Алименты в рамках исполнительного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2015 в 22:36, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности исполнения службой судебных приставов решений суда о взыскании алиментов.
В соответствии с данной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие алиментов и их правовое регулирование;
2) изложить порядок уплаты и взыскания алиментов и задолженности по алиментам;
3) изучить проблемы, препятствующие правильному, своевременному и полному исполнению решений суда о взыскании алиментов и задолженности по алиментам.

Содержание работы

Введение 3-5
Глава I Понятие алиментов и исполнительные документы
по взысканию алиментных платежей 6-18
1.1 Понятие алиментов и их правовое регулирование 6-14
1.2 Виды исполнительных документов о взыскании
алиментов и задолженности по алиментам 14-17
1.3 Сроки предъявления к исполнению решений суда о взыскании алиментов 17-18
Глава II Исполнительное производство о взыскании
алиментных платежей и задолженности по алиментам 19-34
2.1 Предъявление исполнительных документов к исполнению 19-20
2.2 Возбуждение исполнительного производства 20-23
2.3 Расчёт задолженности по алиментам 23-25
2.3.1 Порядок индексации размера алиментов 25-26
2.3.2 Порядок расчета размера алиментов (задолженности) должников - индивидуальных предпринимателей,
применяющих различные системы налогообложения 27-29
2.4 Взыскание задолженности по алиментам 29-32
2.5 Окончание исполнительного производства 32-34
Глава III Обеспечительные меры исполнения решений суда
о взыскании алиментов 35-45
3.1 Ответственность плательщика алиментов 35-36
3.2 Уголовная ответственность за злостное уклонение
от уплаты алиментов 36-42
3.3 Основания и порядок объявления розыска должника 42-45
Заключение 46-50
Список нормативно-правовых актов и специальной
литературы 51-55

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 601.09 Кб (Скачать файл)

Кроме того, необходимо отметить, ввиду мягкости санкций, предусмотренных ст. 157 Уголовного кодекса РФ (злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей наказывается обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев), привлечение должника к уголовной ответственности не становится фактором, побуждающим должников к погашению задолженности. В большинстве случаев суды за данное преступление назначают в качестве наказания исправительные работы, поскольку многие из осужденных должников не имеют основного места работы.

При этом должники, в отношении которых вынесены обвинительные приговоры, продолжают уклоняться от отбывания наказания и исполнения судебных актов о взыскании алиментов.

Вместе с тем указанные осужденные более других склонны к нарушениям порядка и условий отбывания наказания. В соответствии с ч.4 ст.50 Уголовного кодекса РФ по представлениям уголовно-исполнительных инспекций каждому третьему осужденному по ст.157 УК РФ исправительные работы за злостное уклонение от отбывания наказания заменены лишением свободы.

 

    1. Основания и порядок объявления розыска должника

Доминирующими на сегодняшний день являются проблемы розыска плательщика алиментов и розыска имущества, на которое могло бы быть обращено взыскание. Рассмотрим новые методы розыска неплательщиков алиментов и их имущества.

Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в новой редакции предусматривает, что розыск должника-гражданина, его имущества по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, с 01.01.2012 года осуществляется Федеральной службой судебных приставов.

Качество работы ФССП России, связанной с розыском должников и их имущества, постоянно повышается. Разрабатываются новые способы выявления имущества должников для целей обращения на него взыскания и последующей реализации в счет погашения имеющейся задолженности.

Помимо этого, Федеральной службой судебных приставов ведется сбор информации о платежеспособности должников.

К примеру, информация о расходах, произведенных должником с момента возбуждения исполнительного производства за пользование услугами сотовой связи или на оплату услуг по перевозке авиационным и иным транспортом, может иметь решающее значение при рассмотрении вопроса о привлечении должника к уголовной ответственности, предусмотренной ст.ст.157 УК РФ. Фиксация мест поездок также может являться ориентиром для планирования дальнейших розыскных мероприятий.

Сегодня судебные приставы-исполнители направляют запросы:

- в банки (возможно, у должника есть счета и вклады, заключенные договоры кредитования);

- в бюро кредитных историй на предмет предоставления информации о должнике как о субъекте кредитных историй;

- в компании, осуществляющие перевозки авиационным и железнодорожным транспортом (для сбора и анализа информации о периодичности перемещения должника и затраченных им денежных средствах на приобретение проездных билетов);

- в страховые компании (здесь интересна информация о заключенных договорах страхования имущества, в том числе подлежащего государственной регистрации (объекты недвижимого имущества, автотранспорт), суммах страхового взноса и страхового возмещения в случае наступления страхового случая.

Имеется опыт получения информации у операторов сотовой связи о наличии договоров на оказание услуг сотовой связи, номеров мобильных телефонов, денежных средств, затраченных должником на пользование данной услугой.

Прорабатывается возможность получения информации в поликлиниках, больницах и иных учреждениях здравоохранения на предмет постановки должника на учет в таком учреждении, установления адреса фактического проживания должника. В крупных интернет-магазинах, антикварных салонах, гипер- и супермаркетах, салонах продаж автомобилей, мебельных салонах, клубах коллекционеров планируется получать информацию о клиентах и покупателях, осуществляющих оплату товара по безналичному расчету (кредитные, дебетовые пластиковые карты), а также о должниках, приобретающих товар в кредит.

Алгоритм объявления должника (его имущества) в розыск следующий:

В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника-гражданина или его имущества по исполнительным документам о взыскании алиментов судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска выносит постановление о розыске должника или его имущества в порядке, установленном ч.6 ст.33 Закона, с указанием исполнительных действий, которые должны быть совершены, и (или) мер принудительного исполнения, которые должны быть применены при розыске должника-гражданина и его имущества.

Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника или ребенка, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя.

Постановление о розыске утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, и не позднее следующего рабочего дня направляется для производства розыска судебному приставу-исполнителю, осуществляющему розыск, и подлежит немедленному исполнению.

Копии постановления направляются сторонам исполнительного производства. В случае отсутствия сведений о местонахождении должника копия постановления направляется по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника

Решение о розыске должника принимается судебным приставом-исполнителем после проведения всех необходимых мероприятий по обнаружению должника: выхода по его месту регистрации или фактического проживания, опроса соседей и родственников, направления запросов в адресное бюро органов внутренних дел.

Перечень документов, необходимых для передачи в отдел судебных приставов по розыску должников и их имущества:

- постановление о розыске должника;

- заявление взыскателя о розыске должника;

- копия исполнительного документа;

- постановление о расчете задолженности;

- копия акта о не проживании должника по месту регистрации;

- другие документы, подтверждающие невозможность обнаружения должника.

Кроме того, важным и необходимым моментом является в соответствии с действующим законодательством то, что розыск имущества должника по исполнительным документам данной категории осуществляется, если сумма требований по исполнительному документу (исполнительным документам) в отношении должника превышает 10 000 рублей.

Исполнительное производство о взыскании алиментов в соответствии со ст.40 ФЗ «Об исполнительном производстве» может быть приостановлено на время розыска должника и его имущества по инициативе судебного пристава-исполнителя.

При наличии соответствующего заявления взыскателя по исполнительным производствам о взыскании алиментов взыскателю (представителю взыскателя) может быть выдана справка о нахождении должника в розыске, а также иные необходимые взыскателю документы для предъявления в орган социальной защиты населения.

 

Заключение

Подводя итог проведенного исследования по теме выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы.

В настоящей работе, с одной стороны, проведено исследование алиментных обязательств родителей и детей, выявлены основания возникновения алиментных обязательств, особенности взыскания и уплаты алиментов, а с другой стороны, проанализировано состояние правовых норм, регламентирующих алиментные обязательства родителей и детей исходя из принципа их соответствия современному положению в Российском семейном праве.

Анализ норм СК РФ, регламентирующих алиментные обязательства родителей и детей, позволяет сделать следующий вывод.

1. Алименты являются одним из источников существования несовершеннолетнего ребенка. Помимо взыскания алиментов, возможно возложение на родителей обязанности нести бремя дополнительных расходов на ребенка при наличии исключительных обстоятельств.

2. Алименты имеют строго целевое назначение - содержание несовершеннолетнего. Следовательно, средства, взыскиваемые на ребенка, не могут расходоваться на иные цели, далекие от его нужд и интересов. Конечно, проследить за тем, куда получатель алиментных сумм фактически их истратил достаточно сложно, поэтому ряд норм СК РФ содержит положения, обеспечивающие целевую направленность алиментов. Так, согласно п. 2 ст. 60 СК РФ суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка. Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более 50% сумм алиментов, подлежащих выплате, на открытый на имя несовершеннолетних детей счет в банке.

3. Алименты выплачиваются ежемесячно. Указание на этот характерный признак алиментов обязательно должно присутствовать в судебном приказе или в решении суда. Из этого правила имеется исключение. Согласно ст.118 СК РФ в случае недостижения соглашения об уплате алиментов с лицом, выезжающим на постоянное жительство в иностранное государство, суд вправе по иску заинтересованного лица определить размер алиментов в твердой денежной сумме, подлежащей единовременной выплате.

4. Алименты во всех случаях носят сугубо личный характер. Они не могут быть предметом наследования, залога, расчета между лицом, обязанным выплачивать алименты, и получателем сумм алиментов по их собственным имущественным отношениям. Они не могут быть зачтены другими встречными требованиями. Сделки, соглашения подобного рода ничтожны по своей правовой сути. В случае смерти одного из участников алиментных правоотношений их выплата прекращается.

5. Алименты выплачиваются с момента рождения ребенка до достижения им совершеннолетия, а в случае наступления полной дееспособности (до достижения совершеннолетия) - до момента приобретения полной дееспособности.

6. Алименты являются семейно-правовой обязанностью, неисполнение которой влечет применение семейно-правовой ответственности, а злостное уклонение от уплаты алиментов - уголовной ответственности. 
Исследование показало, что правовые нормы, регламентирующие алиментные обязательства родителей и детей, несовершенны и нуждаются в обсуждении и последующей корректировке с позиций соответствия их современным реалиям.

Две составляющие обозначают проблемные зоны споров о взыскании алиментов: проблему доказывания реального размера взыскиваемых алиментов и само взыскание (как в случаях собственно уклонения, так и в случаях, когда должник не имеет постоянного дохода).

В соответствии со ст.117 СК РФ в случае увеличения минимального размера оплаты труда алименты, установленные в твердой денежной сумме, подлежат индексации. Однако официальная методика расчета индексации алиментов отсутствует, что вызывает вопросы на практике. 
При установлении размера алиментов в твердой денежной сумме для того, чтобы в дальнейшем при инфляции каждый раз не изменять их размер в судебном порядке, он определяется в кратном количестве минимальных размеров оплаты труда.

Соответственно, при изменении МРОТ производится индексация алиментов. В действующем законодательстве понятие «индексация», как и понятие «индексация алиментов», отсутствует. Пробелы законодательства заполняет судебная практика.

Также, необходимо отметить, что СК РФ не устанавливает минимальный размер алиментов. Происходит такое в виду того, что в новых экономических условиях у государства нет средств воздействия на лиц, не желающих работать или не желающих получать соответствующий заработок. В связи с этим возникает вопрос, если обязанность родителей по содержанию детей закреплена в столь серьезных юридических документах, то должен быть и механизм реализации этих обязанностей, ведь непременно найдутся такие родители, которым очень понравится роль «кукушки», прикрывающейся правами человека. Заставить работать - нельзя. Тогда какие же неблагоприятные последствия следует установить в законе для лиц, не желающих содержать своих детей? Без установления санкций это будет не правовая, а лишь моральная обязанность кормить, одевать, обувать своих детей. Парадокс заключается в том, что по действующему законодательству таких родителей даже нельзя лишить родительских прав.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимы следующие меры. Основанием лишения родительских прав должно быть признано уклонение родителей без уважительных причин от выполнения своих обязанностей перед детьми. Указание в законе о злостном уклонении от уплаты алиментов из содержания ст.69 СК РФ следует исключить.

Поскольку материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 Конституции РФ), государство должно в законодательстве установить минимальный размер алиментов. Например, минимальный размер ежемесячных выплат на содержание одного ребенка должен составлять два или три минимальных размера оплаты труда. Это будет соответствовать и содержанию ст. 3, 5, 6, 18 и др., и Конвенции о правах ребенка. И если родители без уважительных причин будут отказываться от работы или будут выполнять настолько низкооплачиваемые работы, что данный минимум не будет соблюдаться, они должны лишаться своих родительских прав. Соответствующий гарантийный минимум средств в этом случае должен выплачиваться государством, к примеру, из «алиментного фонда», который имеют некоторые государства, и который неплохо было бы создать в России. Безусловно, речь идет о невыплате алиментов на содержание ребенка без уважительных причин длительный период времени (от шести месяцев и более).

Информация о работе Алименты в рамках исполнительного производства