Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа деятельности на примере различных стран (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие правительства и его разновидности;
• определить основные способы формирования правительства;
• исследовать основные полномочия правительства;
• проанализировать порядок формирования, состав и структура, полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
• изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5
1.1 Институт правительства и его разновидности………………………………5
1.2 Способы формирования правительства…………………………………......9
1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14
2 Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17
2.1 Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17
2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21
2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24
3 Правительство Республики Беларусь…………………………………...……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39
Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

правительство РБ.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...4

1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5

1.1 Институт правительства  и его разновидности………………………………5

1.2 Способы формирования  правительства…………………………………......9

1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14

2 Сравнительная характеристика  различных стран на примере  Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17

2.1  Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17

2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21

2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24

3 Правительство Республики  Беларусь…………………………………...……29

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………………………..37

Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39

Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Правительство - центральный (общенациональный) орган исполнительной власти.

Правительство осуществляет общее руководство государственными (публичными) делами и отвечает перед  народом за свою деятельность. В  условиях демократии правительство  должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные  или региональные. Оно обеспечивает проведение внутренней и внешней  политики, охрану конституционного строя  и установленного правопорядка. Правительство  наделено широкими исполнительно-распорядительными полномочиями.

В системе государственной  власти правительство занимает, как  правило, доминирующее положение.

 Объектом курсовой  работы является Правительство  Республики Беларусь.

Предметом данной работы является  изучение деятельности правительств на примере различных стран, в том  числе и Республике Беларусь.

 Целью работы является  проведение анализа деятельности  на примере различных стран  (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь. В соответствии с целью в  курсовой работе необходимо решить  следующие задачи:

  • изучить понятие правительства и его разновидности;
  • определить основные способы формирования правительства;
  • исследовать основные полномочия правительства;
  • проанализировать порядок формирования, состав и структура,  полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
  • изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.

Методологической и теоретической  основой курсовой работы послужили  самостоятельные  издания, представленные в классической  и современной литературе, статьи из журналов и периодических изданий.

Методы исследования данной работы: анализ, сравнительно-правовой, системный, сравнения, аналогии.

 

 

 

 

 

 

1 Правительство  в системе исполнительной власти

 

1.1  Институт правительства и его разновидности

 

 

 

Центральное место в системе  исполнительной власти занимает правительство. Обычно термин правительство используется  для обозначения государственного  той или иной страны или участвующего в осуществлении исполнительной власти. Иногда понятие правительства, используемое в зарубежных политологических исследованиях, означает весь механизм  государственной власти в данной  стране, отождествляется с формой правления, что с юридической точки зрения, конечно же, неточно.

В строгом понимании правительство  — это коллегиальный орган  общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью  в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов  центральной администрации, а иногда и представители нижестоящей  администрации.

Правда, к президентским  республикам, да и к некоторым  дуалистическим монархиям это определение  подходит не вполне. Администрация  с общей компетенцией возглавляется  там не коллегиальным органом, а  единолично президентом или монархом. Поэтому, например, в США мы вряд ли можем говорить о наличии правительства, ибо каждый из министров подчинен только Президенту, Кабинет же, объединяющий их всех, коллегиальным органом не является, решений не принимает, а  только их обсуждает. Решения центральной  исполнительной власти общей компетенции  принимаются только Президентом. Лучше  поэтому не повторять утверждения  некоторых учебников, что Президент  США — глава государства и  глава правительства. Правильнее сказать, что он — глава государства  и глава исполнительной власти (или  администрации). Иногда, впрочем, и при  этой форме правления конституции  предусматривают правительство  как коллегиальный орган со своей  компетенцией (например, в Колумбии) [ 10, 448 с.].

Королевское  правительство  существует   в  дуалистических  монархиях,   оно создается и в абсолютных  монархиях, где правительство  призвано проводить в жизнь волю короля. Во многих президентских республиках Совет министров, хотя и существует,  но действует  по указаниям президента, который фактически (но не  юридически)  возглавляет его  (например,  в Египте,  Перу).  Аналогичной является  ситуация  в   полупрезидентских   республиках.   Наконец,  в  ряде президентских  республик (Бразилия, Мексика, США м др.) Совета министров как такового нет, а есть кабинет президента.

 Чаще всего правительство  носит официальное название совета  или кабинета министров (в  Швеции оно оказывается госсоветом, в Швейцарии – федеральным советом,   в  России  -   правительством).   Оно  состоит  из   председателя правительства (чаще  всего  это премьер-министр,  в  Италии  -  председатель Совмина, в ФРГ -  канцлер, в Норвегии - государственный министр, в некоторых мусульманских странах - визир и т.д.).

Встречается и составное  наименование этого органа. Например, в Республике Беларусь центральный  орган государственного управления называется « правительство- Совет Министров» [15, с. 5].

В федеративных государствах правительство может называться федеральным (Австрия) или национальным (Венесуэла) для различения его от аналогичных органов субъектов  федерации.

В состав правительства могут  входить министры без портфелей (должностные лица, не руководящие  министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьера и имеющие право решающего голоса на заседаниях  правительства),  государственные   министры,  т.е.  руководители ведомств. В развивающихся странах нередко бывают  министры  координаторы или главные  министры,  курирующие группу родственных  министерств (так  было  в Гвинее и Египте), и также министры,  ведающие управлением  отдельных крупных регионов  страны  (в  Малави,  Сьерра-Леоне  и  др.).  Преобладают в составе правительства министры,  руководящие  отдельными сферами общественной жизни.

Эти  сферы  выделяются  в зависимости от  традиций  страны  и иногда  бывают необычными (например, по делам племенных вождей и обрядов).

 Во  многих  развивающихся   странах президент  или   партия,  формирующие правительство,  по   конституции   или   в   силу  установившейся   практики обеспечивают  обязательное  представительство  в  правительстве определенных географических  районов страны (в  Индии),  религиозных  общин  (в  Ливане), этнических групп (в Кении).

 Положение  и   роль правительства  в  разных  государствах неодинаковы. В странах,  где имеет место влияние англосаксонской системы права, различаются правительство и кабинет. Правительство - это более широкий по составу орган, включающий министров, младших  министров (заместителей министров), некоторых других должностных лиц. В Великобритании в его состав входят  70-80 (до 100) человек,  меньше  в Индии,  Австралии,  Канаде.  Но  оно  не  собирается  на заседания (часть его  действует иногда лишь как тайный совет) и не принимает решений. Подлинным правительством  является кабинет, а еще чаще  "внутренний кабинет"  (более узкая  часть  кабинета).  Кабинет  составляется  премьером, который  включает  туда видных деятелей своей  партии,  имеющих министерские портфели. Обычно это министры обороны, внутренних дел, финансов, иностранных дел  и  другие.  Их  примерно   18  человек,  которые  чаще  всего  заседают еженедельно, во "внутреннем кабинете" - 3-5 министров, он созывается чаще.

     В странах  неконтинентального  права (Франции)  различают Совет министров и   Совет   Кабинета.  Первый  из  них   -   это  министры,  заседающие  под председательством президента республики, второй -  министры, собравшиеся под руководством  премьера.  На  заседаниях Совета министров  решаются  наиболее важные  дела, второй орган обсуждает  оперативные вопросы и принимает по ним решения.

          С точки зрения  партийного  состава различаются, однако, двухпартийные, коалиционные   правительства,  правительство   меньшинства  и   беспартийное правительство.

     Однопартийное   правительство   формируется   иногда   в  дуалистических монархиях, где король выбирает министров по своему усмотрению, почти  всегда в  президентских  республиках  (в  редких  случаях, особенно  в  сложных для государства  условиях, президент  иногда  включает  в  состав  правительства несколько  представителей других  партий с  тем, чтобы  иметь более  широкую поддержку проводимых реформ).  Оно формируется в парламентарных  монархиях и  республиках, если  одна из партий  имеет  большинство  в  парламенте. Оно  - типичное  явление  в  Великобритании, Франции, Канаде Египте,  Сенегале. Оно может быть только  таковым в странах с однопартийной системой (бывший  СССР, современная Куба) [8].

     Двухпартийное   правительство создается в   парламентарных республиках   и монархиях в обстановке, когда ни одна из главных партий не имеет большинства в парламенте, но каждой из них не достает небольшого  количества депутатских мест, чтобы получить такое большинство. В этих условиях решающую роль играет позиция  третьей небольшой партии, которая  может  примкнуть  к той или иной партии и таким  образом создать  правительство большинства. Данная  ситуация типична  для  ФРГ.  Сравнительно  небольшая  центристская  партия  Свободных демократов в разное время примыкала то к Христианско-демократическому союзу, то  к  Социал-демократической  партии,  результатом чего  являлось  создание двухпартийного правительства.

     Коалиционное  правительство  создается   в  парламентарных  монархиях   и республиках,  когда  депутатские  места  в   парламенте   раздроблены  между различными партиями. При отсутствии парламентского  большинства одной партии необходимо получить вотум доверия в парламенте, а для этого нужно заручиться голосами  депутатов двух  или нескольких партий, которые имеют парламентское большинство. Такая ситуация  типична для Италии  (в последние  десятилетия), для  Японии  (с  1993 года), Бельгии, Нидерландов, где много мелких партий и практически  нет  одной  или  двух  партий,  которые  играли  бы  безусловно доминирующую роль.

     Правительство  может  быть создано  как  беспартийное.  В  данном  случае возможны  4  варианта. Во-первых:  когда  в стране  вообще нет  политических партий или они запрещены и находятся на  нелегальном положении (в абсолютных монархиях - Саудовская Аравия, Оман, Кувейт или в условиях военных режимов).

     Во-вторых, -  "деловое"  (чиновничье или  служебное) правительство,  оно создается не  лидерами партий, а чиновниками и имеет  обычно кратковременное существование.

     В-третьих,   особого   рода  беспартийное   правительство   технократов создается  обычно военными  режимами.  Сохраняя в своих  руках  политическую власть и главные рычаги управления, военные создают  кабинет профессионалов, который  обязан проводит в жизнь  выработанную ими политику  (действовали  в Аргентине, Бразилии, Нигерии).

     В-четвертых,  существует  также временное правительство  и правительство национального единства. Первое чаще всего  создается в условиях чрезвычайных ситуаций и ее  в соответствии с правилами, предусмотренными конституцией. Но иногда  оно, хотя  и  учреждается в экстремальных  условиях, образуется  как временное служебное,  беспартийное  правительство.     Правительство  национального  единства объединяет представителей наиболее крупных и влиятельных партий, представленных в парламенте [15, с.23]

Беспартийными  считаются  правительства  в   некоторых  постсоциалистических странах, если президент является беспартийным (Россия, Беларусь).

Подводя итог рассмотрению данного подраздела можно сказать  что, правительство — это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране. Существуют различные наименования правительств: совет, кабинет министров, правительство- совет министров, федеральное или национальное правительство. Положение  и  роль правительства  в  разных государствах неодинаковы. В странах,  где имеет место влияние англосаксонской системы права, различаются правительство и кабинет. В странах неконтинентального  права (Франции) различают Совет министров и   Совет   Кабинета. С точки зрения  партийного  состава различаются, однако, двухпартийные, коалиционные   правительства,  правительство   меньшинства  и   беспартийное правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Способы формирования  правительств

 

 

 Способ формирования  правительства зависит от формы  правления и относится к числу  конституционно-правовых процедур.  По сути дела, универсальным способом  формирования правительства служит  назначение. Сначала назначается  глава правительства. Затем, как  правило, глава правительства  формирует или участвует в  формировании состава правительства.  Способ формирования правительства  обуславливает ответственность  перед соответствующим органом.

Информация о работе Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции