Сущность, функции и виды доходности производства на предприятии ТОО «ALMATYGOLD»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:26, дипломная работа

Описание работы

В настоящее время в Казахстане успешно функционирует рыночная экономика, но в условиях ее эволюции в направлении инновационной экономики возрастает значение использования эффективных моделей распределения дохода предприятия между государством, собственниками общества и наемными работниками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ ………….……………………………. 6
1.1 Сущность, функции и виды доходности производства на предпр-иятии……. 6
1.2 Формирование финансовых результатов деятельности предприятия……… 13
1.3 Факторы, влияющие на формирование доходности производства ………………………………………………………………………………………. 17
2 АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТОО «ALMATYGOLD»…… …………………………………………………………………………………….. 24
2.1 Анализ технико - экономических показателей деятельности
предпри-ятия………………………………………………………………………...24
2.2 Оценка доходности производства предприятия ...........…………………… 32
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ТОО «ALMATYGOLD»………………………………………………………………….. 44
3.1. Зарубежный опыт управления доходностью предприятия ……………………………………………………………………………………… . .44
3.2 Перспективное планирование дохода и обеспечение финансовой
устойчивости функционирования предпри-ятия………………………………….52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………… 62
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 64

Файлы: 1 файл

диплом Айгерим.doc

— 938.50 Кб (Скачать файл)

Такая ситуация, в частности, сложилась на Западе в 80-х годах, когда получила распространение практика операций LBO (leveraged buy-out, LBO). Данная операция представляет собой скупку контрольного пакета акций приобретаемой фирмы, финансируемую выпуском новых долговых обязательств или путем получения кредитов. Такой выкуп компании нередко организовывался ее менеджерами, получавшими долгосрочные кредиты под обеспечение активами выкупаемой компании. Смысл подобной операции заключается в следующем: менеджеры фирмы полагают, что текущая стоимостная оценка фирмы на рынке занижена; обладание некоторой конфиденциальной информацией дает им основание считать, что путем определенных изменений в стратегии и тактике деятельности компании может быть получена прибыль, достаточная для выплаты большой суммы процентов и для получения дополнительных дивидендов. LBO-фирма обычно функционирует в условиях высокого уровня долгов; такая структура капитала характеризует фирму как весьма рисковую, что естественно приводит к более низкой рыночной оценке акционерного капитала, нежели в случае с обычной компанией. Объяснение этому достаточно очевидно: показатели высокого уровня заемных средств, ограниченная величина свободных денежных средств, обусловленная большими выплатами процентов кредиторам, понижают рыночную оценку собственного капитала LBO-фирмы. Но если фирме повезет, ее владельцы и менеджеры удачливы в своих действиях, то появится возможность постепенно расплатиться с кредиторами и выйти на нормальную структуру капитала; в этом случае рыночная стоимость фирмы в долгосрочном плане повысится, т.е. операция LBO оправдает себя. В западной литературе описаны как успешные, так и неудачные случаи операций LBO [9].

В-четвертых, данный критерий не действует, если перед фирмой ставятся другие задачи, нежели получение максимальной прибыли для своих владельцев. Например, приоритет отдается благотворительности и другим социальным целям.

В случае неприменимости критерия максимизации рыночной стоимости фирмы рекомендуется использовать абсолютные и относительные показатели прибыли и рентабельности. Необходимо лишь помнить основные недостатки критерия "максимизация прибыли" и основанных на этом критерии производных показателей. В наиболее акцентированном виде они могут быть сформулированы следующим образом:

- существуют различные виды показателя "прибыль" (прибыль от основной деятельности, балансовая, валовая, до уплаты налогов, налогооблагаемая, чистая и др.), поэтому данная неоднозначность должна устраняться при разработке конкретных показателей оценки эффективности финансовых решений;

- данный критерий не срабатывает, если две альтернативы различаются размером прогнозируемых доходов и временем их генерирования;

- критерий не учитывает качество ожидаемых доходов, неопределенность и риск, связанный с их получением.

Критерий максимизации рыночной стоимости акций фирмы  как наиболее обоснованный и приоритетный критерий финансового менеджмента применим лишь в том случае, если на рынке капитала нет ограничений и какой-либо дискриминации в установлении цен на ценные бумаги, т.е. в полной мере действует принцип "спрос - предложение". Существуют различные теории рыночного ценообразования ценных бумаг и поведения инвесторов.

Основополагающая  идея теории рыночного анализа (Market Analysis Theory) состоит в том, что истинная ценность котируемой ценной бумаги определяется только рыночной конъюнктурой и, следовательно, может прогнозироваться по результатам трендового анализа динамики цен. В соответствии с этой теорией потенциальные инвесторы в своих решениях по покупке и продаже акций руководствуются главным образом динамикой их цен. Практика работы крупных фондовых бирж показывает, что данный критерий срабатывает не всегда.

С практической точки зрения более реалистична так называемая "Теория ходьбы наугад" (Random Walk Theory), согласно которой курсы акций и фьючерсные цены изменяются бессистемно и их нельзя предсказать ни путем обработки прошлых конъюнктурных данных, ни путем "обоснованного" прогнозирования на основе некоторой дополнительной информации. Эта теория в дальнейшем послужила основой для разработки гипотезы эффективного рынка (Efficient Market Hypothesis, EMH), согласно которой при полном доступе рынка к информации цена акции на данный момент является лучшей оценкой ее внутренней стоимости, а значит, и будущей цены.

В мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.

Логика дальнейшего рассуждения вновь определяется структурой баланса, точнее, его пассивной частью. Целесообразно выделить четыре крупные группы лиц, заинтересованных в деятельности конкретной коммерческой организации. Можно давать характеристику интересов этих групп основываясь на различных критериях; мы будем исходить из последовательности формирования конечного финансового результата.

В зарубежной практике используется интерпретация такого показателя, как валовая (маржинальная) прибыль. Этот показатель, фактически представляющий собой разность между выручкой от реализации и переменными расходами и имеющий основополагающее значение в системе директ-костинга, был разработан и интерпретирован в ходе реализации идей маржиналистов в приложении к бухгалтерскому учету. Показатель является сравнительно новым для отечественного учета. Некоторое смысловое объяснение его названия может быть таким: для эффективно работающей коммерческой организации маржинальная прибыль не должна быть меньше постоянных расходов производственного назначения, т.е. она всегда ограничена снизу.

Укрупненно алгоритм распределения дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно уменьшается на величину:

а) затрат труда  и материалов (материальные расходы);

б) процентов  за пользование кредитами и займами (финансовые расходы);

в) уплачиваемых налогов.

Остаток распределяется между владельцами коммерческой организации. Каждое такое уменьшение приводит к получению нового результатного показателя; значимость каждого из них различна для различных категорий лиц, заинтересованных в деятельности данной коммерческой организации. Можно привести следующий пример. С позиции лендеров в принципе безразлично, насколько велика чистая прибыль коммерческой организации - 1 тыс. денежных единиц или 100 тыс. денежных единиц; главное для них - насколько велика прибыль до вычета процентов и налогов, точнее, достаточна ли ее величина для покрытия постоянных финансовых расходов. То, что подобная ситуация с варьированием чистой прибыли хотя, возможно, и в меньших пределах вполне реальна, не вызывает сомнения и может быть объяснена различными причинами, например, отраслевой, территориальной и др. Совершенно очевидно, что прибыль в одну денежную единицу с равным успехом может быть прибылью как крупнейшей компании, так и мелкой фирмы.

Безусловно, алгоритмы  распределения доходов на практике более сложны в отношении расчетной базы, последовательности начисления, порядка выплаты и т.д., однако с позиции методологии и логики данных процедур приведенные рассуждения представляются достаточно обоснованными. Дадим краткую характеристику интересов выделяемых групп лиц, придерживаясь предложенной схемы.

Первая группа - лендеры, т.е. физические и юридические лица, ссужающие деньги коммерческой организации на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам. Основной абсолютный показатель, характеризующий результативность работы коммерческой организации с позиции этой группы лиц, - прибыль до вычета процентов и налогов. В большинстве экономически развитых стран проценты уплаченные списываются на затраты и уменьшают налогооблагаемую прибыль; именно поэтому данный источник относительно выгоден, поскольку его стоимость меньше стоимости собственного капитала.

Вторая группа состоит из одного представителя - государства, которое, безусловно, заинтересовано в том, чтобы любая нормально действующая коммерческая организация эффективно функционировала. Каждая такая организация вносит свою лепту в решение комплекса социальных и экономических задач, представляющих жизненно важный интерес для государства. Что касается социальных задач, то можно упомянуть о дополнительных рабочих местах, о морально-психологической стабильности работников, имеющих постоянную работу и др. С экономической позиции заинтересованность государства не менее очевидна. Предоставляя каждой конкретной организации возможность функционировать, регулируя этот процесс с помощью соответствующих нормативно-распорядительных документов и в определенном смысле способствуя ему с помощью различных льгот, протекции, финансирования и т.п., государство рассчитывает в свою очередь на получение определенного дохода посредством системы налогообложения.

В любой стране система начисления и взимания налогов  отличается сложностью и имеет национальную специфику, однако, как правило, два налога составляют наибольший удельный вес - налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Поскольку база налогообложения для каждого из них различна, можно выделить два показателя, характеризующие деятельность коммерческой организации и представляющие интерес с позиции государства, - объем реализации и прибыль. Чем больше значения этих показателей, тем больше и отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.

Таким образом, в общем доходе коммерческой организации  всегда присутствует доля, изымаемая государством посредством системы налогообложения и находящаяся в налогооблагаемой прибыли (прибыль до вычета налогов).

Третья группа - владельцы коммерческой организации. С позиции текущего момента для них важен конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестируемой прибыли.

Четвертая группа включает работников коммерческой организации и ее контрагентов (поставщиков и кредиторов). Представители этой группы удовлетворяют свои интересы различными способами, в том числе и путем получения соответствующей доли из общих доходов коммерческой организации (заработная плата, проценты по текущим кредитам и займам, возможность сбыта продукции данной организации и др.).

Теория экономика  участи- это система отношений  между государством , предпринимателем и работниками по поводу повышения  эффективности функционирования хозяйствующего субъекта и внедрения участия в управлении, имеющая своей целью существенное производственной демократии [38]. Основными ее направлениями являются, во- первых, участие работников в управлении производством; во- вторых, участие работников в прибыли предприятия; в-третьих, участие работников в собственности предприятия.

Следовательно, существуют различные типы участия  работников в исследовании EPOC (участие работающих по найму в организационных изменениях), деятельности предприятия. На рисунке представлены различные типы экономического участия работников, используемые в европейском исследовании. Как видно из рисунка, участие работников в прибыли относится к форме финансового участия. Практика развитых стран показывает, что наилучшие результаты дает совместное введение перечисленных направлений, что является крайне редким явлением. В случае введения системы участия по отдельным элементам, наибольший эффект дает внедрение участия в прибыли. В исследованиях европейских ученых применяются следующие концепции участия в  прибыли, которые приведены в таблице

Таблица- 16 Концепции участия в прибыли

Обозначение

Модель 

PS

Модель участия в  прибыли 

SPS

Участие в прибыли  на основе акций 

BPS

Участие в прибыли  на основе облигаций 

CPS

Участие в прибыли  на основе чеков

DPS

Отсроченное участие  в прибыли 

Примечание; составлена по [30]




 

Участие рабочих  в прибыли корпорации практиковалось еще с 19 века. Но широкое распространение  в странах Западной Европы оно  получило лишь в 70-80 годы 20 века, когда  принимались законы, представляющие финансовые льготы фирмам, которые практиковали выплаты рабочим из прибыли.

Рисунок 16– Типы экономического участия работников на Западе

Примечание: составлен  автором 

 

Система участия  в прибыли реализуется в Германии, США, Японии и в других странах, где каждая их них имеет свои модели.

О степени распространения  системы участия работников в  прибыли в странах Европы наглядно свидетельствуют данные таблицы

 

Таблица 17- Распространение в Европе системы участия в прибыли корпорации

 

Страна 

Распространение (фирм и  программы)

Число занятых (млн.чел)

 Объем участия в  прибыли 

ФРГ

1500-2000

1,5

300 марок 

Франция

19000 фирм, 8800 договоренностей  о добровольном участии

5,500

2,5

4,2 % дохода 

2,9 дохода

Великобритания

19148 программ 

5,5

Да20 % дохода

Италия 

300 программ, 21 % фирм с  добровольным участием

0,9

(6% занятых) 

3-10 % дохода 

Примечание –составлена по [30 ]


 

     Наиболее  широкое распространение система  участия в прибыли получила  во Франции с конца 1950 года. Проекты соучастия в прибыли получили здесь правительственную поддержку, и существовали тогда в виде заинтересованности успеха предприятия, связанные с ростом прибыли или с повышением дохода от роста производительности труда. С тех пор эти проекты остаются во Франции национальным приоритетом. Добровольная система участия рабочих в распределении прибыли в обмен на фискальные льготы была введена во Франции еще в 1959 году. В 1967 году для фирм, имеющих более 100 занятых, а с 1994 года для фирм, имеющих более 50 занятых и получающих государственную финансовую помощь, стало обязательным отчислять часть прибыли в специальный фонд, если она превысила пять процентов на вложенный капитал.

Информация о работе Сущность, функции и виды доходности производства на предприятии ТОО «ALMATYGOLD»