодательства. «Абсурдно искать в уголовном законодательстве других стран нормы о преступления против Российского государства, и наоборот»36.

Таким образом, с исчезновением требования «двойной преступности» утратило силу условие о том, что деяние должно быть преступлением, как по УК РФ, так и по уголовному закону государства места совершения преступления, а также было аннулировано ограничение наказуемости верхним пределом санкции иностранного закона иностранного государства, где было совершено преступление.

Второе условие применения норм уголовного закона  согласуется с положением Конституции РФ. В данном случае конкретизировано положение ст. 50 Основного закона о том, что «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». «Для того чтобы исключить повторное осуждение российского гражданина за преступление, совершенное им вне пределов Российской Федерации, УК РФ допускает привлечение такого лица к уголовной ответственности лишь в случае, если оно не было осуждено за это преступление в иностранном государстве. Не является повторным привлечением к уголовной ответственности вторичное рассмотрение дела судом в случае отмены приговора. Если по первому отмененному приговору осужденный уже отбыл какую-то часть наказания, она обязательно засчитывается в срок наказания по окончательному приговору»37.

В ч. 2 ст. 12 УК РФ закрепляется принцип специальной миссии или покровительственный принцип. На наш взгляд, целесообразно рассмотрение  данного принципа в сочетании с принципом гражданства. Его сущность заключается «в распространение уголовной юрисдикции государства в соответствии с международными договорами на ограниченные контингенты его граждан, находящиеся на территории иностранных государств. Например, в отношении воинских частей, дислоцированных на территории иностранных государств, в соответствии со сложившейся международной практикой, применяется следующая схема распределения юрисдикции: за преступления, совершённые вне территории таких частей ответственность наступает по законам страны пребывания, а за преступления, совершённые на территории воинской части — по законам страны, которой принадлежит данная воинская часть»38. Обычно действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. «Каждый международный договор Российской Федерации имеет свои особенности, которые сужают или расширяют круг граждан или преступлений, в отношении которых Россия осуществляет уголовную юрисдикцию. Так, например, Российская Федерация осуществляет уголовную юрисдикцию в отношении военнослужащих, совершивших преступления против военной службы вне зависимости от места дислокации на территориях таких стран, как Армения и Беларусь. В договорах с такими странами, как Казахстан и Киргизия, - при совершении воинского преступления вне мест дислокации, и в договорах с такими странами, как Азербайджан, Украина и Таджикистан, не предусмотрено осуществление уголовной юрисдикции Российской Федерацией в отношении военнослужащих, совершивших преступление против военной службы»39.

Завершая данный раздел, хотелось бы подчеркнуть, что принцип гражданства, в сочетании с покровительственным принципом является третьим принципом определяющим действие уголовного закона в пространстве. В процессе его реализации находит отражение обязанность и право Российской Федерации на распространение уголовной юрисдикции на граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России.

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве