Амнистия и помилование в уголовном праве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 12:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является правовой анализ институтов амнистии и помилования в уголовном праве России.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть правовую природу и особенности амнистии;
2. Изучить помилование как институт уголовного права.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Правовая природа и особенности амнистии 6
Глава 2. Помилование как институт уголовного права 16
Заключение 21
Задача № 1 22
Задача № 2 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Амнистия и помилование в уголовном праве России.docx

— 60.01 Кб (Скачать файл)

 

ПЛАН

 

Введение 4

Глава 1. Правовая природа и особенности амнистии 6

Глава 2. Помилование как институт уголовного права 16

Заключение 21

Задача № 1 22

Задача № 2 25

Список использованной литературы 27

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Амнистия  объявляется Государственной Думой  Федерального Собрания РФ в отношении  индивидуально не определенного  круга лиц (п. "ж" ч. 1 ст. 103 Конституции РФ1). Помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с его реализацией (определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии; раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.).

Действие  акта об амнистии обычно распространяется на уголовно наказуемые деяния, совершенные  до его принятия или вступления в  силу.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется  только в случае, если последний  акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии, а длящихся преступлений - если деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим  актом об амнистии.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Данный акт в отличие  от акта об амнистии имеет не нормативный, а индивидуальный характер.

 Помилование  осуществляет Президент РФ путем  издания указа на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае отклонения Президентом РФ соответствующего ходатайства повторное рассмотрение обращения осужденного допускается  не ранее чем через один год, за исключением случаев возникновения  новых обстоятельств, имеющих существенное значение для помилования.

Целью работы является правовой анализ институтов амнистии и помилования в уголовном праве России.

Задачами  работы являются:

1. Рассмотреть правовую природу и особенности амнистии;

2. Изучить помилование как институт уголовного права.

При подготовке курсовой работы применялись нормативно-правовые акты, в особенности УК РФ, комментарии  к нему, судебная практика, а также  учебники, монографии и статьи ряда авторов.

 

Глава 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ АМНИСТИИ

 

Институт  амнистии (греч. amnestia - забвение, прощение) известен с древних времен. По своей сущности амнистия - необходимый акт великодушия, гуманизма, милосердия со стороны государства, к тому же экономящий уголовную репрессию2.

Государство, осуществляя уголовное преследование  в отношении лиц, совершивших  преступление, в то же время оставляет  за собой право прощать их. Одной  из таких форм прощения является амнистия, которая реализует в российском законодательстве принцип гуманизма  к гражданам, когда-либо совершившим  преступления. Следует отметить, что  в последние годы Россия неоднократно прибегала к изданию актов  амнистии, например, с момента принятия Конституции РФ их было издано более десятка3. К сожалению, под амнистию нередко подпадали и лица, не вставшие на путь исправления. Отрицательно следует оценивать использование амнистии как средства для разгрузки мест лишения свободы4. Кроме того, как отмечает А.П. Фоков, до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию. Ученые довольно скептически относятся к отдельным погрешностям в текстах некоторых актов амнистий, что на практике вызывает большие трудности в применении их положений. Неясность, нечеткость положений об амнистии, недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих амнистию, - все это является существенным препятствием к развитию данного института.

Вместе  с тем, очевидно, что осуществление амнистии в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным. Оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы, непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий5. Это требует тщательного и системного исследования правовой природы института амнистии.

В юридической  науке нет единого мнения по вопросу  о том, к какой отрасли права  следует относить институт амнистии6. Одни относят его к сфере государственного права, другие считают его институтом уголовного права, третьи полагают, что амнистия носит комплексный характер.

Так, по мнению И.Г. Баранниковой, амнистия - это  в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные  с освобождением от ответственности  и наказания в соответствии с  государственной волей. С этой точки зрения амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в т.ч. его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Сторонники  отнесения института амнистии к  уголовному праву отмечают, что конституционное  право только провозглашает право  юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные амнистировать осужденных. Юридическое  же содержание этого правового института  содержится в уголовном законе. Принятие акта об объявлении амнистии - это юридический  факт, на основании которого начинает действовать уголовно-правовая норма, содержащая указания на основания освобождения от уголовной ответственности и  наказания или смягчения наказания  в отношении определенных категорий  лиц. С этой точки зрения амнистия представляет собой правовой институт, относящийся к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости7.

о мнению других исследователей, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права, относясь к межотраслевому образованию. Так, И.Л. Марогулова приходит к выводу о том, что амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на основании нормативных положений8. Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечает, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, т.к. нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном, и в уголовно-исполнительном законодательстве, и что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права9. В любом случае амнистия по своей сути принадлежит к тем чрезвычайным, но в известных случаях необходимым мерам, посредством которых, при исключительных обстоятельствах, ради высших соображений гуманности и политики приостанавливается действие рассчитанного на определенные отношения закона10.

Таким образом, институт амнистии является межотраслевым  и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального  и уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ11 этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.

Амнистия, в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации. Объявление амнистии является прерогативой Государственной Думы РФ, которая достаточно часто реализует предоставленное ей право. В качестве поводов для амнистии чаще всего выступают какие-либо торжественные или значительные события в жизни страны. Самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне, по результатам которой было амнистировано более 700 000 человек. Около 200 ветеранов войны, тружеников тыла, узников концлагерей и блокадников, осужденных за различные преступления, были амнистированы накануне празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Амнистия, объявленная в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., оказалась не очень масштабной, потому что она носила сугубо целевой характер12.

Амнистия  объявляется Государственной Думой  РФ в отношении индивидуально  неопределенного круга лиц путем  принятия следующих постановлений: об объявлении амнистии и о порядке  применения постановления об объявлении амнистии. Эти документы содержат взаимосвязанные положения, и применение одного постановления без другого  невозможно. В постановлении об объявлении амнистии указываются лица, к которым  амнистия применяется, условия ее применения, а также лица, на которых амнистия не распространяется. В постановлении  о порядке применения амнистии указываются  органы, на которые возлагается исполнение акта об амнистии, разъясняются некоторые  положения и термины первого  документа. В преамбуле постановления  об объявлении амнистии в качестве обоснования ее объявления указывается, как правило, принцип гуманизма.

В связи  с тем, что в уголовном законе не установлены критерии применения (неприменения) амнистии ни по категориям преступлений, ни по кругу лиц, в  каждом акте об амнистии предусматриваются  свои критерии, т.е. признаки, по которым  выделяются категории виновных лиц, на которых распространяется действие амнистии. В качестве таковых, как  правило, выступают индивидуальные особенности (например, награжденные орденами и медалями, беременные женщины, инвалиды и т.д.); характер назначенной меры уголовно-правового воздействия; для  осужденных к лишению свободы - назначенный  срок наказания, форма вины, оставшийся для отбывания срок наказания. Во второй части постановления об объявлении амнистии определяются категории лиц, на которых не распространяется действие амнистии. Данные ограничения связываются с характеристикой личности или с характером совершенного преступления. Они показывают, какие преступления на момент объявления амнистии рассматриваются как наиболее общественно опасные и какие преступники не могут рассчитывать на прощение со стороны государства13.

Несомненно, акты амнистии являются выражением гуманизма  и милосердия со стороны государства  к преступникам. Нельзя отрицать и  тот очевидный факт, что определенная часть амнистируемых после освобождения больше не совершит преступлений. Вместе с тем, как показывают статистические данные о преступности за последнее  десятилетие, потери от амнистии в ряде случаев были более внушительны  и ощутимы, чем ожидаемые от нее  положительные результаты. В частности, те слои населения, которые на себе испытали унижения, тяготы и потери от преступных посягательств амнистируемых, лишились здоровья, чести или имущества, возмущаются подобным милосердием  к преступникам. Это вполне понятно, т.к. жертвы преступлений вправе рассчитывать на применение со стороны государства  адекватных уголовно-правовых санкций  против тех, кто посягнул на их конституционные  права, свободы и законные интересы. Нельзя забывать и о том, что, когда в стране часто принимаются акты об амнистии, это формирует в общественном сознании, особенно у людей неустойчивых и потенциальных правонарушителей, чувство вседозволенности и безнаказанности за содеянное14. Как пишет А.Г. Косулина, институт амнистии не имеет никакой профилактической направленности, а, наоборот, способствует совершению новых преступлений: у амнистируемых складывается мнение, что можно совершить преступление, потому что все равно освободят по амнистии15. И в данном случае нельзя не согласиться с мнением В.А. Григоряна, который считает, что при объявлении амнистии в первую очередь подрываются цели уголовного наказания16.

Несмотря  на все отрицательные черты амнистии, следует признать, что на сегодняшний  момент Россия не может полностью  отказаться от нее. Необходимо принять  все возможные меры для того, чтобы  амнистия полностью соответствовала  тем задачам, на решение которых  она направлена. Нужно исключить  такое применение амнистии, когда  главной ее задачей является решение  проблемы переполненности мест лишения свободы.

По мнению большинства ученых-юристов, амнистия представляет собой исключительный акт, поэтому объявляться она  должна редко, в исключительных случаях, а не превращаться в дежурное мероприятие  к очередной юбилейной дате или  использоваться в качестве инструмента  политической борьбы.

Как известно, отношение общества к целесообразности применения амнистии неоднозначное. В  связи с этим, по мнению А.Е. Раевой, на подготовительной стадии применения амнистии следовало бы ввести в практику широкое обсуждение ее в обществе, что, с одной стороны, ослабило бы социальную напряженность, а с другой - благоприятно сказалось бы на возврате в общество амнистированных17.

Информация о работе Амнистия и помилование в уголовном праве России