Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа деятельности на примере различных стран (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие правительства и его разновидности;
• определить основные способы формирования правительства;
• исследовать основные полномочия правительства;
• проанализировать порядок формирования, состав и структура, полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
• изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5
1.1 Институт правительства и его разновидности………………………………5
1.2 Способы формирования правительства…………………………………......9
1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14
2 Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17
2.1 Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17
2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21
2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24
3 Правительство Республики Беларусь…………………………………...……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39
Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

правительство РБ.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

Структура правительства. Правительство является коллегиальным органом. К исполнительной власти относятся государственная администрация, силы.

Правительство Франции состоит  из премьер-министра и министров. В  соответствии с конституцией различаются: Совет министров - собрание министров  под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством  Премьер-министра. Именно Совет министров осуществляет полномочия, принадлежащие по конституции правительству.

Как и в Великобритании, во Франции существует различие между  правительством и кабинетом министров, но это различие иного рода. Совет  министров — это заседание  правительства под председательством  президента, на котором президент  осуществляет полномочия, принадлежащие  правительству. Акты, принятые на таком  заседании, подписываются президентом. Кабинет министров созывается премьер-министром  по специальному поручению президента и по указанным им вопросам. Председательствует на таких заседаниях премьер-министр. Заседания кабинета созываются редко.

Структура министерств. Руководство министерством осуществляет министр. Министр назначается президентом республики по предложению премьер-министра. Министр выступает в двух качествах: во-первых, как член правительства и, во-вторых, как руководитель вверенной ему сферы управления. Как глава министерства министр достаточно самостоятелен в организации его внутренней структуры. Во всяком случае, любой проект, касающийся внутренней организации министерства, подготавливается самим министерством, и уж в любом случае ни один декрет по этому вопросу не может быть одобрен без согласия заинтересованного министра.

Каждое министерство имеет  в принципе следующую  организацию: кабинет, дирекции, советы и комитеты, органы инспекции, периферийные службы.

Акты правительства. Акты правительства, являющиеся по природе подзаконными, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осуществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулирования [13, 239 с.].

Полномочия президента в сфере исполнительной власти. Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. «Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11,12,16,18,54 и 61 контрассигнуются Премьер-министром и в случае необходимости - ответственными министрами» [ 12, с.76].

В соответствии с этой формулировкой  конституции, формально-юридические  полномочия президента подразделяются на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации  премьер-министра или ответственных  министров. Практически существуют и другие личные полномочия, не указанные  в статье 19, в частности - премьер-министр  назначается без контрассигнации.

  Президент практически  снизу доверху формирует исполнительную  власть. Он назначает министров,  всех высших чиновников.

  Вторая часть полномочий  главы государства, требующая  контрассигнации премьер-министра  или министров, также весьма  значительна:

    • он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые в нем;
    • принимает участие в рассмотрении законопроектов правительства;
    • назначает на гражданские и военные должности;
    • аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах.

 С контрассигнацией  министров осуществляется право  созыва парламента на чрезвычайные  сессии. По его решению палаты  образуют Конгресс для ратификации  поправок.

 На практике президент  обладает большими правами. Президент  порою открыто вторгается в  компетенцию премьер-министра. Так,  издание ордонансов на основе  делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии  и некоторые другие не обходятся  без санкции президента.

 Премьер-министр. Президент Республики назначает Премьер-министра. Он прекращает исполнение функций Премьер-министра по представлению  им заявления об отставке Правительства.

Премьер-министр руководит  деятельностью Правительства. Он несет  ответственность за национальную оборону. Он обеспечивает исполнение законов. Он осуществляет регламентарные полномочия и назначает на гражданские и военные должности.

Кроме того премьер-министр может делегировать некоторые из своих полномочий министрам.

В случае необходимости он замещает Президента Республики в качестве председателя на заседаниях советов  и комитетов национальной обороны[9, с.67].

В исключительных случаях  он может замещать Президента Республики в качестве председателя на заседаниях Совета министров по определенному  поручению Президента и с определенной повесткой дня.

Изучив основные положения  в правительстве Франции можно  выделить, что, несмотря на то, что  в системе законодательства нет кодифицирующего акта общего действия, содержание статутов отдельных министерств отличается единообразием. В соответствии с конституцией в составе правительства различаются: Совет министров - собрание министров под председательством Президента республики, и кабинет министров - собрание министров под председательством Премьер-министра. Президент Республики назначает Премьер-министра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Правительство  Великобритании

 

 

В Великобритании не действует  в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым  законодательная, исполнительная и  судебная власть осуществляется разными  государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и  остается частью каждой из ветвей власти.

Нормативные акты. В Великобритании нет конституции как единого акта, регулирующего общественного и государственного устройство, поэтому правовое регулирование вопросов формирования, состава, компетенция и функционирования Правительства осуществляется  на основе писаного и неписаного права, вошедшего  в состав британской конституции  в виде отдельных наиболее важных законов и конституционных соглашений.

 Формально высшая исполнительная  власть в Великобритании принадлежит  Короне, то есть монарху.  Королева  стоит во главе государства,  являясь главой исполнительной  власти, вооруженных сил, англиканской  церкви. Управление государством  осуществляется от имени королевы  Правительством Ее Величества.

Фактическая роль королевы как главы исполнительной власти обусловлена действием неписаных  норм конституции и конституционных  соглашений.  В соответствии с  этими нормами королева действует  по совету  своих министров, которые  отвечают за каждый акт государства. Королеве оказывает содействие Тайный Совет,  с которым она консультируется. В его состав входят все министры кабинета, некоторые министры вне  кабинета, специальные советники. Центральная  исполнительная власть представлена органом, состоящим из министров, - Правительством Ее Величества во главе с премьер-министром. Хотя в Великобритании как конституционной  монархии сохраняются значительные юридические полномочия монарха,  фактически основную роль в управлении государством играют правительство  и премьер-министр.

Отдельные вопросы организации  и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные  акты: Акты о министрах Короны 1937 года, 1964 года, 1975 года,  Акт о передаче полномочий министров Короны 1946 года, Акты о дисквалификации депутатов палаты общин 1957 года и 1975 года.

 Порядок формирования  правительства. Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашений. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер-министром лидера партии,  получившей абсолютное  большинство мандатов в палате общчин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никого другого королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева  проводит консультации  с лидерами партий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения  о том, кого назначить премьер-министром. После назначения премьер-министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер-министр  уходит в отставку в период между  парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после  того, как партия, располагающая  большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер-министр,  даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует  новый кабинет. Поражение на выборах  влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы  увольнения премьер-министра, то архи не пользовались с 1783 года монархи не пользовались этим правом. На этом основании  британскими правоведами признается неконституционность увольнения премьер-министра и его правительства в отставку, за исключением ситуаций чрезвычайного  характера.

Структура правительства.  В структуре исполнительной власти правительство занимает особое место. В отличии от других  стран внутри  него формируется и действует кабинет министров с более узким составом.  В правительство  входят министры, тогда как кабинет – это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Кабинет является органом, структуру  и компетенцию которого определяют в значительной мере конституционного соглашения. Кабинет  включает  министров, возглавляющих самые важные министерства. На регулярных заседаниях кабинета обсуждаются  наиболее актуальные вопросы государственной  жизни, принимаются решения, которые  затем реализуются членами правительства. Поскольку существует различие  понятий  «правительство» и «кабинета», постольку сложилось и деление министров на две группы: министры – члены кабинета и министры – не члены кабинета.  Число министров законодательно неопределенно, обычно оно колеблется от 75 до 80 человек. Численный состав правительства устанавливается премьер-министром.

 В правительстве полного  состава можно выделить четыре  категории министров:

  1. министры, возглавляющие министерства, именуемые, как правило, государственным секретарями (некоторые  министры сохраняют исторические наименования, как например, канцлер казначейства, лорд-канцлер);
  2. министры, не являющиеся главами министерств, то есть министры без портфеля, а также члены правительства, занимающие традиционные должности  - лорд-хранитель печати, канцлер герцогства Ланкастерского;
  3. государственные министры,  являющиеся фактически заместителями глав министерств или главами крупных функциональных  подразделений министерств;
  4. младшие министры – парламентские секретари, обеспечивающие связи министров с парламентом. В крупных министерствах имеется обычно несколько парламентских секретарей. В состав правительства входят также младшие министры казначейства.

В состав правительства Великобритании также входят члены, занимающие различные  традиционные должности: лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, генеральный  почтмейстер [6,159 с.].

Особое место в правительстве отводится главным юридическим советникам правительства – генеральному атторнею и его заместителю – генеральному солиситору, а также лорду-адвокату Шотландии и генеральному солиситору Шотландии. В обязанности этих лиц входит выступление в суде от имени правительства по важным делам и некоторые другие юридические обязанности. Указанные лица одновременно являются членами палаты общин.

Состав кабинета. Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер- министром, и обычно колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер-министр группирует вокруг себя нескольких министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности  возглавляемых им министерств: канцлера казначейства, министров обороны, внутренних и иностранных дел. Таким образом,  в каждом кабинете обычно складывается своеобразный « внутренний кабинет», представляющий собой группу министров, пользующихся особым доверием премьер- министра. Они принимают наиболее активное участие в заседаниях кабинета и оказывает влияние на принятие решений.

При кабинете  действует  ряд постоянных комитетов по основным направлениям государственной политики, могут создаваться специальные  комитеты в связи с возникновением острой политической  ситуации, по экстренно  возникающим вопросам. Число комитетов  определяется премьер- министром. Он же решает вопросы о создании и ликвидации  комитетов, их структуре, составе и  сфере деятельности. Обычно функционирует  около 20 постоянных комитетов и значительно  большое число комитетов. Вспомогательную  работу по обслуживанию  комитетов  осуществляет сотрудники секретариата кабинета. Председателем наиболее значимых комитетов является премьер-министр, в другие комитеты он сам назначает  председателей. Наиболее важными являются комитеты по вопросам обороны и иностранных  дел, экономической стратегии, внутренней политики, законодательству. Комитеты занимаются предварительной подготовкой  вопросов, обсуждаемых на заседаниях кабинета, по ключевым направлениям государственной  политики, они также координируют деятельность различных ведомств при решении задач, затрагивающих сферы их деятельности.

Премьер-министр. Премьер-министр и, осуществляя играет ведущую роль в правительстве, осуществляя руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы и выполняет представительные функции в международных отношениях. Премьер-министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению  кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов,  дает рекомендации монарху относительно кабинета и назначает его, решает вопрос об увольнении министров и отставке правительства. Для современной характерно возрастание  роли премьер-министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета.

Информация о работе Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции