Уровни и формы собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:33, курсовая работа

Описание работы

Собственность является основой любого общества. Она определяет экономическую формацию данного общества, его политический строй. Собственность, во-первых, является средством удовлетворения интересов граждан, их объединений, а также всего общества в целом в производстве материальных благ, удовлетворения с их помощью своих материальных и духовных потребностей, и что особенно важно, собственность обеспечивает долговременность и стабильность удовлетворения потребностей. Во-вторых, собственность предоставляет экономическую власть над отношениями, возникающими по поводу использования предметов, принадлежащих по праву собственности. Эта власть порождает экономическую свободу в отношениях с другими людьми, а в итоге вносит весьма существенный вклад в обеспечение свободы в полном смысле.

В ходе исторического развития России происходила постоянная трансформация отношений собственности: одни формы собственности сменялись другими. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие «собственность» трактовалось по-разному. Такая тотальная смена формы собственности без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не только не смогла решить проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы, но и усугубила положение.

В настоящее время вопрос о экономической эффективности каждой формы собственности приобретает особую актуальность. Так как неправильный и необоснованный выбор формы собственности может снизить как эффективность функционирования каждого отдельного субъекта рынка в отдельности, так и снизить темпы экономического роста всей страны.

Объектом исследования данной работы выступают формы и уровни собственности.

Предметом исследования является собственность РФ в целом.

Цель работы – раскрыть сущность, рассмотреть формы и уровни собственности.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
•Раскрыть сущность собственности
•Рассмотреть формы и уровни собственности
•Охарактеризовать управление федеральной собственностью в субъекте РФ на примере Камчатского края

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.

Информационная база представлена Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, нормативно-правовыми актами, учебниками Р. Гровера, М. Соловьева, Кошкина В.Н., Б. А. Райзберга, . П. Грабового, интернет источниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ



ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ СОБСТВЕННОСТИ
1.Собственность как категория экономики и управления…………………4
2. Структура отношений собственности……………………………………9
3.Цели управления государственной собственностью…………………...13



ГЛАВА 2. ФОРМЫ И УРОВНИ СОБСТВЕННОСТИ

2.1 Формы собственности…………………………………………………….18

2.2 Уровни собственности, состав государственной и муниципальной собственности……………………………………………………………………28



ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РФ НА ПРИМЕРЕ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

3.1 Общая характеристика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае………………………………………………………………………………..36

3.2 Проблемы управления государственной собственностью на примере Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае……………………………42



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

целая курсовая 2 РУБАН.docx

— 150.34 Кб (Скачать файл)

Форма собственности- это её вид, определяемый по признаку субъекта собственности. Иначе говоря, форма собственности определяется принадлежностью разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

Согласно  ст. 8 Конституции РФ « В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». [1] Аналогичным образом ст.212 «Субъекты права собственности» Гражданского кодекса РФ гласит: «В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». [2] Наличие в первой и второй формулировках дополнений « и иные формы собственности» свидетельствует о неполноте используемого в указанных источниках перечислительного подхода к установлению форм собственности.

Характерно, что приведенное  выше положение ст. 212 ГК РФ дополняется в той же статье ещё одним положением, согласно которому « Имущество может находится в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований». Здесь уже речь идет не о собственности в самом широком смысле слова, а только об имущественной собственности, и указаны субъекта права собственности без непосредственной привязки к формам собственности. Естественно считать, что под частной формой собственности понимается собственность юридических и физических лиц, под государственной формой собственности- собственность Федерации и её субъектов, а под муниципальной формой собственности- собственность муниципальных образований, что частично находит подтверждение в ст. 213, 214, 215 ГК РФ.

Необходимо отметить, что  подобные определения не обладают четкостью, допускают неоднозначное толкование.  Учитывая исключительно общий характер категорий «частная», «государственная», «муниципальная» собственность  и возможность их дополнения другими  формами собственности, правомерно заключить, что понятие  «форма собственности» не относится к числу строго однопризнаковых. К тому же попытка строго очертить границы формы собственности,  выделить её по признаку субъекта наталкивается  на высокий уровень неопределенности представлений о самом субъекте в виде частного лица, государства, муниципального образования. Это, по сути, много субъектные категории, поэтому  выделение формы собственности  исходя из субъекта собственности (субъекта прав собственности) требует предварительного уточнения, о каком субъекте идет речь, в чьем лице он представлен.

К тому же имеет место  совмещение, пересечение разных форм собственности, образование смешанных  форм, когда один и тот же объект принадлежит субъектам  разных форм. Так, например, в акционерных обществах  часто наблюдается совмещение государственного и частного капитала.

В силу отмеченной затруднительности  однозначной классификации форм собственности и их разделения остановимся  подробнее на описании ключевых и  производных от них форм собственности

 

К частной  форме собственности относят  собственность частных лиц: граждан- физических и организаций- юридических, осуществляющих обособленную от государства  деятельность в собственных целях  и интересах. В публицистике и политической литературе, в средствах массовой информации зачастую используется расширительное понятие частной собственности как любой собственности, которая не является полностью государственной или муниципальной и не служит «интересам всего народа». При таком подходе собственность общественных организаций, ассоциаций, фондов, в том числе и бесприбыльных, следует считать частной, хотя  подобная точка зрения представляется спорной.

Всеобщей и зрелой формы  частная собственность исторически  достигла в период классического  капитализма. Время её расцвета и  доминирования на Западе относится  к концу XVIII- первой половине XIX в. В России вплоть до революции 1917 г. она так и не достигла подобного состояния, хотя и развивалась вширь и вглубь. [9]

Самым существенным признаком частной собственности  в классической, исторической форме  является то, что в качестве её субъекта выступает отдельный человек, свободный  гражданин, который осуществляет наиболее полную власть над принадлежащими ему  вещами, образующими в совокупности его имущество или объекты  собственности.

Зародившись как индивидуальная, сугубо частная собственность одного физического лица, в последующем  она стала обретать форму групповой. В простейшем виде группа людей как  субъект собственности представлена семья, рассматриваемой в качестве единого собственника. В последующем  таким частным собственником  становится группа лиц, образующих организацию  и выступающих как единое юридическое  лицо, реализующее права и полномочия собственности.

Для отношений  между частными собственниками характерно формальное, юридическое равенство  субъектов в вопросах, связанных  с взаимным использованием, передачей, куплей-продажей объектов собственности. Основной формой таких отношений служит договор между независимыми собственниками, заключаемый по обоюдному согласию сторон и в их взаимных интересах. В договорной форме осуществляется распоряжение имуществом, его продажа, дарение, сдача в аренду, другие способы отчуждения. Наконец, при частной собственности происходит, согласно закону или завещанию, переход имущества по наследству.

Совокупность  этих признаков в их взаимосвязи  и образует понятие частной собственности.

Особым признаком  частной собственности можно  считать суверенность прав собственника, но, строго говоря, суверенны все формы собственности и даже разделив суверенность функционирующей собственности и продукта её функционирования (дивиденды по акциям вполне суверенны) или собственность на реальный  и фиктивный капитал (тогда акции- полноценная частная собственность, а реальный капитал- нет), мы не выходим на однозначное определение.

Экономически частная  собственность в наибольшей степени  соответствует свободной индивидуальной предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках рыночных отношений  ради удовлетворения собственных потребностей или получения прибыли, которая  присваивается непосредственно  отдельным лицом как единовластным  субъектом собственности. На предприятиях, которые не относятся к частной  собственности ( государственных, например), прибыль как таковая не должна присваиваться частным лицом, а  предпринимательская деятельность осуществляется каждым её участником лишь в связи с другим лицом, входящим в совокупный субъект собственности.

Ещё более заметные различия между частной и государственной  собственностью обнаруживаются с точки  зрения характера и формы их отношений  с государственной политической системой. Частная собственность предполагает юридическую власть отдельного лица над вещами.  Она связана с государственной властью лишь в той мере, в какой подвергается законодательному регулированию и налогообложению.

Анализ конкретных форм проявления частной собственности свидетельствует, что под частной собственностью следует понимать, по крайней мере, две её разновидности: индивидуальную и групповую.

Основной  признак, главное свойство индивидуальной собственности состоит в персонификации субъекта собственности как физического лица, индивида, обладающего правом (в рамках законности) владения, распоряжения, пользования принадлежащим ему объектом собственности. При такой форме собственности собственник знает, что же принадлежит именно ему и никому другому.

В пределах индивидуальной собственности, в зависимости от природы объекта собственности  и характера его использования  собственником, можно различать личную и частную собственность, хотя, на наш взгляд, такое различие не принципиально. Личную собственность отличают от частной по характеру использования. Личная собственность охватывает объекты индивидуальной собственности, используемые, потребляемые только самим собственником или предоставляемые им другим лицам в бесплатное пользование. Частная собственность- это объекты индивидуальной собственности, предоставляемые в пользование и потребление за отдельную плату другим лицам, т.е. выступающие как товар или капитал.

Рыночной экономике присущи  в основном групповые, корпоративные формы собственности. В достаточно типичной капиталистической экономике рыночного типа 10-15% средств производства находятся в индивидуально-частной собственности, 60-70%- коллективно-корпоративной, акционерной, 15-25% - в государственной.

Вторая основная форма  частной собственности - групповая.

В пределах этой формы субъект собственности  не персонифицирован как индивид, а  представляет собой совокупность, сообщество, группу собственников. От имени субъекта собственности могут выступать уполномоченное лицо или группа лиц, выражающих собственнические интересы всего сообщества, но обычно оформляется юридическое лицо           (хозяйственное общество, предприятие, компания, общественная организация).

Говоря о групповой  частной собственности, мы исходим  из её самого широкого понимания как  многообразия объединенной собственности  в диапазоне от семейной до корпоративной. Это любая интегративная, в известном  смысле - общественная форма.

Наличие групповой  частной собственности порождает  проблему установления прав собственности  каждого участника группы, владеющей  и распоряжающейся единым объектом собственности. Для решения этой проблемы в Гражданском Кодексе  РФ введено понятие общей собственности (глава 16 ГК РФ «общая собственность»).

Согласно ст.244 ГК РФ «Понятие и основания возникновения общей  собственности» вводится следующее  представление об общей собственности:

  1. Имущество, находящееся в распоряжении двух и нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
  2. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

Государственная и муниципальная формы собственности возникли в результате глобального обобществления имущества в виде природных богатств, материально-вещественных средств производства, предметов потребления, денежных средств. Выведение этих объектов из частной собственности, передача прав распоряжения, а частично и пользования в руки органов управления, действующих от лица уполномочившего их владельца- народа, составляет суть государственной и муниципальной форм собственности. Расчленение этих общественных по своей природе форм собственности на государственную и муниципальную обусловлено скорее политическими и социальными, чем экономическими факторами. Выделение муниципальной формы собственности позволяет приблизить управление  к объектам, с использованием которых тесно связаны повседневные нужды граждан, и повысить уровень непосредственного участия населения в управлении такими объектами.

Для понимания сути государственной  и муниципальной форм собственности  важно понимать, что вкладывается в образ собственника, субъекта государственной  и муниципальной форм собственности, в чьём лице он олицетворён. Номинально в роли субъекта государственной и муниципальной форм собственности выступают народ страны, население региона, территориально-административного образования (города, района, поселка). Реальными же распорядителями от лица государства, региона, административно-территориальной единицы становятся органы законодательной, исполнительной , судебной власти.

Государственная и муниципальная  собственность делятся на три  официально, статистически, разделяемые группы:

  • Государственная федеральная собственность (собственность Федерации)
  • Государственная собственность субъектов  федерации (субфедеральная собственность)
  • Муниципальная собственность, находящаяся в ведении местных органов управления.

Исторически формы государственной  собственности были порождены самой  необходимостью государства как  особого аппарата, стоящего над обществом  и выполняющего специфические функции  защиты существующего  социально-экономического строя. Для того, чтобы выполнять  такого рода функции, государство должно было располагать имуществом и доходами, которые требовались для материального  содержания органов государственной  власти, полиции, армии, судов и т.д. это была государственная собственность  в её простом и чистом виде, главное  место в которой занимало денежное содержание казны и государственного бюджета.

Сегодня государство располагает  не только денежными средствами и  имуществом, государственный сектор экономики включает в себя и разного  рода предприятия,  производящие те или иные товары и услуги. Следовательно, государство представляет собой  одновременно и политическую систему, и субъект экономической деятельности – супер предпринимателя.

В первом смысле слова оно  выражено в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Как аппарат власти оно ничего материального не создает.

Что же касается государственного сектора экономики, то он не только потребляет, но и производит продукты и приносит доходы.

По своей сути это такой же участник хозяйственной  жизни, как и предприятия других секторов народного хозяйства.

Специфика государственной  собственности заключается в  том, что она непосредственно  связана с осуществлением политической власти, которую поддерживают армия, полиция, другие силовые структуры, правовая система. По этой причине невозможно разгосударствление собственности в более или менее широких масштабах без реформирования политической системы общества.

Информация о работе Уровни и формы собственности в РФ