Действие уголовного закона в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой является установление и раскрытие содержания законодательно закрепленных принципов пространственного действия уголовно-правовых норм Российской Федерации, их научное обоснование, анализ иерархии принципов действия уголовного закона в пространстве, формулирование правил по определению приоритетного принципа действия уголовно-правовой нормы в пространстве.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО–ПРАВОВОЙ НОРМЫ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 5
1.1 Понятие действия уголовного закона в пространстве в российском
праве 5
1.2 Международно-правовая регламентация действия уголовно-правовой нормы в пространстве 8
2 ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1 Принципы действия закона в пространстве и их отражение в уголовном законодательстве Российской Федерации 15
2.2 Теоретические проблемы и пути совершенствования реализации уголовно – правовых норм в пространстве 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

Файлы: 1 файл

Действие уголовного закона в пространстве.docx

— 87.35 Кб (Скачать файл)

          Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации за исключением искусственных. Правовой режим искусственных островов Российской Федерации определяется Постановлением Правительства РФ от 19 января 2000 года № 44 «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации». В соответствии с данным нормативным актом вокруг искусственных островов, сооружений и установок определяется зона безопасности, которая простирается не более чем на 500 м от внешнего края искусственного острова, сооружения и установки28.

           Согласно Федеральному закону РФ от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» уголовная юрисдикция Российской Федерации не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море в связи с любым преступлением, совершенным на борту иностранного судна во время его прохода, за исключением следующих случаев, если:

         - последствия преступления распространяются на территорию Российской Федерации;

         - преступление имеет такой характер, что им нарушается спокойствие в Российской Федерации или добрый порядок в территориальном море;

          - капитан иностранного судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратится к должностным лицам федеральных органов исполнительной власти или к должностным лицам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с просьбой об оказании помощи;

          - такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами, а также для пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами Российской Федерации29.

           Указанные положения не распространяются на права Российской Федерации принимать любые меры в соответствии с законами Российской Федерации для ареста или производства расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода его из внутренних морских вод.

         Уголовное законодательство действует и в случаях совершения преступлений в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК РФ).

          Исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему. Данный район фактически не является территорией России, а лишь подпадает под ее юрисдикцию и обладает особым правовым режимом, установленным Федеральным законом РФ от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», международными договорами Российской Федерации и нормами международного права. В частности, Россия в исключительной экономической зоне осуществляет юрисдикцию лишь в отношении: морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды от загрязнения из всех источников; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации30.

           Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, кроме скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

           Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

         Необходимо подчеркнуть, что в исключительной экономической зоне наказуемыми по УК РФ являются только деяния, сопряженные с незаконным созданием зон безопасности, исследованиями и разработкой естественных богатств зоны. В случае совершения преступления на судне в территориальных и внутренних водах или воздушном пространстве другой страны ответственность наступает по законодательству последней.31

           В статье 11 УК РФ определено, что действие уголовного закона распространяется и на континентальный шельф Российской Федерации (ч. 2 ст. 11 УК РФ: «на преступления, совершенные на континентальном шельфе»). В соответствии с Международной конвенцией «О континентальном шельфе 1958 года32» и Федеральным законом РФ от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, которой является продолжение континентального массива Российской Федерации, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации33.

          Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.

            Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

           Правовой режим континентального шельфа аналогичен правовому режиму исключительной экономической зоны34.

           Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет юрисдикцию в отношении морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой и разработкой минеральных ресурсов, промыслом живых ресурсов, захоронением отходов и других материалов; прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, реализуя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

          В соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона все лица независимо от гражданства, совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу»35. Однако в ч. 4 ст. 11 УК РФ делается исключение для лиц, пользующихся иммунитетом в отношении уголовной юрисдикции России: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права».

          Термин «иммунитет» происходит от латинского слова «immunitas» - освобождение от чего-либо (в уголовном праве имеется в виду непривлечение к уголовной ответственности). В рамках иммунитета в отношении уголовной юрисдикции традиционно выделяют иммунитет: дипломатических представительств государств, международных организаций и их персонала, специальных миссий, консульский.

           Дипломатический иммунитет - один из основных институтов международного права. Основным международным актом по этому вопросу является «Венская конвенция о дипломатических сношениях» от 18 апреля 1961 года (далее - Венская конвенция), ратифицированная СССР в 1964 года и сохраняющая силу для России в современный период36.

       «В круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят, например, главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. К иным лицам, пользующимся иммунитетом, относятся, в частности, главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации»37.

          В случае совершения преступления лицо, обладающее дипломатическим иммунитетом, может быть объявлено нежелательным (persona non grata) и выслано из страны. Государство может настаивать на отказе от дипломатического иммунитета лица, совершившего преступление, либо привлечении его к уголовной ответственности страной, направившей это лицо. Согласно ч. 4 ст. 31 Венской конвенции иммунитет от юрисдикции страны пребывания не освобождает лицо от юрисдикции направившего государства.

          В ч. 1 ст. 98 Конституции Российской Федерации установлено, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

         Персональный принцип действия уголовного закона в пространстве устанавливается в ч. 1 ст. 12 УК РФ: «граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве»38.

            Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей.39

           Иностранными гражданами являются лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства Российской Федерации. Лицо без гражданства - это лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

         В части 2 ст. 12 УК РФ определяется, что военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за ее пределами, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

         Часть 3 ст. 12 УК РФ закрепляет два принципа действия уголовного закона в пространстве: реальный и универсальный. В соответствии с реальным принципом действия закона государство оставляет за собой право привлекать к уголовной ответственности не своих граждан за преступления, совершенные вне его пределов, но посягающие на его интересы или интересы его граждан. В России иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 УК РФ).

             Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве во многом определяется международно-правовыми обязательствами государства. В настоящее время Российская Федерация принимает активное участие в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера. Вследствие этого иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, кроме указанных, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 УК РФ).

          Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации действие уголовного закона в пространстве реализуется в рамках территориального, персонального, реального и универсального принципов. Исследуемые принципы четко закреплены в ст. 11, 12 УК РФ и представляют собой единую систему реализации уголовного законодательства России в пространственных пределах ее юрисдикции.

 

2.2. Теоретические проблемы  и пути совершенствования реализации  уголовно-правовых норм в пространстве

          Действие закона, в том числе уголовного, заключается в его обязательности, обеспеченной государственным принуждением. И поскольку закон, как и все сущее, функционирует во времени и пространстве, действие закона как правовая категория обозначает пределы его реализации. Исходя из этого действие уголовного закона в пространстве представляет собой проблему установления пределов правовой власти того или иного государства и раскрывается в таком понятии, как юридическая компетенция, которая включает в себя определение пространства, где государство считает возможным и допустимым ожидать и требовать осуществления правовых велений для определенного круга лиц, которым они адресуются.

          Данная деятельность государства, реализуясь исключительно в правовой сфере, дает нам понятие юрисдикции государства, которое и определяет сферу действия уголовного закона в пространстве. Вопросы юрисдикции, в том числе уголовно-правовой, решаются различными государствами в соответствии с международным правом. Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, именуется территориальной. В ее основе лежит территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве.

         В настоящее время в соответствии с территориальным принципом действия уголовного закона в пространстве в ст. 11 УК РФ предусмотрены следующие важные положения:

        1) лицо, совершившее преступление на территории России, подлежит уголовной ответственности по УК РФ (ч. 1 ст. 11 УК РФ);

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве