Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:30, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение субъектов ад-министративного права.
Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие зада-чи: дать понятие субъекта административного права; выделить и рассмотреть виды субъектов административного права, а также систему субъектов административного права.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3
Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5
Глава 2. Система субъектов административного права................................12
Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15
Заключение........................................................................................................21
Список использованной литературы..............................................................22

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ И НАКАЗАНИЙ

 

ФКОУ ВПО  «Псковский юридический институт ФСИН России»

 

Факультет подготовки государственных и муниципальных  служащих

 

 

 

Контрольная работа

 

 

Дисциплина: Административное право

Тема: Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика

 

 

Выполнил студент 2 курса

заочного отделения специальности ГМУ

группа 

                                                                                                   (Ф.И.О.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков

2012

Содержание

 

Введение.............................................................................................................3

Глава 1. Понятие субъекта административного права..................................5

Глава 2. Система субъектов  административного права................................12

Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права...................................................................................................................15

Заключение........................................................................................................21

Список использованной литературы..............................................................22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Субъект права в любой отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

  В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

  Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.

  Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

  Все вышеизложенное и определяет актуальность темы данной контрольной работы.

  Целью данной контрольной работы является рассмотрение субъектов административного права.

  Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи: дать понятие субъекта административного права; выделить и рассмотреть виды субъектов административного права, а также систему субъектов административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие субъекта административного права

  Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно-правовых отношений, т. е. решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, координирующие, распорядительные, контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела о правонарушениях, совершаемых физическими и юридическими лицами в хозяйственной, налоговой, финансовой, таможенной сфере, в строительстве, в сфере общественного порядка.

  Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), которые в соответствии с установленными административным законодательством нормами участвуют в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

  Субъект административного права - это одна из сторон публичной управленческой деятельности, участник управленческих отношений, наделенный законодательством правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью, способностью вступать в административно-правовые отношения.1

  Таким образом, реализация прав, установленных за субъектом административного права, и выполнение им определенных обязанностей происходят в рамках "конкретного правоотношения. Поэтому последние являются основным каналом реализации административно-правовых норм.

  Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. Например, гражданин может оспорить принятое органом исполнительной власти постановление в суде, если считает, что оно нарушает принадлежащие ему права и свободы. Вместе с тем он может и не оспаривать данного постановления. Должностное лицо, занимающее в органе исполнительной власти государственную должность государственной службы, обязано защищать права и свободы граждан и в необходимых случаях принимать соответствующие меры по их обеспечению. Прокурор обязан при наличии достаточных оснований возбудить производство по делу об административном правонарушении; данное постановление является реализацией его правового статуса. Примеры реализации субъектами административного права своего правового статуса весьма и весьма многочисленны.

  Субъекты административного права - реальные участники административно-правовых отношений, обладая административно-правовым статусом, участвуют в организации публичного управления (государственного и муниципального), в самой управленческой деятельности, а также в процессе управления (административных процедурах).2 Однако административно-правовой статус раскрывается и в отношениях между органами управления и гражданами, а также другими субъектами права. Следовательно, административно-правовой статус определяется правами, свободами, их гарантиями, обязанностями, правоограничениями, объемом ответственности.

  В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

  1) в организационно-управленческом праве (отношения по общей организации управления в различных отраслях и сферах управления);

  2) в управленческом процессе, т. е. в рамках использования управленческих процедур, подготовки и принятия правовых актов управления и применения иных административно-правовых форм и методов;

  3) в административном процессе, т. е. в системе отношений по поводу обеспечения судебной защиты прав, свобод, законных интересов физических и юридических лиц;

  4) в административно-деликатном праве, т. е. в процессе отношений, возникающих при применении мер административного принуждения уполномоченными органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим правовые нормы.

  В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

  Индивидуальными субъектами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.

  Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, оспаривания в суде действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

  К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо.

  Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они -- индивидуальные субъекты права).

  Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

  Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

  Административная правоспособность и административная дееспособность - главные составляющие административно-правового статуса субъектов административного права. Иначе говоря, правоспособность характеризует субъекта права как лицо, которое может воспользоваться при наличии соответствующих условий конкретными правами, свободами и на которое можно в действительности наложить обязанности (запреты, ограничения), а также привлечь к юридической ответственности.

 Все субъекты административного права, с одной стороны, имеют свой особый административно-правовой статус. С другой стороны, все субъекты административного права обладают общими чертами, характеризующими их административную правоспособность. Как общие, так и специфические признаки обусловлены предметом административного права и методом административно-правового регулирования. Можно выделить такие признаки, определяющие общее в административной правоспособности субъектов административного права, как:

  1) управленческая сущность деятельности, проявляющаяся при реализации административной правоспособности: субъекты административного права неразрывно связаны с исполнительной властью, они осуществляют государственное управление, различные функции публичного управления (для всех субъектов административного права);

  2) наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права, способствующих формированию организационных связей и отношений в системе публичного управления (для всех субъектов административного права);

  3) юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права (для органов исполнительной власти и должностных лиц);

  4) реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения (для специальных субъектов права, наделенных соответствующими полномочиями);

  5) обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане (для всех субъектов административного права);

  6) юридические гарантии рассмотрения возникшего в системе публичного управления правового спора в административном или судебном порядке в рамках установленных процессуальных правил (для всех субъектов административного права).

  Субъекты административного права, имеющие установленный административно-правовыми нормами правовой статус, становятся участниками административно-правовых отношений тогда, когда практически осуществляют определенную за ними административную правоспособность. Таким образом, субъекты административного права наряду с административной правоспособностью должны обладать и административной дееспособностью, т. е. иметь возможность реализации принадлежащих им прав в области публичного управления. Под административной дееспособностью физического или юридического лица понимается их способность своими решениями и действиями (бездействием) приобретать и осуществлять права, создавать для себя и иных лиц обязанности, исполнять их и обеспечивать права и свободы граждан.

  У разных субъектов административного права административная дееспособность возникает по-разному; главным условием ее возникновения является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов. Административное законодательство закрепляет сам факт наличия и объем дееспособности субъектов административного права в зависимости от различных критериев:

  1) возраста (административная ответственность физических лиц наступает при достижении лицом 16 лет);

  2) должностного положения (государственно-властные полномочия могут осуществлять только уполномоченные специальными правовыми нормами субъекты);

  3) правового режима осуществления права и исполнения обязанностей (например, в условиях чрезвычайного положения права граждан могут быть ограничены);

  4) результатов проведения соответствующих регистрационных или иных административных процедур (например, некоторые организации - субъекты административного права - приобретают реальную возможность осуществлять свою деятельность только после государственной регистрации их уставов или после получения лицензии (иного разрешения) на занятие определенной деятельностью).

  Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система субъектов  административного права.

  Субъектом АП признается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых АП управленческих отношений. Круг их многообразен и объединяет их обладание особым юридическим качеством (админ. правоспособностью).

  Субъекты АП могут стать субъектами административных правоотношений, если имеют место:

  - административно-правовые нормы, предусматривающие права и обязанности субъекта;

  - административная правоспособность и дееспособность субъекта;

  - основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

  Административная правоспособность – это проявление общей правоспособности, то есть установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это способность приобретать соответствующий комплекс обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

  Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.

  Часто административные правоспособность и дееспособность неразделимы, так как являются по существу двумя элементами административно-правового статуса. Это относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, то есть с момента образования и юридического закрепления их компетенции.

  В качестве субъектов АП можно рассматривать Российское государство, субъекты федерации, государственные и негосударственные организации.     Административная дееспособность приходится на долю представляющих их органов исполнительной власти или управления в отличие от граждан, которые сочетают в себе эти юридические качества.

  Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

  К индивидуальным субъектам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Также специфическими индивидуальными субъектами являются государственные служащие. Особенностью их является то, что они фактически являются официальными представителями того или иного органа исполнительной власти. В этом и состоит их отличие от иных индивидуальных субъектов административного права.

  К коллективным субъектам относятся различного рода объединения граждан. В их числе государственные и негосударственные организации.

  Государственные организации как субъекты административного права:

  - органы исполнительной власти (государственного управления);

  - государственные предприятия, учреждения и их различного рода объединения (корпорации, концерны и т.п.);

  - структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

  Негосударственные организации как субъекты административного права:

  - общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.);

  - трудовые коллективы;

  - органы местного самоуправления;

  - коммерческие структуры;

  - частные предприятия и учреждения.

Лица и организации, которые являются субъектами административного  права, могут быть, при соблюдении определенных условий, субъектами административно-правовых отношений.

  Субъект административно-правовых отношений – это предприятие или организация, которые в соответствии с действующим законодательством являются участниками управленческих отношений, регулируемых нормами административного права, наделенные определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способные их осуществить.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Виды и общая характеристика субъектов административного права

  В специальной литературе различаются индивидуальные и коллективные субъекты административного права.

  Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

  Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).

  К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они - индивидуальные субъекты права).

  Коллективные субъекты административного права - это группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными), которые выступают во внешних отношениях как самостоятельные субъекты права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

  Государственная организация в научном смысле представляет собой организационно и юридически единый коллектив, правосубъектность которого осуществляют уполномоченные лица, действующие как во внешних, так и во внутриорганизационных отношениях от имени государства.

  Организация - это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:

  - совокупность людей;

  - осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами;

  - определение цели и задач организации;

  - наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений);

  - соответствующие процедуры (правила) деятельности;

  - формирование структуры (образуемые подразделения);

  - нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников).

  Все организации подразделяются на две большие группы: государственные и негосударственные. Они различаются тем, что их статус, процедуру учреждения, реорганизации и прекращения деятельности, правовой режим управленческих действий (решений), порядок защиты прав определяют различные нормативные правовые акты.

  Государственная организация представляет собой часть государственного механизма (государственной администрации), обладающую определенной самостоятельностью в реализации принадлежащих ей полномочий, имеющую соответствующий правовой статус. Ее деятельность направлена на обеспечение публичных интересов и защиту прав и законных интересов человека и гражданина. К государственным организациям относятся государственные органы, учреждения, предприятия (например, унитарные предприятия). Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность; учреждения реализуют в основном полномочия социально-культурного характера (например, учреждения здравоохранения), а государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, осуществление которых влечет наступление юридических последствий.

  Государственные организации имеют компетенцию, т. е. пределы ведения и осуществления властных полномочий, которые представляют собой тот или иной объем государственной деятельности, возложенный на соответствующий орган; это, по сути, круг решаемых вопросов, предусмотренных правовыми актами. Компетенция должна иметь нормативный характер и включать следующие элементы:

 1) задачи государственной организации, т. е. чего необходимо ей достигнуть, для чего она создается или учреждается;

 2) функции (главные направления деятельности);

 3) установленные нормативными актами права, обязанности, объем правовой ответственности;

 4) формы и методы работы организации применительно к ее задачам, функциям, правам и обязанностям (принятие нормативных правовых актов управления, заключение договоров, совершение юридически значимых действий и т. д.).

  Компетенция может быть общей, отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой, административно-юрисдикционной.

  К субъектам административного права относятся и такие государственные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти, однако в своей деятельности выполняют специфические организационно-распорядительные функции (например, органы законодательной (представительной) власти, федеральные суды, прокуратура). Они осуществляют управленческую деятельность внутриорганизационного характера; например, руководители этих органов издают приказы и распоряжения по организации деятельности самого органа; применяют меры поощрения и дисциплинарного принуждения; организуют выполнение в своих органах противопожарных, санитарно-эпидемиологических и иных общеобязательных правил и норм.

  Негосударственными организациями, имеющими статус субъектов административного права, выступают общественные объединения (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности); некоммерческие организации (религиозные объединения, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения и др.); муниципальные образования; коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы). Административно-правовой статус указанных негосударственных организаций устанавливается федеральными законами, например: от 19 мая 1995 'г. "Об общественных объединениях" (в ред. ФЗ от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.); от 26 мая 1995 г. "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"; от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; от 30 ноября 1995 г. "О финансово-промышленных группах"4; от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" (в ред. ФЗ от 17 мая 1996 г.); от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" (в ред. ФЗ от 26 ноября 1998 г.); от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"8; от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. ФЗ от 11 июля 1998 г., 31 декабря 1998 г.); от 19 июля 1998 г. "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)".

  Полная характеристика правового положения субъектов административного права, включающая в себя их административную правосубъектность, содержится в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, административная правосубъектность физического лица в области образования и самих образовательных учреждений определяется множеством нормативных актов, например: Законом РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. ФЗ от 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г.), ФЗ от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Положением о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утв. постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. № 1323, Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утв. приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033. В сфере здравоохранения административный статус субъектов регламентируется, например, такими нормативными актами, как: Закон РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (в ред. ФЗ от 21 июля 1998 г.), ФЗ от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. № 1017. Важным элементом правового статуса общественных объединений и религиозных организаций являются, например: Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации общественных объединений в Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министра юстиции РФ от 6 октября 1997 г. № 19-01-122-97, Правила рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утв. приказом Министерства юстиции РФ от 16 февраля 1998 г. № 19.

  Таким образом, субъекты административного права обладают специальным административно-правовым статусом, установленным действующим российским административным законодательством. Характер и содержание административной правосубъектности физических или юридических лиц выявляется путем анализа системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих их правовое положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Подводя итог контрольной работы можно сделать вывод, что административное право характеризуется большим числом субъектов, притом с разнообразными полномочиями, как в смысле их объёма, структуры, так и правовых свойств. Это обусловлено большим объёмом сферы административно-правового регулирования, особенно в области государственного управления.

  В ходе написания данной контрольной работы были решены следующие задачи: дано понятие субъекта административного права; выделены и рассмотрены виды субъектов административного права, а также система субъектов административного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

Конституция Российской Федерации 12.12.1993. М.: Проспект, КНОРУС, 2009.

Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.08.2011). // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 06.07.2011) «О системе  государственной службы Российской Федерации». // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 06.01.2012) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

 

Специальная литература:

Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2010.

Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2010.

Бахрах Д.Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 2009.

Демин А.В. Теория государства  и права. Курс лекций. М.: Норма, 2012.

Коренев А.П. Административное право. М., 2011.


1 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2010, С.64

2 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2010, С.158

3 Коренев А.П. Административное право. М., 2011, С.245

 


Информация о работе Субъекты административного права: понятие, система, виды и общая характеристика