Субъекты административного права. Общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:04, контрольная работа

Описание работы

Административно-правовой статус субъектов административного права производен от конституционно и гражданско-правовых статусов субъектов управленческих правоотношений. При этом административно-правовой статус понимается как правовое положение субъекта в сфере государственного управления. Он имеет собственную структуру и состоит из нескольких элементов. К элементам административно-правового статуса чаще всего относят: правоспособность, дееспособность, права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, правосубъектность, компетенция, полномочия и другие.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Понятие субъекта административного права 4
3. Индивидуальные субъекты административного права 5
4. Предприятия, учреждения, общественные организации как субъекты
административного права 10
5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права 16
6. Государственные служащие как субъекты административного права 18
7. Заключение 22
8. Список нормативных актов и литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат1.docx

— 54.69 Кб (Скачать файл)

В ст. 113 ГК РФ даны определение  и основные признаки унитарного предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между участниками  предприятия . Гражданский кодекс Российской Федерации. Устав унитарного предприятия  должен содержать, помимо сведений, указанных  в п. 2 ст. 52 ГК РФ, наименование юридического лица, место его нахождения, порядок  управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные  законом для юридических лиц  соответствующего вида. В учредительных  документах некоммерческих организаций  и унитарных предприятий, а в  предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций  должны быть определены предмет и  цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут  быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда  по закону это не является обязательным. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится  соответственно в государственной  или муниципальной собственности  и принадлежит такому предприятию  на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления. Органом  унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником  либо уполномоченным собственником  органом и им подотчетен. Унитарное  предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Правовое положение государственных  и муниципальных унитарных предприятий  определяется ГК РФ и законом о  государственных и муниципальных  унитарных предприятиях.

Учреждением признается организация, созданная собственником для  осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично. Права  учреждения на закрепленное за ним  имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, т.е. это право оперативного управления. Учреждение отвечает по своим  обязательствам находящимися в его  распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового  положения отдельных видов государственных  и иных учреждений определяются законом  и иными правовыми актами.

Общественные и религиозные  организации являются некоммерческими  организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых  они созданы, и соответствующую  этим целям. В соответствии со ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая  членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Порядок управления фондом и формирования его органов определяется уставом, утверждаемым учредителями. Статья 118 ГК РФ предъявляет и другие требования к организации и деятельности фондов.

Коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать объединения  в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской  деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное  общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может  создать для осуществления предпринимательской  деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные  товарищества могут создаваться  в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного  товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме  акционерного общества, общества с  ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут  быть индивидуальные предприниматели  и (или) коммерческие организации. Участниками  хозяйственных обществ и вкладчиками  в товариществах на вере могут  быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать  участниками хозяйственных обществ  и вкладчиками в товариществах  на вере, если иное не установлено законом.

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении  его членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного  кооператива может быть предусмотрено  участие в его деятельности юридических  лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного  кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность  в размерах и в порядке, предусмотренных  Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель". Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом, Законом о производственных кооперативах. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива.

Предприятия и учреждения подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить:

По виду производства на три группы: 1) предприятия, производящие продукцию (заводы, фабрики); 2) предприятия, производящие работы (например, строительные); 3) предприятия, производящие хозяйственные  услуги (магазины, дома быта и т.д.). В  каждой группе предприятий по видам  производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды. Предприятия, производящие продукцию, делятся на предприятия промышленные, сельскохозяйственные; предприятия, производящие работы, делятся  на предприятия строительные, проектные, изыскательские и др.; предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и др.

В зависимости от формы  собственности делятся на 1) государственные (основанные на государственной федеральной  собственности или собственности  субъектов Федерации); 2) муниципальные (основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления); 3) кооперативные (основанные на собственности  кооперативной раз личного вида); 4) частные предприятия (основанные на частной собственности, закрепленной в ст. 35 Конституции); 5) предприятия, принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий; 6) смешанные предприятия (основанные на двух и более формах собственности, например, государственной и частной, государственной собственности РФ и собственности другого государства).

По правовому статусу, предприятия делятся на: государственные (находящиеся в управлении государства); муниципальные, управляемые органами местного самоуправления; частные предприятия (находящиеся в ведении отдельных  лиц или семьи); полные товарищества (с солидарной ответственностью); смешанные  товарищества; акционерные общества закрытого типа; акционерные общества открытого типа; филиалы и представительства.

Учреждения тоже делятся  на виды:

 По роду деятельности  различают учреждения: хозяйственные  (хозяйственные министерства и  ведомства, их органы на местах  и т.д.); социальной сферы (образовательные,  научные, здравоохранения и др.); внешнеполитические (системы Министерства  иностранных дел, консульские  учреждения); внешнеэкономические; правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры, милиции и Другие правоохранительные системы); воинские (вооруженные формирования, "являющиеся самостоятельными структурами, а не структурными подразделениями).

По формам собственности  учреждения, как и предприятия, подразделяется на: государственные, муниципальные, кооперативные, частные и т.д. Предприятия могут  входить по их собственному волеизъявлению в объединения различных видов. Для предприятий это производственные объединения, научно-производственные объединения, союзы, ассоциации, концерны, которые, в свою очередь, делятся  на отраслевые, межотраслевые, региональные и др. Объединения создаются их учредителями для того, чтобы совместными  усилиями входящих в объединение  предприятий добиться наилучших  результатов по какому-либо участку  производства - материально-техническому обеспечению, сбыту продукции, организации  транспортных перевозок и т.д. Входящие в объединение предприятия не теряют своей самостоятельности.

С точки зрения режима имущества  государственных предприятий они  могут быть подразделены на два вида: 1) основанные на праве хозяйственного ведения и 2) основанные на праве  оперативного управления, создаваемые  в виде федеральных казенных предприятий (см. ст. 114, 115 ГК РФ). Реализация государственными предприятиями полномочий в отношении  закрепленного за ними имущества  в случаях, предусмотренных законом, опосредствует взаимоотношения  с государственными органами, осуществляющими  от имени собственников, т.е. Российской Федерации, и ее субъектов, их полномочия права собственности. Такие отношения  могут возникнуть в связи с  необходимостью получения согласия предприятием на распоряжение имуществом, с осуществлением контроля, уполномоченным государственным органом за его  сохранностью и правильным использованием и т.д. Но поскольку право хозяйственного ведения дает больше самостоятельности  в распоряжении имуществом собственника, чем право оперативного управления, то объем и характер взаимоотношений, в которых могут участвовать  действующие на их основе государственные  предприятия, различаются. В отношении  предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные  органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов. Поскольку  такое предприятие реализует  полномочия в отношении закрепленного  за ним имущества в пределах, установленных  законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением имущества, оно может  распоряжаться этим имуществом с  согласия собственника, который вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться  им по своему усмотрению. Предприятию  же, основанному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.

Федеральные казенные предприятия  создаются по решению Правительства  Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Учредительным документом казенного предприятия является устав, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия. Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе заниматься только той деятельностью, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия. По согласованию с уполномоченным органом формируется план развития казенного предприятия, предусматривающий определенные мероприятия и задания. Постановлением установлен особый порядок финансирования выполнения, как плана-заказа, так и плана развития казенного предприятия. Таким образом, казенными предприятиями осуществляется непосредственное государственное управление с использованием способов, элементов, рычагов директивного планирования.

 

Органы исполнительной власти как субъекты административного  права

 

Конституция РФ внесла новый и существенный вклад в теорию органов государства, и в частности в определение и классификацию этих органов. Во-первых, Конституция установила: народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Закрепляя принцип разделения властей, Конституция провозгласила в соответствии с указанным принципом деление государственных органов на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, Конституция гарантировала местное самоуправление и статус органов местного самоуправления ( ст. 12, 131-133).

Тем не менее, не все критерии, основания, признаки, которые считались  бы общепризнанными при характеристике и определении органа государства, еще выработаны. В некоторых случаях  вообще не даются определения органа исполнительной власти, а лишь утверждается, что этот орган - всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления (в широком смысле) - это орган  исполнительной власти.

Конституционные основы системы  органов государственного управления охватывают все те нормы Конституции, которые закрепляют: а) систему органов  государственного управления; б) порядок  их образования; в) их правовой статус, подотчетность и взаимоотношения  с представительными органами; г) компетенцию этих органов; д) правовую основу их деятельности, наименование издаваемых ими правовых актов и порядок отмены последних.

Информация о работе Субъекты административного права. Общая характеристика