Амнистия и помилование в уголовном праве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ институтов амнистии и помилования в уголовном праве России.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть правовую природу и особенности амнистии;
2. Изучить помилование как институт уголовного права.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая природа и особенности амнистии 6
Глава 2. Помилование как институт уголовного права 16
Заключение 21
Задача № 1 22
Задача № 2 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Амнистия и помилование в уголовном праве России.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

Важным  условием правильного применения амнистии является сопровождение ее тщательно  продуманной программой ресоциализации амнистируемых, включающей комплекс мер по трудовому и бытовому обустройству лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, их медицинскому обслуживанию, контролю за их поведением.

В УК РФ впервые включена отдельная статья, посвященная порядку объявления и правовым последствиям акта амнистии (ст. 84). Правом издания такого акта согласно ст. 103 Конституции РФ 1993 г. обладает Государственная Дума.

Амнистия  объявляется в отношении индивидуально-неопределенного  круга лиц. Это значит, что в  постановлении об амнистии не даются указания о ее применении к каким-либо конкретным физическим лицам. Акт амнистии рассчитан на применение к целым  категориям лиц, совершивших преступления, например к женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, к мужчинам старше 60 лет, к  инвалидам I или II группы и т.д. Эта  особенность позволяет, в частности, отграничить амнистию от помилования, которое адресуется конкретному  осужденному.

Амнистия  распространяется на всех лиц, подпадающих  под ее действие, вне зависимости  от того, согласны ли они с ней  или не согласны. Однако если лицо, освобожденное  от уголовной ответственности в  соответствии с амнистией, считает  себя невиновным в инкриминируемом  ему деянии, оно может обратиться в суд с требованием рассмотрения дела. Однако если суд в подобном случае придет к выводу о виновности данного лица, оно все-таки освобождается  от уголовной ответственности по акту амнистии.

Так, наиболее интересно Постановление Государственной Думы от 26 мая 2000 г. "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"18.

Рассматриваемая амнистия является одной из самых  массовых. В соответствии с ней  из мест лишения свободы было освобождено 188 тыс. осужденных. Это почти каждый пятый из лиц, отбывающих наказание. В целом же амнистия коснулась  около 400 тыс. лиц.

Столь широкий  масштаб амнистии 2000 г. был во многом предопределен хроническим недофинансированием государством содержания мест лишения свободы, их "перенаселением". Но подобного рода выход из сложившейся ситуации спорен. Он подрывает принцип неотвратимости уголовной ответственности, что в условиях широчайшего распространения преступности в России, несомненно, вызовет отрицательные последствия - ухудшение криминогенной обстановки в стране. По данным 2005 г., из тех 188 тыс. освободившихся 63% вернулись обратно в места лишения свободы, причем в основном за преступления большей тяжести. Авторитет уголовно-правовых мер борьбы государства с преступностью подобного рода амнистии, несомненно, подрывают.

Представляется  возможным для ликвидации негативных последствий амнистии перед ее применением  тщательно продумывать программу  амнистии и определять общую категорию  лиц, на которых она распространяется. Чтобы избежать высокого уровня рецидива среди амнистируемых, целесообразно  Правительству РФ осуществить совместно  с органами исполнительной власти субъектов  систему мер, обеспечивающих трудовое и бытовое устройство лиц, освобожденных  из мест лишения свободы, а также  их медицинское обслуживание19.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в  уголовном законе:

1) освобождение  от уголовной ответственности,  которое реализуется в процессе  исполнения содержащихся в акте  об амнистии предписаний:

а) о невозбуждении уголовных дел в отношении определенных категорий лиц;

б) прекращении уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания и предварительного расследования, а также дел, оконченных предварительным расследованием, но не рассмотренных судом;

2) освобождение  от наказания, которое реализуется  путем:

а) освобождения от назначенного наказания в полном объеме при постановлении обвинительного приговора суда или до обращения  его к исполнению;

б) сокращения срока или размера назначенного наказания;

в) замены назначенного наказания более мягким;

г) освобождения от дополнительного наказания;

д) сокращения неотбытой части наказания;

3) снятие  судимости.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным  основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождение от уголовной ответственности, от наказания; сокращение срока наказания и  т.д.). Такое основание не зависит  от усмотрения органов, на которые возложено  применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или  от каких-либо иных условий20.

 

Глава 2. ПОМИЛОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

Конституция РФ (ст. 50, ч. 3; ст. 71, п. "о"; ст. 89, п. "в") провозглашает, что осуществление помилования отнесено к исключительным прерогативам Президента РФ; право просить о помиловании имеет каждый осужденный за преступление. Помилование осуществляется от имени Российской Федерации, в связи с этим Конституция РФ не предусматривает право Президента РФ делегировать свои полномочия по осуществлению помилования другим органам или должностным лицам.

Помилование осуществляется Президентом РФ в  отношении индивидуально определенного  лица (ч. 1 ст. 85 УК РФ); смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК РФ) - это, пожалуй, единственное положение уголовного закона, которое может рассматриваться как ограничивающее свободу усмотрения главы государства в сфере помилования. Вместе с тем слова "может быть заменено", а не "заменяется" наводят на мысль о том, что, скорее всего, речь идет лишь о примерных случаях реализации права на помилование, а не о жесткой его регламентации21.

При этом, как справедливо отмечает И.А. Гукасов, глава государства вправе осуществить помилование независимо от просьбы осужденного, которая, таким образом, выступает факультативным основанием помилования. Однако он также полагает, что Президент РФ не связан процедурой помилования, предполагающей выработку только рекомендательной позиции, которой глава государства юридически может пренебречь. Сложно признать, что такое утверждение согласуется с предписанием ст. 90 (ч. 2) Конституции РФ, в силу которого указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Действительно, Конституция РФ ни в одном из своих положений не делает исключений в отношении обязательности исполнения не противоречащих Конституции РФ указов Президента РФ и для самого главы государства22.

Несмотря  на довольно широкую дискрецию Президента РФ в вопросах помилования, замена лишения  свободы его указом на другой вид  наказания, как полагают отдельные  специалисты, является в свете правовых последствий такой замены затруднительной. Так, заменить лишение свободы, например, исправительными работами невозможно, поскольку сразу возникает ряд  неразрешимых, точнее не урегулированных  правом, вопросов: кто будет исполнять  наказание; как быть в том случае, если помилованный совершит новое преступление, как назначить в этом случае наказание и др. Кроме того, акт помилования - безусловный акт, т.е. никаких требований к дальнейшему поведению помилованного предъявить нельзя: он может просто не выполнять условий нового наказания и быть свободным от каких-либо санкций в связи с таким поведением23.

Как правило, авторы дают следующее нормативное  определение помилования: "Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее в тех формах, которые предусмотрены уголовным законодательством, правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором суда к уголовному наказанию, либо отбывающего наказание, или отбывшего его и имеющего судимость". При этом они предлагают и доктринальное определение понятия помилования: "Помилование представляет собой комплексный, межотраслевой правовой институт, регулирующий отношения, возникающие в связи с принятием Президентом Российской Федерации решения, улучшающего в тех формах, которые предусмотрены уголовным законодательством, правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного вступившим в законную силу приговором суда к уголовному наказанию, либо отбывающего наказание, или отбывшего его и имеющего судимость"24.

В УК РФ 1996 г. выделена глава, в названии которой впервые упомянуто о помиловании (глава 13). В отличие от прежнего УК, в этой главе закона имеется отдельная статья, целиком посвященная проблеме помилования. Статья 85 "Помилование" УК РФ состоит из двух частей. В ч. 1 ее записано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица. В ч. 2 ст. 85 УК РФ говорится: "Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость". Кроме того, в ч. 3 ст. 59 УК РФ сказано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Таким образом, рассматриваемый институт теперь включает в себя гораздо больше норм, нежели раньше. И они лишними не являются. Однако имеющихся в УК РФ правил о помиловании все равно недостаточно25.

Уголовный кодекс РФ (ст. ст. 59, 85) предусматривает: 1) помилование осужденных к уголовному наказанию, а именно: а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания; б) сокращение назначенного наказания; в) замену наказания более мягким видом наказания (в том числе замену смертной казни пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на срок 25 лет); 2) помилование отбывших наказание путем снятия судимости.

Слово "помилование" в Уголовно-исправительном кодексе РФ встречается 19 раз в 13 статьях. Из них можно выделить нормы: 1) регламентирующие вопросы отбывания наказания и рассмотрение вопросов о помиловании осужденных к смертной казни (15 из 19); 2) регламентирующие вопросы помилования лиц, осужденных к другим видам наказания: ст. 7 УИК РФ (основания исполнения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера), ст. 113 УИК РФ (меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы), ст. 172 УИК РФ (основания освобождения от отбывания наказания), ст. 176 УИК РФ (порядок обращения с ходатайством о помиловании).

По содержанию норм, регулирующих помилование, можно  выделить три группы:

1. Нормы,  регламентирующие основания и  порядок подачи ходатайств о  помиловании. Это общая ст. 176 УИК РФ (которая гарантирует, что осужденный к любому виду наказания вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании); специальные нормы: ч. 1 ст. 185 (гарантирующая право осужденного к смертной казни обратиться с ходатайством о помиловании); ч. 5 ст. 113 (устанавливающая возможность возбуждения ходатайства о помиловании в отношении осужденного, положительно характеризующегося во время отбывания лишения свободы).

2. Нормы,  определяющие последствия подачи  ходатайства о помиловании или  отказа в подаче ходатайства  о помиловании. Это ч. ч. 2 и 3 ст. 184 УИК РФ, которые обусловлены тем, что исполнение наказания в виде смертной казни влечет необратимый результат. Поэтому в случаях подачи осужденным ходатайства о помиловании или принятия им решения об отказе в подаче такого ходатайства исполнение наказания в виде смертной казни приостанавливается до принятия решения Президентом РФ.

3. Нормы,  регулирующие вопросы, связанные  с последствиями удовлетворения  ходатайства осужденного о помиловании  либо принятия Президентом РФ  решения о помиловании в случае, когда ходатайство о помиловании  не подавалось (касается осужденных  к смертной казни)26.

Итак, помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Данный акт в отличие от акта об амнистии имеет не нормативный, а индивидуальный характер. Он относится только к лицу, уже осужденному за преступление, и влечет для него следующие правовые последствия:

- освобождение  от дальнейшего отбывания наказания;

- сокращение  или замену наказания, назначенного  осужденному, более мягким видом  наказания;

- снятие  судимости с лица, отбывшего наказание.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Значение  амнистии определяется политическим и  правовым ее значением как государственной  акции гуманизма и милосердия, направленной на смягчение юридической  участи лиц, подвергаемых ответственности  и наказанию.

Осуществление амнистии в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным, оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и  свободы непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в том числе от преступных посягательств и злоупотреблений  властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права  и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий. Осуществление амнистии, как указал Конституционный Суд РФ, должно быть согласовано с конституционными основами правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции РФ, запрет произвола, разделение властей, реализующих амнистию, законом, ответственность государства за неправомерные, в том числе ошибочные, действия государственных органов27.

Информация о работе Амнистия и помилование в уголовном праве России