Цели уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:56, монография

Описание работы

Курс на ускорение социально-экономического развития, демократизацию всех сторон общественной жизни, повышение творческой активности масс требует укрепления социалистической законности и правопорядка, обеспечения надежной охраны конституционных прав и законных интересов советских граждан, строгого соблюдения принципов социальной справедливости.

Содержание работы

Введение
Глава первая Проблема целей наказания: теоретический аспект .... 6
1.Понятие наказания и его цели 6
2.Определение целей наказания в законе 19
Глава вторая Цели наказания' эмпирические исследования 38
1.Понятие общего предупреждения . 38
2.Эмпирические исследования общего предупреждения . . 51
3.Понятие и исследования специального предупреждения . 69
Глава третья Соотношение общего и специального предупреждения в
советском уголовном праве историке юридический аспект 82
1.Функции государства и уголовная политика . ... 82
2.Обстоятельства, влияющие на общее предупреждение . 87
3.Обстоятельства, влияющие на специальное предупреждение 108
4. Современные тенденции в соотношении целей наказания 123

Файлы: 1 файл

Polubinskaya_S_V_Tseli_ugolovnogo_nakazania_M.docx

— 199.21 Кб (Скачать файл)

Указанные обстоятельства обусловили и установ ление суровых мер  наказания за взяточничество (ст. 114, 114а УК РСФСР в редакции декрета  ВЦИК и СНК от 9 октября 1922 г.). Опасность  взяточничества усилилась «в связи  с попытками капиталистических  элементов путем подкупа завладеть  государственны ми ценностями и обеспечить условия развертывания частнокапиталистических  форм хозяйства в ущерб Советскому государству и социалистическому  хозяй ству»38. Получение взятки должностным  лицом, за нимающим ответственное положение, при наличии прежней судимости  за взятку или неоднократности получения  взятки, при вымогательстве, а также  если в результате взятки был нанесен  государству или мог быть нанесен  материальный ущерб каралось ли шением свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трех лет, а при особо отягчающих обстоятель ствах—высшей мерой наказания с конфискацией иму щества. Строго карались и дача взятки, и посредни чество во взяточничестве, и оказание какого-либо со действия или непринятие мер противодействия взя точничеству39. Ст. 114 и 114а в этой редакции была придана обратная сила40.

Самым распространенным наказанием по УК РСФСР 1922 г. было лишение свободы (со строгой изоляцией или без  таковой). Первоначально мини мальный  срок был установлен в 6 месяцев, а  максимальный—в 10 лет. В 1923 г. минимальный срок был снижен до 1 месяца, а в 1924 г.— до 7 дней. Санкции были в основном относительно-определенные с ука занием пределов наказания («не ниже», «до»). Смерт ная казнь не включалась в перечень наказаний и ее применение было ограничено как статьями Особенной части, предусматривающими ее в санкциях, так и под судностью только по делам, находящимся в произ водстве революционных трибуналов (ст. 33).

Кодекс просуществовал до 1926 г. За это время, по данным Г. Л. Кригер, в него было внесено 159 изме нений  и дополнений (51 — в Общую часть, 108 — в Особенную). 78 из них были направлены на расшире-•ние сферы преступного  и усиление репрессивности отдельных  институтов и санкций, а 67 носили проти  воположный характер41.

В 1924 г. был принят первый общесоюзный зако нодательный акт  по уголовному праву — Основные начала уголовного законодательства СССР и союз ных республик42. В дальнейшем на основе отнесения к компетенции  СССР не только установления Основ  общесоюзного уголовного законодательства, но и обеспечения единства уголовно-правовой борьбы с наиболее опасными преступлениями преобладающее значение в развитии уголовного права получило об щесоюзное  законодательство.

Основные  начала    уголовного    законодательства 1924 г. примечательны тем, что они полностью отка зались от термина «наказание» и заменили его поня тием «меры социальной защиты» (ст. 4). Тем самым подчеркивался отказ от возмездия и кары как целей наказания.

Такое законодательное решение  по-разному оце нивалось в литературе. Одни авторы считали его чисто  терминологическим, не меняющим содержания самих мер, другие же говорили о принципиальном характере такого изменения43.

С одной стороны, в перечень мер социальной за щиты судебноисправительного характера были включены в основном все наказания, ранее известные со ветскому уголовному праву (ст. 13)44. Кроме того, их применение допускалось лишь в отношении лиц, дей ствовавших виновно (ст. 6), что отличало основания применения этих мер от оснований применения мер социальной защиты медицинского (ст. 7) и медико-педагогического характера (ст. 8). С другой сторо ны, ст. 22 допускала применение мер социальной защиты судебно-исправительного характера без со вершения конкретного общественно опасного деяния или даже при оправдании в совершении определенно го преступления, что не позволяет однозначно оценить отказ от понятия «наказание».

Конечно, это изменение  уголовного закона отра жало влияние  социологической школы уголовного права на советское уголовное  законодательство ана лизируемого  периода, поэтому нельзя считать  его толь ко формальным. Но сам перечень мер социальной защиты судебно-исправительного  характера, их сроки и основания  применения не позволяют расценивать  это изменение как принципиальное. Следует согласить ся с А. А. Пионтковским, что эта замена терминов отражала незрелость уголовно-правовой теории45. К этому следует добавить, что  эта замена носила уго ловно-политический характер и вызывалась социаль но-психологической  потребностью молодого Советского государства в создании собственной концепций угб-ловного права, чтобы подчеркнуть отказ от основных идеологических понятий предшествующей формации46.

В ноябре 1926 г. был принят новый Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в действие с 1 января 1927 г. и просуществовавший  до 1958 г.47.

Первоначальной редакции кодекса уровень уго ловной репрессии  был несколько снижен. Так, например, в нем не было ни одного состава, предусматри вающего смертную казнь в качестве единственной меры уголовной ответственности. В определении задач уго ловного законодательства РСФСР не было задачи ох раны социалистического государства рабочих и крес тьян от общественно опасных элементов (ст. 1). Однако УК РСФСР 1926 г. воспринял нормы о при менении мер социальной защиты судебно-исправитель-ного, медицинского или медико-педагогического ха рактера в отношении лиц, представляющих опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности (ст. 7).

В перечне мер социальной защиты судебно-испра-вительного характера  появилась такая мера, как объ  явление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и обязательным изгнанием из его преде лов. Лишение  свободы устанавливалось, как и  рань ше, со строгой изоляцией и  без строгой изоляции; расстрел был  назван исключительной мерой охраны государства трудящихся и вынесен  за пределы общего перечня наказания (ст. 20, 21). Сроки лишения свобо  ды колебались от одного дня до десяти лет и обяза тельно соединялись  с работами (ст. 28).

Однако в дальнейшем были приняты общесоюз ные акты, направленные на усиление репрессии, среди которых чрезвычайно важными были Положение о преступлениях государственных (контрреволюцион ных и особо для СССР опасных преступлениях про тив порядка управления) 1927 г.48 и новое Положение о воинских преступлениях49.

Усиление уголовной репрессии  вызывалось прежде всего обстоятельством политического характера — ошибочным представлением об обострении классовой | борьбы  при построении социализма. Сталин ечитал, ' что  работа  по социалистической  реконструкции  на родного хозяйства не может не вызвать отчаянного сопротивления со стороны сил старого мира. Влияли« и   обстоятельства   экономического   характера — свер тывание  нэпа,  индустриализация  промышленности и коллективизация   сельского хозяйства,   в   проведении которых  уголовному закону было отведено  большое место,  поскольку  уголовная   репрессия  рассматрива лась как  необходимый    элемент    социалистического наступления.

Под влиянием обстоятельств  политического и эко номического  характера в УК РСФСР 1926 г. начиная  с 1928 г. вводятся такие составы преступлений, как нарушение законов о национализации земли (ст. 87а), учреждение, руководство  деятельностью и участие в  лжекооперативе (ст. 129а), содействие должностны ми лицами организации лжекооперативов (ст. 111а), совершение насильственных действий в отношении об щественников-активистов и колхозников в связи с  их производственной или общественной деятельностью (ст. 73'), выпуск недоброкачественной  и некомплект ной продукции из промышленных и торговых пред приятий (ст. 128а), нарушение правил об охране по рядка и безопасности движения, охране имущества транспорта (ст. 751) и др.

Внимание государства  направлялось на борьбу с вредительством и хищениями социалистического  иму щества. Очень показательным  законом этого периода является закон от 7 августа 1932 г. «Об охране иму щества государственных предприятий, колхозов и ко операции и укреплении общественной (социалистичес кой) собственности»50. За хищение колхозного и ко оперативного имущества и хищение грузов на желез нодорожном и водном транспорте были установлены суровые меры ответственности—расстрел с конфис кацией всего имущества (с заменой, при смягчающих обстоятельствах, лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества). К лицам, осужденным за эти преступления, нельзя было при менять амнистию, они  объявлялись врагами народа.

В этом законе не давалось определения хищения, его форм, а также не устанавливались обстоятельст ва, смягчающие ответственность. При этом в качест ве наказаний устанавливались самые суровые меры, известные советскому законодательству в то время. Такая неопределенность общих положений закона де лала применение суровых наказаний (особенно, в пе риод массового голода) не справедливым и просто жестоким. Фактически осужденные по закону от 7 ав густа 1932 г. приравнивались к осужденным за контр революционные преступления, поскольку также объ являлись «врагами народа».

Постановление СНК СССР от 11 июля 1934 г. «О борьбе с расхищениями денежных доходов на железнодорожном транспорте» устанавливало применение закона от 7 августа 1932 г, и в отношении лиц, винов ных в хищениях денежных средств, растратах и зло употреблениях на железных дорогах СССР51.

Ужесточению репрессии послужило  и постановле ние ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. «О дополнении Положения  о преступлениях государственных (контр революционных и особо  для Союза ССР опасных преступлениях  против порядка управления) статьями об измене Родине»52. В этом постановлении  измена Родине определялась как «действия, совершенные гражданами Союза ССР  в ущерб военной мощи Союза  ССР, его государственной независимости  или непри косновенности его  территории» и давались формы  из мены Родине (шпионаж, выдача военной  или госу дарственной тайны, переход  на сторону врага, бегство или  перелет за границу). За измену Родине устанав ливалась высшая мера наказания  — расстрел с кон фискацией  всего имущества, а при смягчающих об стоятельствах— лишение свободы  на срок 10 лет с конфискацией всего  имущества. Измена Родине, со вершенная  военнослужащим, наказывалась только расстрелом с конфискацией всего  имущества. В этом же законе устанавливалась  и ответственность совер шеннолетних  членов семьи изменника Родине (военнослужащего, совершившего побег или перелет за границу), «если они чем-либо способствовали готовя щейся или совершенной измене или хотя бы знали о ней, но не довели об этом до сведения властей», в виде лишения свободы на срок от 5 до'10 лет с конфис кацией всего имущества (ст. 1—3). Во второй части этой же статьи содержалась норма о лишении ос тальных совершеннолетних членов семьи изменника, совместно с ним проживающих или находившихся на его иждивении, избирательных прав и ссылке их в отдаленные районы Сибири на 5 лет.

Закон от 8 июня 1934 г. примечателен также и тем, что в нем вместо термина «меры социальной защиты»  употребляется термин «меры уголовного наказания».

До Великой Отечественной  войны существенным изменениям были подвергнуты и нормы Общей  части уголовного права. Так, 7 апреля 1935 г. было принято постановление  ЦИКиСНК СССР «О мерах борьбы с  преступностью среди несовершеннолетних»53. Это по становление снизило возраст  уголовной ответственнос ти с 14 до 12 лет за кражи, причинение насилия, те лесных повреждений, увечий, убийство и попытки к убийству. Одновременно отменялась ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и  со юзных республик о применении к малолетним и несовершеннолетним мер социальной защиты медико-педагогического характера54 и устанавливалась воз можность применения всех мер уголовного наказания к несовершеннолетним, начиная с 12-летнего возрас та. В 1940 г. с 12 лет стали привлекать к уголовной ответственности и за совершение действий (развинчи вание рельсов, подкладывание на рельсы разных предметов и т. п.), могущие вызвать крушение поез дов55.

Снижение возраста уголовной  ответственности за наиболее распространенные преступления, соверша емые несовершеннолетними, следует оценить отрица тельно. Тем  более что оно было связано  с распростра нением на несовершеннолетних всех наказаний и с из менениями  порядка отбывания лишения свободы. Так, в 1929 г. постановлением ЦИК и СНК «Об изменении ст, 13, 18, 22 и 38 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик»56 было отменено деление лишения свободы на соеди ненное со строгой изоляцией и без таковой. Вместо этого в новой редакции ст. 18 Основных начал уста навливались два вида лишения свободы: в исправи тельно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР (на срок от 3 до 10 лет) и в общих мес тах заключения (на срок до трех лет). Лишение сво боды в общих местах заключения, по общему правилу, отбывалось в исправительно-трудовых колониях.

7 апреля 1930 г. было принято  Положение об ис правительно-трудовых  лагерях57. В нем определялись  задачи ИТЛ: охрана общества  от особо социально опасных  правонарушителей путем изоляции  их, сое диненной с общественно  полезным трудом, и приспо собления  их к условиям трудового общежития;  осно вания классификации осужденных; 3 вида режима и иные правила,  относящиеся к организации работ,  питания; меры поощрения и взыскания.

Если к осужденным в  качестве дополнительного наказания  применялось удаление из пределов союзной  республики или отдельных местностей с поселением в тех или иных местностях или без таковой, то в  со ответствии со ст. 22 Основных начал (в редакции по становления ЦИК. и  СНК от 6 ноября 1929 г.) после отбытия  лишения свободы они поселялись в районе лагеря с наделением землей или предоставлением оплачиваемой работы.

Удаление из пределов союзной  республики или от дельных местностей назначалось на срок от 3 до 10 лет. Это  же наказание с запрещением проживать  в тех или иных местностях назначалось  на срок от 1 до 3 лет. Эти меры могли  применяться судом (по предложению  прокурора) к лицам, признанным по своей  преступной деятельности или связям с преступ ной средой в данной местности социально опасными. Устанавливалась  возможность их применения к ука  занной категории лиц независимо от привлечения их к судебной ответственности  за совершение определен ного преступления, а равно и в тех случаях, когда они будут по обвинению в преступлении оправданы, но признаны социально опасными.

Великая Отечественная война  потребовала пере смотра норм уголовного права, с тем чтобы привес ти их в соответствие с условиями военного времени.

Информация о работе Цели уголовного наказания