Создание коллаборативной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат

Описание работы

Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.

Файлы: 1 файл

Создание коллаборативной среды.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Достоинства групповой  организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять  другим формам.

ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ МЕНЯЕТ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ. ОН НЕ ПЕРЕДАЕТ ЗНАНИЯ В ГОТОВОМ ВИДЕ, ЯВЛЯЕТСЯ ОРГАНИЗАТОРОМ  И РЕЖИССЕРОМ УРОКА, СОУЧАСТНИКОМ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ СВОДЯТСЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ:

  • объяснение цели предстоящей работы;
  • комплектование групп;
  • комментарий к заданиям для групп;
  • контроль за ходом групповой работы;
  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

АДРЕСНАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА:

  • опыт организации групповой формы деятельности универсален для всех предметов, любого цикла;
  • возможность использования опыта в различных возрастных коллективах, с учетом возможностей и потребностей учащихся;
  • творческий подход учителя к организации групповой деятельности делает эту форму интересной, доступной, дающей самую важную основу для развития личности через общение, сотрудничество.

Групповая форма  деятельности на занятиях привносит  новизну в организацию традиционного  процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между  учителем и группой учащихся, учащихся между собой.

Потенциал групповой  работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.

И чем чаще все  мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили  детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.

«Плохой учитель  преподает истину, 
Хороший учит ее находить». 
Пусть даже не в рифму, зато очень точно 
О роли учителя – только две строчки.

2. Привитие интереса  к географии через нестандартные  формы обучения

 

Замечательный советский  учёный В.А.Сухомлинский писал: “Страшная опасность – безделье за партой, безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере-мысли, т.е. на уроке”

Нет смысла доказывать правоту этих слов. Обязанность учителя  на каждом уроке организовать деятельность ученика, создать условия для  его развития.

Один из факторов активизации учебной познавательной деятельности учащихся – разнообразие форм организации обучения. Нетрадиционные организационные формы оживляют процесс обучения географии, способствуют повышению качества знаний, умений и навыков, развитию личности учащихся.

Формы нестандартных  уроков разнообразны – это уроки-ярмарки  в 8-10-х классах, пресс-конференции  и “телемосты”, уроки-соревнования, уроки по внеклассному чтению, игры на местности и т.п.

Игра – особо  организованное занятие, требующее  напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что  сказать, как выиграть? Желание решить эти задачи обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребёнка – игра, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже “слабым” ученикам. Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, в кружках, семинарах, их можно предложить в качестве домашнего задания. Игры в зависимости от целей, содержания, места в учебном процессе, занимают время от 5-10 минут до 45 минут. Как показывает опыт, проведение игр свыше 45 минут отрицательно сказывается на интересе к игровой и познавательной деятельности; снижается интерес, появляется утомление. Эффективность проведения игр зависит от соблюдения ряда условий:

а/ чётко продуманной  цели игры, 
б/ осуществление мотивации игровой деятельности, 
в/ чёткой организации подготовки, проведения игры и подведения итогов, 
г/сочетание самостоятельной групповой, индивидуальной или фронтальной работы в процессе игры, 
д/ осуществления постановки познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, 
е/ организации дискуссии.

Приложение 1 «Игровые технологии на уроках географии»

Список использованной литературы

  1. Сергеев , И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. –  М.: АРКТИ, 2004
  2. Овчарова , Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: Сфера, 2002
  3. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – Самара.: Учебная литература, 2005
  4. Кулинич , Г. Г. Учить играя / Г. Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009
  5. Якиманская , И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 1996

Лункина Елена Вячеславовна,

Организация групповой работы учащихся на уроках физики

Обновлено 29.03.2012 04:37Автор: Башенькина Элеонора Николаевна27.03.2012 15:46

 

Башенькина Элеонора Николаевна 
  
Деятельность ученика на уроке всегда подчинена главной задаче урока – усвоению основных элементов знаний. Активная работа школьников определяется через формы и средства их деятельности. Поэтому, обучение нужно строить так, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, был активным участником их реализации. Групповая работа – хороший способ дать ученику проявить себя, показать свои знания. При работе в группах, обсуждая заданную тему друг с другом, высказывая свое мнение, доказывая свою точку зрения ребята чувствуют себя более свободно, чем при обсуждении той же темы с учителем. В последнем случае они просто принимают точку зрения преподавателя. В данной работе приведены возможные варианты коллективной и групповой деятельности учащихся. Можно выделить три категории групповой работы: 
1.                  общеклассная работа (класс – это тоже группа учеников); 
2.                  работа в малых группах (3 – 5) человек; 
3.                  работа в парах. 
Ту или иную форму работы учеников удобнее всего рассматривать на примерах, поэтому я возьму некоторые случаи из своей практики и проанализирую их. 
  
ОБЩЕКЛАССНАЯ РАБОТА. Класс – это коллектив учеников. Члены любого коллектива могут быть объединены общим интересом, а могут только общим местоположением. Задача учителя дать ребятам почувствовать необходимость друг в друге, возможность поддержать друг друга. С одной стороны это повышает эффективность учебного процесса, а с другой стороны помогает сплочению классного коллектива (это я пишу уже как классный руководитель). 
  
Беседа.Одна из форм общеклассной работы – это беседа. Данный способ, удобнее всего применять при изучении нового материала. В этом случае учитель выполняет направляющую или корректирующую функцию, а основные положения и определения учащиеся формулируют сами, опираясь на свой жизненный опыт или просто здравый смысл. В ходе традиционного урока учитель значительную часть времени посвящает изложению материала – ученики в это время являются просто пассивными слушателями. На полноценное закрепление времени на уроке, как правило, не хватает. Оно переносится на домашнее задание, которое (скажем честно) выполняют не все ученики. В ходе беседы изложение материала и его закрепление сливаются воедино. Ребята не просто пассивно слушают рассказ, а активно добывают новые знания под руководством учителя. Кроме того, высказывая свои предположения и делая выводы по тому или иному вопросу, ученики в данном случае не боятся получить двойку, поэтому говорят свободно. Однако, всем учителям, наверное, знакома и такая ситуация, когда ребенок, желая показать свои знания и опасаясь, что правильный ответ даст кто-нибудь другой, выкрикивает ответ с места, нарушая дисциплину и мешая одноклассникам. Чтобы избежать этого и создать необходимую рабочую обстановку на уроке нужно придерживаться нескольких правил:

·   обязательно предоставить возможность высказаться всем ученикам – ребята должны знать, что их выслушают; 
·    спрашивать только тех учеников, которые подняли руку (речь идет о беседе при изучении новой темы, а не об опросе); 
·     ученик может высказать любое свое предположение по тому или иному вопросу и иметь возможность обосновать его, даже если предположение неправильное; 
·      необходимо поощрять учеников, поддерживать в классе «ситуацию успеха»; 
·    особо отличившимся при обсуждении темы ставить в конце урока хорошие оценки или дать им «бонус», который будет учтен в дальнейшем; 
·      в любом классе всегда есть группа «малоактивных» учеников, которые или стесняются высказывать вслух свои мысли или просто не хотят; необходимо побудить их к действию вопросами типа: «Вова, а как ты считаешь…», «Марина, а согласна ли ты с Олегом?», «Саша, а что будет если…», и т.п.

Рассмотримпример - отрывок урока в 7 классе «Сила трения». Хочу сразу подчеркнуть, что большое значение и большую помощь в проведении урока оказывает возможность использовать презентацию. 
Урок начинается с того что на экране демонстрируются слайды, на которых изображены примеры проявления силы трения - ребята сами называют тему урока. Определение силы трения тоже дают ученики после появления на доске схемы, на которой изображено движущееся тело и указано направление силы трения. 
Если они затрудняются сразу дать определение, можно предложить им наводящие вопросы: «В каких ситуациях возникает сила?», «Каково направление силы?»… Ребята должны почувствовать, что сами способны разобраться в ситуации. Необходимо поддержать в них чувство собственной значимости – это во много раз повысит эффективность урока. 
Беседа возможна и как способ опроса. Тут есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, в процесс вовлечены все ученики класса, а не только те, кого вызвали пересказать материал параграфа или решить задачу. Исчезает ситуация, когда учитель, работая с одним учеником, оставляет без внимания остальных. (Вспомните, как затихает класс, когда учитель со словами «К доске пойдет…» склоняется над журналом, и какой вздох облегчения прокатывается по классу, когда «жертва» названа.) С другой стороны, ответы учеников зачастую сводятся к двум-трем предложениям. Однако, это все-таки лучше тестов. Кроме того, нельзя лишать ребят возможности думать, сопоставлять факты, делать выводы. Поэтому, помимо вопросов «Как называется…?», «Чему равно…?», «Что такое…?», необходимо использовать вопросы  «Что случится, если…?», «Почему … происходит так, а не иначе?», «В чем сходство и различие между…?». Варианты беседы могут быть самыми разными. От самого простого: вопрос – ответ, до проблемных дискуссий. Если учитель решил провести опрос изученного материала в виде той или иной формы беседы, то для того, чтобы диалог получился ему необходимо учесть как возрастные особенности учеников, так и специфические особенности данного конкретного класса: сильные или слабые в нем ученики, каковы их взаимоотношения между собой, насколько они активны. Когда ученик знает, что от него хотят, ему проще отвечать на вопрос, больше доверия к учителю. А доверие и взаимопонимание учителя и ученика – это основа доброжелательной и рабочей обстановки на уроке. 
  
Игра - еще одна форма коллективной работы. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Следует помнить, что организуя игру на уроке, необходимо избежать двух крайностей: она не должна превратится в простое развлечение и не должна стать скучным способом зарабатывания оценки. 
Существуют определенные требования к организации игр в процессе обучения. 1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся. 2. Игра должна вызывать у учащихся только положительные эмоции. 3. В игре должен присутствовать элемент соревнования между командами или отдельными участниками. 4. 
Игра должна учитывать возрастные особенности учащихся. Игры можно разделить на командные (например, игра «Что? Где? Когда?»), индивидуальные (физическое лото, морской бой), ролевые («суды» над инерцией, трением, сопротивлением, пресс-конференции). Организуя игру «Что? Где? Когда?» я заранее назначаю сроки, прошу ребят самостоятельно разбиться на команды, составить вопросы для команд-соперниц. Принимаются так же вопросы, составленные учениками других классов. Возможность задать вопрос для команды другого класса не только заставляет учеников повторить или изучить тот или иной материал – у команд появляются болельщики, что повышает заинтересованность в победе. Ролевые игры требуют предварительной подготовки. Очень важно правильно распределить роли между учениками. Если класс состоит из сильных и активных учеников, то можно просто провести жеребьевку. Если же класс разнородный, а чаще всего бывает именно так, учителю необходимо продумать, кому и какую роль поручить. Нельзя заставить ученика принять участие в той или иной игре, надо дать ему понять, что и учитель и другие ученики заинтересованы в нем. При составлении команд необходимо учитывать взаимоотношения учеников и не допускать ситуаций, в которых ребята ссорятся из-за проигрыша. Учителю надо создать обстановку дружеского соревнования, а для этого, конечно, необходимо знать особенности класса. 
  
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ может быть использована как при изучении нового материала, так и при закреплении уже пройденного. Кроме того, ребята могут объединить  свои силы при выполнении домашнего задания или какой-либо творческой работы. При организации работы в группах особое внимание надо уделять их формированию. Ученики могут сами формировать состав своей группы (группа по желанию), но в данном случае группы обычно различаются по своей силе. Формирование групп можно провести и случайным образом: жеребьевка, номер в списке класса, место за партой… Однако, при таком делении возможны психологические конфликты внутри группы, поэтому «случай» должен быть подготовлен заранее. Группы могут быть постоянными (при выполнении цикла работ), или временными (на один урок). Некоторую сложность представляет контроль работы в группах. Возможна ситуация, когда одни участники группы выполняют необходимые действия или решают поставленную задачу, а другие просто «отсиживаются». Существует несколько способов, для того, чтобы избежать этого. 
·    Учитывать характер и возможности учеников уже при делении класса на группы. (Конечно, это возможно только в том случае, если класс достаточно изучен). Нельзя составлять группы только из сильных или только из слабых учеников: в этом случае в сильной группе возникнет борьба за лидерство, а слабая может вообще не справиться с заданием. 
·      Заранее распределить роли учеников в той или иной группе: кто-то ставит опыт, кто-то делает расчет, кто-то представляет работу перед классом, объясняя полученные результаты. 
·      Наиболее эффективны группы, состоящие из 3 - 4 человек. В более многочисленных группах не обеспечивается активная работа всех ее участников. Если группа состоит из большего количества учеников, они или дублируют друг друга в своей работе или кто-то работает не в полную силу – «отсиживается», как было сказано выше. 
·       Обязать каждого члена группы предоставить письменный отчет о проведенной работе.  
·     Предложить ученикам самим выставить оценки друг другу в зависимости от вклада, который каждый внес в полученный результат.  
При изучении нового материала делить класс на группы целесообразно, если изучаемый материал содержит несколько взаимосвязанных по смыслу частей и каждая группа выполняет свою часть работы, а затем предоставляет свои результаты одноклассникам или все группы выполняют одно и тоже, а по завершении работы сверяют свои результаты и дополняют друг друга. Задача учителя – четко поставить перед группой задачу. Вот возможные варианты того, как это сделать. 
Таблица.Ученикам выдается таблица с уже обозначенными графами. Например, при изучении в 11 классе темы «Шкала электромагнитных волн», я раздаю группам следующие таблицы: 
 

Вид э.м. волн

Диапазон частот и длин волн

Источник

Особенности, свойства

Применение

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

6

         

7

         

 

  
Для заполнения этих таблиц ребята используют материалы, которые также получают на уроке, кроме этого, всегда можно  воспользоваться таблицей «Шкала электромагнитных волн» и учебником. Объем достаточно большой, поэтому уже в своей  группе ребята распределяют обязанности  – кто из них, и за какую колонку (или строку) отвечает. Результаты работы представляются в конце урока. Естественно, невозможно вместить в один урок и  самостоятельную работу учеников, и  отчет каждой группы по всей таблице. Представляя свою работу, отдельная  группа  рассматривает только одну строку. После отчета выступающей группы ее могут дополнить или исправить представитель других групп. Таким образом, в конце урока у каждого ученика имеется достаточно полное представление о видах электромагнитных волн. 
Практическая работа.Иногда целесообразно попросить ребят провести опыты по исследованию некоторых зависимостей. В этом случае каждой группе необходимо предоставить четкую последовательность действий. Например, на уроке в 7 классе по теме «Сила трения», я предложила учащимся самостоятельно выяснить от каких факторов и как зависит сила трения. Для этого я разделила класс на 4 группы. (Я работаю в частной школе, где в классе 14 человек, поэтому в группах было по 3 – 4 человека. В обычном классе можно выделить 8 групп.) Каждая группа получила необходимое оборудование: деревянные бруски, динамометры, наборы грузов и задание на раздаточных листах. Первая группа проверяла, как меняется сила трения в зависимости от прижимающей силы, вторая - выясняла, как зависит сила трения от вида соприкасающихся поверхностей. третья - исследовала зависимость силы трения от факта скольжения или качения: они могли поставить брусок на колеса или снять эти колеса. Четвертая группа проверяла, как зависит сила трения от площади соприкасающихся поверхностей. Свои результаты ребята заносили в специальные бланки, которые получили вместе с оборудованием. Вся работа заняла около 7 минут. После завершения практической части, представитель от каждой группы отчитался перед классом о полученных результатах. 
Решение задач.Я хочу обратить внимание на то, что ребята могут не только решать задачи, но и составлять их: это с одной стороны требует знания материала, а с другой стороны повышает интерес учащихся. Каждая группа, составив и решив свою задачу (они должны проверить: решаема ли она, реальный ли получается результат), предлагает решить ее другим группам, и оценивает их работу. Ученикам очень важно знать, что их работа (например, составленная задача) окажется полезной не только их группе, но и одноклассникам и учителю (я всегда использую составленные учениками задачи и в данном классе, и в параллельных классах). 
  
РАБОТА В ПАРАХ. Как правило, ученики сидят за партами парами, так что деление класса уже проведено. Однако при составлении пар можно руководствоваться не только этим принципом. Я думаю, целесообразно составлять пары из сильного и слабого ученика. Таким образом, сильный ученик, играя роль наставника и объясняя материал своему «напарнику», с одной стороны помогает ему, а, с другой стороны, еще раз повторяет тему. Говорят, человек лучше всего понимает что-либо, если сам объяснит это другому. Пары на уроках физики используется в основном при выполнении лабораторных работ, но возможны и другие варианты. 
Тесты.При работе с тестами я тоже использую возможность работы в парах. Выглядит это следующим образом. Сначала ученики работают индивидуально: каждый со своим вариантом тестовой работы. Время работы зависит от объема теста. Затем пары обмениваются своими работами - этап взаимной проверки. После этого начинается этап обсуждения - если ребята нашли друг у друга ошибку (или считают, что ответ напарника неверный) они доказывают друг другу свою точку зрения. Данный способ работы с тестами является, по моему мнению, более эффективным, чем просто ответы на вопросы. Этап обсуждения позволяет учащимся обосновать свое  мнение, доказать его правильность или найти свою ошибку.  Это дает возможность еще раз продумать тему, лучше усвоить материал уже на этапе его проверки. 
Решение задачтоже возможно в парах. В процессе решения ученики обсуждают его между собой, что так же спосбствует улучшению качества знаний. 
Доклады.Когда я прошу ребят подготовить доклад к такому-то уроку по заданной теме, я предпочитаю, чтобы они готовили доклады не индивидуально, а в парах. При составлении доклада (и презентации к нему) ребята договариваются, какой материал использовать, о чем рассказать, что можно опустить, что важно, а что – не очень. При работе в паре, при возможности обсудить что-то, выслушать альтернативное мнение, высказать свое развивается способность анализировать материал, выделять в нем главное. Если ученик готовит доклад самостоятельно, зачастую он просто скачивает текст из Интернета, а потом озвучивает этот текст. 
В своей работе учитель обязан использовать различные формы организации деятельности ученика, иначе уменьшается возможность для развития умений и навыков ребенка. Ему остается только быть послушным и исполнительным учеником. 
  
  
  
Литература: 
1.    Ерунова Л.И., «Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения», Москва, «Просвещение», 1988. 
2.     Ланина И.Я., «100 игр по физике», Москва, «Просвещение», 1995. 
3.  Смирнова Н.А., «Развитие форм организации обучения в педагогической теории и практике», Псков, ПГПИ, 2004. 
4.  Сивиринова И.А., Горнакова Н.В., «Организация групповой деятельности учащихся», статья в ИД ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ.

Информация о работе Создание коллаборативной среды