Создание коллаборативной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат

Описание работы

Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.

Файлы: 1 файл

Создание коллаборативной среды.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Третьим условием создания на уроке  среды взаимодействия учителя и  ученика является организация образовательного процесса.

На уроке выстраивается определенная схема взаимоотношений, и во многом от качества этих взаимоотношений и  определяется эффективность самого урока. Ученик, в большинстве своем, не стремиться к усвоению материала, он, совершенно естественно предпочитая  расслабление напряжению, выстраивает  определенную психологическую защиту против всего того, что происходит на уроке. Ребенок уже до звонка настроил свою психологическую программу  таким образом, чтобы всячески защищаться от возможной агрессии как со стороны учителя, так и со стороны учебного материала. Настроенная программа довольно эффективно работает, определяя ту или иную форму защиты: например, ученик замыкается на себе, невольно отключая любые источники поступления информации, или ведет себя вызывающе на уроке, пытаясь таким образом переиграть учителя в агрессии. Предугадывая у данного учителя агрессию, ребенок атакует первым, пытаясь защититься.

Что учитель бывает агрессивным  по отношению к ребенку – это  понятно: он спрашивает, обращается исключительно  в форме повелительного наклонения, ставит оценки, заставляет выполнять  задания и упражнения. Ученик в  такой ситуации чувствует дискомфорт, который, соединяясь с печальным  опытом ребенка, способствует развития негативного восприятия урока как  формы работы в целом. Но агрессивен не только учитель. Агрессивен и материал, с которым сталкивается школьник. Изучение практически любой учебной  дисциплины требует сосредоточенности, концентрации внимания, хорошей памяти, способности логически мыслить  и прочих других необходимых условий. А что делать, если некоторые из условий ученик не может выполнить  по своим психофизиологическим особенностям, связанным с его развитием, воспитанием, положением в семье? Вот тогда-то учебный материал, напрягающий ребенка  своею сложностью, и становится агрессором. Методично выстроенный в учебную  программу, он активно атакует неспособного к сопротивлению ребенка, постепенно давит его, и в результате мы имеем  и школьные неврозы, и прогулы, и  отказ от учебной деятельности.

Подружить школьника с уроком –  задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательные результаты открываются  не сразу: негативу ребенок все-таки долго и упорно сопротивляется. Главное  в педагогике последовательность и  терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.

Именно конкретный педагог определяет в сознании ребенка образ преподносимого им предмета на многие годы, а нередко  и на всю жизнь.

Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные  обращения к ученикам, перемещения  по классу – все это составляет актерское мастерство учителя. Неожиданные  ходы на уроке действуют на ребенка  сильнее угроз, крика, двоек. Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребенок хочет все время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному.

На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу  работы и праздника.Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности - создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а придя на урок, работал.И вся работа учителя должна быть направлена на это.Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности – словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

Ш.А.Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения – уроки именинникам.В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь. Надо понимать, что важна не столько форма и не содержание урока, а степень доверия ребенка учителю и учителя ребенку и культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка – не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

В завершение хотелось бы сказать  всем учителям: «Так дарите же своим  ученикам подарки – дарите ученикам свои уроки! Чем чаще вы будете делать подарки ему, тем больше будете получать отдачи в ответ».

Что есть коллаборативное обучение? 
Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении - 
"Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая 
общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели. 
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее.

 

работать вместе" можно  по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их, или хвастаться выполненным. 
А можно вместе поставить цель - задачи, составить план и разделить задачи между собой. Чтобы потом выполнять каждый свою часть работы…

Вот можно оттолкнуться от взгляда Вадима Лузянина (Омск ГТУ). Уточнение по по терминологии. 
В теории и практике обучения сосуществуют два термина: коллаборативное и кооперативное обучение.

  • Коллаборативное имеет основой социальный конструктивизм.
  • Кооперативное имеет оппозицией индивидуальное. При этом сохраняется традиционная роль преподавателя. Он даёт задание, делит студентов на учебные подгруппы, осуществляет руководство (мониторинг) совместной учебной деятельностью и оценивает. Знания и ответы, которые должна получить группа преподавателю заранее известны.
  • В случае коллаборативного обучения знания заранее не известны и появляются в результате совместных усилий и членов подгруппы и преподавателя. Имеет место быть исследование, дебаты, достижение совместного согласия. Преподаватель работает как один из равноправных членов подгруппы, не определяющий единолично её динамику.

Таким образом авторство и контроль это те параметры по которым колаборативное и кооперативное виды обучения различаются. Коллаборативный вид хорошо сочетается с работой над плохо структурированной проблемой, подразумевает более зрелых обучающихся.

За коллаборативным и кооперативным обучением стоят разные педагогические технологии. 
В случае кооперативного царит гармония и взаимная поддержка для нахождения решения. 
Инакомыслие и конкуренция поощряются в коллаборативном.

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействиимежду обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки и т. п. 
На первый взгляд, тренинг попадает под определение коллаборативного обучения, т. к. в нем идет тесное взаимодействие. Различие кроется в длительности обучения — коллаборативное более растянуто во времени, кроме этого участники имеютпостоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем.

Перечисленные признаки не выделяют КоллаБучение от группового, парного и других. Кроме того сюда же припутывают "проекты групповые, разработки и т.п." - это РАБОТЫ, где несомненно тоже есть обучение, но лишь как вспомогательная функция!!!

3. Повышение Эффективности  требует именно смены принципов! Переход от одной системы к другой, НОВОЙ происходит через смену принципов: 
- паровоз - тепловоз - электровоз - … 
- БЭСМ 6 - ЕС 1022 - настольный компьютер - персональный компьютер - наладонный компьютер - Айфон как универсальная машинка связи и обработки информации.

4. Вывод: коллабучение равно как и его аналоги есть лишь тыки, пробы, за которыми стоит Потребность в 
повышении Эффективности Обучения персонала. Это все "квазиновации", роль которых в том, чтобы вырвать деньги на новую пробу, новую попытку…

Следовательно, "коллаборативное обучение" есть "набор педагогических принципов и 
способов" организации научения.

Ключевые слова - обучение (научение), групповая и совместная работа, цели работы, роли участников, ресурсы (бюджет) работы, штрафы и премии участникам, учет работы участников

Нерешенные или важные, или спорные вопросы - количество участников в группе (управляемость), начальное состояние участников (разрывы равенства знаний), управление процессом (вмешательство?), размер и формат штрафов и премий, критерий результативности работы (коллективный, индивидуальный), управление бюджетом

Что значит «работают вместе, в группе»?

Временно? Постоянно? Случайно? 
Член группы? Наблюдатель? Генератор? Секретарь? 
Лидер группы? Явный? Неявный? Избранный группой?

ВГ 24.09.2011: "работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их, или хвастаться выполненным. 
А можно вместе поставить цель - задачи, составить план и разделить задачи между собой. Чтобы потом выполнять каждый свою часть работы…

О.Лавров 25.09.2011: Запутаный вопрос. Задумался и пишу пока на бумаге :) 
В.Гальетов 26.09.2011: 
Да, поскольку форм "работы вместе" много, здесь можно нарисовать, например, морфологическую таблицу. 
Для начала попробуем начать с группы 2 человека. 
Возможные формы работы (мозговой штурм): 
- согласованная - несогласованная (по процессу, по целям); 
- оба активны - один активен, другой пассивен 
- активный ставит цели - пассивный исполняет 
Есть ли еще какие то формы?

Что есть «общая учебная задача»?

Общая на время? Навсегда? Здесь и сейчас? 
Учебная? Поставленная извне? Поставленная группой? Теоретическая? 
Практическая? Технологическая? Абстрактная? Жизненная?

ВГ 24.09.2011: под "общей" УЗ можно понимать либо УЗ поставленную учителем группе, либо группой выдвинутую УЗ. 
Например "изучить параграф учебника"…

Что есть «достижение»?

Критерий достижения? Всеми? Одним членом? Полностью? Частично? 
Достигли то? Достигли другое? Достигли несколько? Достигли того, 
к чему и не стремились?

ВГ 24.09.2011: "Достижение" есть результат выше запланированного нами либо учителем.

Что есть «единая образовательная цель»?

Единая? Для всех? Для части? Всеми однозначно понимаемая? Всеми 
равно принимаемая? 
Образовательная? Или учебная? Езда на велосипеде — задача для 
всех или для одного? Образование равно обучению? Научению?

ВГ 24.09.2011: опять  же надо понять: Что входит в Систему  Обучающую? 
Обычно про единое говорят, когда возможно "разное - различное". 
Например: поставлена единая цель: "научить 1 класс читать" двумя учительницами. 
А способы выбраны разные. Тогда можно обсуждать эффективность способов обучения. 
Если они готовы к сотрудничеству…

Что есть Цель?

Принимаемая? Внешняя? Внутренняя? Объявленная вербально или 
понимаемая субъективно? Подсознантельно? 
Одинаково всеми членами?

Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Коллаборативное обучение включает такие форматы как групповые проекты, совместные разработки и т. п.

На первый взгляд, тренинг попадает под определение коллаборативного обучения, т. к. в нем идет тесное взаимодействие. Различие кроется в длительности обучения — коллаборативное более растянуто во времени, кроме этого участники имеют постоянный доступ к общению друг с другом и преподавателем

 

 

«Совершенствование  подходов  
к конструированию и содержанию компетентностно-ориентированных уроков». 
 
 
Репетухас Елена Владимировна - 
зам УВР, учитель русского языка 
и литературы.  
КГУ « Приозерная средняя школа отдела образования  акимата Алтынсаринского района» Костанайская область

2012-2013гг 
Для того, чтобы быть современным, нужно научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ. 
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.  Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. 
В период перехода на новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок - это, прежде всего, компетентностно - ориентированный.  
Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, дискуссионная технология, кейс-технология (ситуационный семинар, решение ситуационных задач.  
Этот метод представляет собой описание конкретной ситуации,  требующей практического разрешения), любые виды проектной деятельности, прежде всего- исследовательские и практико-ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др.   
Наша задача, создать условия для успешной самореализации выпускников. Ведь в ближайшем будущем им предстоит без нашей помощи реализовывать себя.  
Компетентностный подход в подготовке будущих специалистов позволяет сформировать такие способности и умения как:  
•    конкурентоспособность; 
•    уметь использовать знания по смежной специальности; 
•    уметь на научной основе организовывать свой труд; 
•    уметь использовать современные информационные технологии. 
Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. И  именно он в современных условиях  является одной из гарантий качества образования. 
Уже год в Казахстане проходят курсы повышении  квалификации педагогических работников РКпо международной обучеющей программе,разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа «(НИШ,Казахстан и Кембриджским университетом(Великобритания), ожидаемыми результатами  которых является сформированность  у учеников навыков обучения тому, как учиться, как обучаться, как следствие становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.  Почему именно эти курсы для учителей связаны, прежде всего, с совершенствованием подходов к конструированию и содержанию компетентностно-ориентированных уроков? А потому, что в основу программы курсов, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на  утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников.  Я успешно прошла трехмесячные курсы и хочу поделиться  с коллегами немного о том, что изучают эти курсы, как можно построить урок,чтобы ученикам было интересно на него идти. 
Проводя традиционный  урок учитель был актером, который сам старался рассказать  и показать, что знает ,но по современным требованиям ведения урока учитель должен являться только  режиссером, т.е.управлять обучением учеников, наблюдая и анализируя учебный процесс, за изменениями, которые происходят в учениках. 
Хочу познакомить всех присутствующих с семью модулями программы, которые  направлены на формирование компетентной и образовательной личности учащихся. Как применять их на уроках идеи семи модулей?  
 
1модуль. Новые подходы  в преподавании и обучении включает в себя:  
А)диалоговое обучение и обучение тому, как учиться.  
Диалог учеников друг с другом, диалог ученика и учителя по определенной теме действительно позволяет ученикам выражать свое понимание темы урока, а также развивает речь учащегося. На каждом уроке должен присутствовать диалог или беседа. 
В)Работа в малых группах, тройках, парах 
-деление на группы; 
-совместная работа групп - изучение материала, подготовка кластеров, выступлений; 
-защита своих работ. 
С)Создание коллаборативной среды в классе. 
Если раньше мы применяли физминутки в середине урока, то и в начале урока учитель должен создать атмосферу сотрудничества(тренинги). 
 
2 модуль. Обучение критическому мышлению. 
Критическое мышление предполагает умение рассуждать и размышлять. Учащиеся должны, осмыслено анализировать, синтезировать информацию путем наблюдения, опыта, размышления и рассуждения. Для того чтобы ребята говорили, рассуждали, анализировали нужно включить такие формы работы как 
- дебаты разных форматов от школьного уровня до политических,  
-ролевые игры;  
-круглый стол; 
-составление кластеров (умение воспроизвести большой объем  материала в виде кластера);  
-составление алгоритма написания правил;  
-составление синквейна;  
-составление «тонких» и «толстых» вопросов; 
- поиск и анализ  собранного материала;  
-  «мозговой штурм»;  
-постановка целей и задач урока самими учащимися; 
-работа с иллюстрациями 
-прием «Ассоциации» - запись ассоциаций и составление определения понятия ,т.е. умение выделить основные мысли, вывести общее определение 
-таблица ЗХУ  -вопросы ,которые хотят раскрыть в процессе изучения темы урока, умение ставить вопросы. 
-написание эссе - умение грамотно излагать свои мысли на бумаге 
-прием «горячий стул» - развитие навыка излагать свои знания и мысли перед аудиторией 
– рефлексия учащихся(в конце урока) – самоанализ  своей деятельности, кратко излагают ,что делали во время урока 
Такие формы обучения способствуют повышению мотивации на уроке, рождению дискуссии, аргументированной речи, выработке программ решения обсуждаемой проблемы. Анализируя практическое применение теоретических основ модуля можно сделать вывод о том, что критическое мышление способствует развитию мотивированной, размышляющей, думающей личности учащегося. 
 
3модуль. Оценивание для обучения и оценивание обучения  
-взаимооценка,  
-самооценка,  
-критериальное оценивание, при котором ученики сами могут составлять критерии 
-формативное оценивание,; 
-оценочные листы; 
-анкетирование (плюсы,минусы урока,что удалось самим учеником на уроке) 
-стикеры с плюсами и минусами урока 
 
4модуль. Использование ИКТ в преподавании и обучении  
является помощником для учителя в организации процесса обучения, экономит время педагогов, качественно помогает отобразить документы своей деятельности.  -функция интерактивной доски на всех этапах урока. 
-использование  электронных тестеров с уже готовыми  критериями,  
-интерактивные физминутки для создания коллаборативной среды. 
-использование электронного учебника на уроке,  
-интернет-ресурсы. 
-просмотр презентации 
-составление учащимися презентации(одаренные, Д/з) 
 
5.Обучение талантливых и одаренных детей Составление планирования в   отношении талантливых и одаренных детей задача намного сложнее, она требует от учителя более тщательной подготовки. Поэтому задания на уроках  должны быть  дифференцированные, а также опережающие и поисковые задания.  Учитель может создать группу  сильных  учащихся на уроке  и дать им выполнить задание творческого характера  и т.д. 
 
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями  учеников. Хотя мы и проводит уроки в классах,где возрастные особенности детей почти одинаковы, но  интеллектуальные способности у ребят могут быть на разных уровнях. К составлению заданий в каждом классе нужно подходить  дифференцировано, вопросы делить  по уровням от простых  к сложным, что предоставляет возможность  ученикам выполнить задания порогового уровня и попытаться преодолеть свой порог,  выполнив задания более сложного порядка. Учитель должен применять формы работы на уроке в соответствии с возрастными особенностями учащихся. 
 
7.Управление и лидерство в обучении. Многие исследователи рассматривают учителя как лидера в совершенствовании работы, а не просто исследователя. Действительно управлять процессом обучения  это сложная задача, с которой не все учителя могут справиться. В этом вопросе нужно вырабатывать стратегию. На проведенных уроках я прослеживала лидерство и управление процессом и у своих учеников. Работая в группе, участвуя в круглом столе, можно было наблюдать, как некоторые ученики брали на себя роль лидера организатора, к ним прислушивались и с ними советовались, они становились генераторами деятельности в классе. Также и моя позиция к управлению процессом играла немаловажную роль, важно учитывать, что учитель при любых обстоятельствах должен контролировать учебный процесс, он должен оставаться лидером. Но и ученик   на уроке должен стремиться быть лидером . 
Что же удается учителю при интеграции семи модулей в уроки? Самое главное ,что учитель  может создать атмосферу сотрудничества и вовлечь в активное участие, в собственное обучение учеников, а также обеспечить эффективную обратную связь между учеником и  им самим. 
Ведь обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия,  является успешным учеником. А этот  успех  зависит от учителя, который должен помочь ученику стать всесторонней развитой личностью.   
Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования в будущем.

Информация о работе Создание коллаборативной среды