Учасники административных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 23:44, реферат

Описание работы

Предмет и метод административного права являются приоритетными, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями. Исходя из всего вышеуказанного, целью данной работы является изучение вопроса об административно-правовых отношениях, выделение их особенностей, отличий от других правовых отношений. Важно также проанализировать критерии классификации и виды административно-правовых отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………………………………..2
Понятие и виды административно-правовых отношений………..…………………………………………………………4
Участники (субъекты) административно-правовых отношений.............................................................7
Основные черты административно-правовых отношений………………………………………………………………..10
Заключение………….………………………………………………………………………………………………………………………………12

Файлы: 1 файл

участники админ правовых отношений.docx

— 26.48 Кб (Скачать файл)

Коллективные субъекты - это организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные правами выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

В зависимости от степени организационной самостоятельности, целей и вытекающих отсюда обязанностей, правового положения в большой и сложной системе (типе) коллективных субъектов административного права можно выделить четыре класса:

1) Организации;

2) Структурные подразделения  организаций;

3) Трудовые и иные коллективы  организаций и их структурных  подразделений;

4) Сложные организации.

Если же за основу деления взять такие критерии, как форма собственности и принадлежность к определенной системе, то можно говорить о следующих общностях:

· Государственные;

· Общественные;

· Религиозные;

· Частные;

· Иные (смешанные, иностранные и др.) организации и их структурные подразделения.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, являющиеся субъектами административного права, могут быть при соблюдении установленных административно-правовыми нормами условий субъектами административно-правовых отношений, В связи с этим закономерен вопрос о соотношении понятий «субъект административного права» и «субъект административно-правовых отношений». Внешне они совпадают, поскольку перечень и тех, и других одинаков. Существенные же различия пролегают в плоскости соотношения таких юридических категорий, как административная правоспособность и дееспособность.

Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений.Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса, наряду с правоспособностью.

В качестве субъектов административного права можно рассматривать Российское государство, субъекты Федерации, государственные и негосударственные организации. В такой роли они являются носителями административной правоспособности. Однако в конкретных административно-правовых отношениях они непосредственно не участвуют. Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, сочетающих в себе оба эти юридические качества.

Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.

Коллективные субъекты:

а) государственные организации:

* органы исполнительной  власти (государственного управления);

* государственные предприятия, учреждения и их объединения;

* структурные подразделения  органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;

б) негосударственные организации:

* общественные объединения (партии, союзы, общественные движения  и т. п.);

* трудовые коллективы;

* различные коммерческие  структуры;

* органы местного самоуправления.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Основные черты административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность правовых отношений, разнообразных по характеру, юридическому содержанию, по их участникам.

Одним из существенных качеств административно-правовых отношений является то, что они представляют собой не любое общественное отношение, а управленческое, получившее административно-правовую окраску.

У административно-правовых отношений есть свои особенности (основные черты), отличающие их от других видов правоотношений.

Выделим основные из них:

1. Главной, определяющей  особенностью административно-правовых  отношений является то, что они  складываются (возникают) в специфической  области - в сфере государственного  управления. Для этих отношений  характерно все то, что специфично  для исполнительной власти.

2. Поскольку в административно-правовых  отношениях реализуется исполнительная  власть (государственное управление), постольку административно-правовые  отношения - это властеотношения. Им  соответствует формула «власть - подчинение» (не следует путать  с более узкой формулой «начальник - подчиненный»). Коротко рассмотрим  признак властности отношений.

Так как в административно-правовых отношениях одна сторона всегда управляет, а другая подчиняется, и без управляющей от имени государства стороны эти отношения невозможны, то необходимо и наличие обязательного субъекта этих правоотношений, который будет наделен полномочиями на осуществление государственно-управленческой деятельности. Таким образом, в административно-правовых отношениях необходимо наличие обязательного субъекта (обязательной стороны).

Простого наличия обязательного субъекта административно-правовых отношений, наделенного государственно-властными полномочиями, недостаточно. Обязательная сторона данного правоотношения всегда действует, властно распоряжаясь, т. е. реализуя имеющиеся у нее государственно-властные полномочия. Отсюда также следует и то, что между двумя гражданами административно-правовые отношения невозможны.

В административно-правовых отношениях всегда присутствует специальный субъект, реализующий свои государственно-властные полномочия, следовательно, в этих отношениях стороны неравны, т. е. для них всегда характерно неравенство сторон.

3. Одним из основных  признаков административно-правовых  отношений является то обстоятельство, что они могут возникать по  инициативе любой из сторон, и  согласие второй стороны не  является обязательным условием  их возникновения. Возникновение  административно-правовых отношений  по инициативе двух сторон  будет не что иное, как административно-правовой  договор.

Принимая во внимание указанный признак, следует особо отметить, что от возникновения административно-правовых отношений по инициативе управляемой стороны они местами не меняются, поскольку у управляющей стороны возникает юридическая обязанность вступить в эти отношения не перед управляемой стороной, а перед государством.

4. Споры между участниками  административно-правовых отношений  сегодня разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке, т. е. путем непосредственного юридически  властного распоряжения уполномоченного  на то органа (обычно вышестоящего  начальника того, чьи действия  обжалуются). В последнее время  наблюдается тенденция обоснованного  расширения круга административно-правовых  споров, разрешение которых возможно  только в судебном порядке  или на альтернативной основе  с административным (увольнение  с работы, обжалование в суд  наложенных административных наказаний, действий и решений должностных  лиц, ущемляющих права и законные  интересы граждан, и т.д.).

5. В случае нарушения  одной из сторон требований  административно-правовых норм (невыполнения  либо ненадлежащего выполнения  своих юридических обязанностей) эта сторона несет соответствующую  юридическую ответственность (административную, дисциплинарную, материальную, а иногда  и уголовную) перед государством  в лице его органов, каковыми  являются, как правило, сами органы  исполнительной власти.

Заключение

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе.

Административно-правовые отношения напрямую связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессе государственно-управленческой деятельности.

Следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общую характеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. К таким особенностям относятся:

· Права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;

· Всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);

· Административные правоотношения практически всегда возникают по инициативе одной из сторон;

· Если произошло нарушение административно-правовой нормы, то нарушитель несет ответственность перед государством;

· Разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Административные правоотношения являются властеотношениями, построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенство сторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим, поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Попов, Л.Л., Мигачев, Ю.И., Тихомиров, С.В. Административное право [Текст]/ Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. - 2-е зд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 752с

2. Российская Федерация. Закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Текст]: [федер. закон РФ: от 02 мая 2006 г. №59-ФЗ с изм. и доп.]

3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря

4. Головистикова, А.Н. Административное право России в таблицах и схемах [Текст]/ А.Н. Головистикова. - М.:Эксмо. - 2011. - C.319с

5.Бахрах, Д.Н., Россинский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право [Текст]/ Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М.: НОРМА. - 2011. - 816с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Учасники административных правоотношений