Создание коллаборативной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат

Описание работы

Цитата из дискуссий на ресурсе www.e-learning.by о коллаборативном обучении "Подход к обучению, в котором учащиеся работают вместе, в группе, решая общие учебные задачи для достижения единой образовательной цели.
Чтобы осознать смысл цитаты хочется понять нижеследующее :работать вместе" можно по разному. Например, можно вместе выполнять ОДНО ЗАДАНИЕ, а потом сравнивать результаты или анализировать их.

Файлы: 1 файл

Создание коллаборативной среды.docx

— 95.00 Кб (Скачать файл)

А если о коллаборативном обучении: 
- Никто в нашей постстоветской территории им серьезно не занимается в компаниях, хотя в эту сторону есть интереснейшие локальные находки во многих компаниях и у некоторых вендоров 
- Из обезьянничанья перед Западом или от осознания в его необходимости, это обучение все равно будет ведущим. 
- Удачный курс (электронный или бумажный, а также горловой), даже если он монологичен по форме тогда обречен на успех, когда де факто обеспечивает 
1. активную познавательную работу в голове учащихся 
2. дает импульс индивидуальному или групповому поиску в смысле поиску способов применения знаний - 
то есть содержит в себе потенциал коллаборатива. 
 
ЗЫ. А наезды на LMS — фишка не по существу, а ма

«Совершенствование  подходов  
к конструированию и содержанию компетентностно-ориентированных уроков». 
 
 
Репетухас Елена Владимировна - 
зам УВР, учитель русского языка 
и литературы.  
КГУ « Приозерная средняя школа отдела образования  акимата Алтынсаринского района» Костанайская область

2012-2013гг 
Для того, чтобы быть современным, нужно научиться: СОСУЩЕСТВОВАТЬ, УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ, ЖИТЬ. 
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. По подсчетам специалистов компании IBM, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры. Конкурентоспособность на таком рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Дети, которые пришли в первый класс в начале тысячелетия, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.  Соответственно, принципиально меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. 
В период перехода на новые ценностные педагогические ориентиры урок остается ключевой формой организации образовательного процесса. В отличие от урока традиционного, урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок - это, прежде всего, компетентностно - ориентированный.  
Развитию компетенций на уроке способствует применение современных педагогических технологий. Технологий, обеспечивающих формирование компетенций на уроке достаточно много: технология критического мышления, дискуссионная технология, кейс-технология (ситуационный семинар, решение ситуационных задач.  
Этот метод представляет собой описание конкретной ситуации,  требующей практического разрешения), любые виды проектной деятельности, прежде всего- исследовательские и практико-ориентированные проекты. Практические работы поискового и исследовательского характера, имеющие жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) контекст, задания с ограничением по времени, в том числе мини-проекты, реализуемые в рамках урока, коллективная и индивидуальная мыследеятельность, ИКТ и др.   
Наша задача, создать условия для успешной самореализации выпускников. Ведь в ближайшем будущем им предстоит без нашей помощи реализовывать себя.  
Компетентностный подход в подготовке будущих специалистов позволяет сформировать такие способности и умения как:  
•    конкурентоспособность; 
•    уметь использовать знания по смежной специальности; 
•    уметь на научной основе организовывать свой труд; 
•    уметь использовать современные информационные технологии. 
Компетентностный подход, конечно, требует совершенствования образовательных технологий. И  именно он в современных условиях  является одной из гарантий качества образования. 
Уже год в Казахстане проходят курсы повышении  квалификации педагогических работников РКпо международной обучеющей программе,разработанной АОО «Назарбаев Интеллектуальная школа «(НИШ,Казахстан и Кембриджским университетом(Великобритания), ожидаемыми результатами  которых является сформированность  у учеников навыков обучения тому, как учиться, как обучаться, как следствие становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.  Почему именно эти курсы для учителей связаны, прежде всего, с совершенствованием подходов к конструированию и содержанию компетентностно-ориентированных уроков? А потому, что в основу программы курсов, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения, которая базируется на  утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, от сверстников, из учебников.  Я успешно прошла трехмесячные курсы и хочу поделиться  с коллегами немного о том, что изучают эти курсы, как можно построить урок,чтобы ученикам было интересно на него идти. 
Проводя традиционный  урок учитель был актером, который сам старался рассказать  и показать, что знает ,но по современным требованиям ведения урока учитель должен являться только  режиссером, т.е.управлять обучением учеников, наблюдая и анализируя учебный процесс, за изменениями, которые происходят в учениках. 
Хочу познакомить всех присутствующих с семью модулями программы, которые  направлены на формирование компетентной и образовательной личности учащихся. Как применять их на уроках идеи семи модулей?  
 
1модуль. Новые подходы  в преподавании и обучении включает в себя:  
А)диалоговое обучение и обучение тому, как учиться.  
Диалог учеников друг с другом, диалог ученика и учителя по определенной теме действительно позволяет ученикам выражать свое понимание темы урока, а также развивает речь учащегося. На каждом уроке должен присутствовать диалог или беседа. 
В)Работа в малых группах, тройках, парах 
-деление на группы; 
-совместная работа групп - изучение материала, подготовка кластеров, выступлений; 
-защита своих работ. 
С)Создание коллаборативной среды в классе. 
Если раньше мы применяли физминутки в середине урока, то и в начале урока учитель должен создать атмосферу сотрудничества(тренинги). 
 
2 модуль. Обучение критическому мышлению. 
Критическое мышление предполагает умение рассуждать и размышлять. Учащиеся должны, осмыслено анализировать, синтезировать информацию путем наблюдения, опыта, размышления и рассуждения. Для того чтобы ребята говорили, рассуждали, анализировали нужно включить такие формы работы как 
- дебаты разных форматов от школьного уровня до политических,  
-ролевые игры;  
-круглый стол; 
-составление кластеров (умение воспроизвести большой объем  материала в виде кластера);  
-составление алгоритма написания правил;  
-составление синквейна;  
-составление «тонких» и «толстых» вопросов; 
- поиск и анализ  собранного материала;  
-  «мозговой штурм»;  
-постановка целей и задач урока самими учащимися; 
-работа с иллюстрациями 
-прием «Ассоциации» - запись ассоциаций и составление определения понятия ,т.е. умение выделить основные мысли, вывести общее определение 
-таблица ЗХУ  -вопросы ,которые хотят раскрыть в процессе изучения темы урока, умение ставить вопросы. 
-написание эссе - умение грамотно излагать свои мысли на бумаге 
-прием «горячий стул» - развитие навыка излагать свои знания и мысли перед аудиторией 
– рефлексия учащихся(в конце урока) – самоанализ  своей деятельности, кратко излагают ,что делали во время урока 
Такие формы обучения способствуют повышению мотивации на уроке, рождению дискуссии, аргументированной речи, выработке программ решения обсуждаемой проблемы. Анализируя практическое применение теоретических основ модуля можно сделать вывод о том, что критическое мышление способствует развитию мотивированной, размышляющей, думающей личности учащегося. 
 
3модуль. Оценивание для обучения и оценивание обучения  
-взаимооценка,  
-самооценка,  
-критериальное оценивание, при котором ученики сами могут составлять критерии 
-формативное оценивание,; 
-оценочные листы; 
-анкетирование (плюсы,минусы урока,что удалось самим учеником на уроке) 
-стикеры с плюсами и минусами урока 
 
4модуль. Использование ИКТ в преподавании и обучении  
является помощником для учителя в организации процесса обучения, экономит время педагогов, качественно помогает отобразить документы своей деятельности.  -функция интерактивной доски на всех этапах урока. 
-использование  электронных тестеров с уже готовыми  критериями,  
-интерактивные физминутки для создания коллаборативной среды. 
-использование электронного учебника на уроке,  
-интернет-ресурсы. 
-просмотр презентации 
-составление учащимися презентации(одаренные, Д/з) 
 
5.Обучение талантливых и одаренных детей Составление планирования в   отношении талантливых и одаренных детей задача намного сложнее, она требует от учителя более тщательной подготовки. Поэтому задания на уроках  должны быть  дифференцированные, а также опережающие и поисковые задания.  Учитель может создать группу  сильных  учащихся на уроке  и дать им выполнить задание творческого характера  и т.д. 
 
6.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями  учеников. Хотя мы и проводит уроки в классах,где возрастные особенности детей почти одинаковы, но  интеллектуальные способности у ребят могут быть на разных уровнях. К составлению заданий в каждом классе нужно подходить  дифференцировано, вопросы делить  по уровням от простых  к сложным, что предоставляет возможность  ученикам выполнить задания порогового уровня и попытаться преодолеть свой порог,  выполнив задания более сложного порядка. Учитель должен применять формы работы на уроке в соответствии с возрастными особенностями учащихся. 
 
7.Управление и лидерство в обучении. Многие исследователи рассматривают учителя как лидера в совершенствовании работы, а не просто исследователя. Действительно управлять процессом обучения  это сложная задача, с которой не все учителя могут справиться. В этом вопросе нужно вырабатывать стратегию. На проведенных уроках я прослеживала лидерство и управление процессом и у своих учеников. Работая в группе, участвуя в круглом столе, можно было наблюдать, как некоторые ученики брали на себя роль лидера организатора, к ним прислушивались и с ними советовались, они становились генераторами деятельности в классе. Также и моя позиция к управлению процессом играла немаловажную роль, важно учитывать, что учитель при любых обстоятельствах должен контролировать учебный процесс, он должен оставаться лидером. Но и ученик   на уроке должен стремиться быть лидером . 
Что же удается учителю при интеграции семи модулей в уроки? Самое главное ,что учитель  может создать атмосферу сотрудничества и вовлечь в активное участие, в собственное обучение учеников, а также обеспечить эффективную обратную связь между учеником и  им самим. 
Ведь обучающийся, который может мыслить критически, анализировать и синтезировать свои действия,  является успешным учеником. А этот  успех  зависит от учителя, который должен помочь ученику стать всесторонней развитой личностью.   
Подводя итог можно сказать, что компетентностный подход является системным, междисциплинарным, в нем есть и личностные и деятельностные аспекты. На основе компетентностного подхода к организации образовательного процесса происходит формирование у обучающихся ключевых компетенций, которые являются неотъемлемой составляющей его деятельности как будущего специалиста и одним из основных показателей его профессионализма, а также необходимым условием повышения качества профессионального образования в будущем.

. Бордовский В.А. Традиционные и инновационные подходы в современном процессе обучения. //Обучение физике в школе и ВУЗе. С.-Пб. "Образование", 1998, с. 11-13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Предметом методики разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся на уроках физики является определение ее целей, содержания и методов оценки учащихся на уроках физики.

Разработанная в диссертации  система приемов реализации личностно-ориентированного подхода к оценке знаний учащихся и построенная на ее основе система  учета, контроля и коррекции знаний учащихся представляет собой целостную методику разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся, позволяющую реализовать ее основные положения на уроках физики:

1. Свобода выбора:

- уровня сложности ответа;

- формы предъявления знаний;

- времени ответа;

- учащимися содержания  ответа.

2. Создание ситуаций, ориентирующих  учащихся на достижение успеха, а не на избежание неудачи.

3. Разнообразие форм проверки  знаний.

4. Использование методики  разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся на уроках физики с различными дидактическими целями на любом этапе урока.

5. Система учета, позволяющая:

- применять рейтинговую  систему оценки знаний учащихся;

- расширить пятибалльную систему для текущих оценок;

- учесть требования стандарта  образования по физике при выставлении итоговой оценки;

- удовлетворить индивидуальные  запросы учащихся на получение  более высокой оценки.

И. Разработанные в диссертации  приемы разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся на уроках физики дают возможность учителю осознанно решать в своей практической работе каждую из двух задач: сделать так, чтобы знания учеников соответствовали стандарту физического образования и обеспечитьразноуровневый подход к оценке знаний учащихся на уроках физики.

III. Выполненное исследование  имеет теоретико-экспериментальный  характер. В нем обоснован и  экспериментально доказан один  из путей решения в процессе  обучения физике основной задачи  современной школы -всемерное и полное развитие личностных качеств школьников с учетом их индивидуально-типических отличий (Глава 1 § 3). Предлагаемая методика способствует выбору индивидуального образовательного маршрута.

IV. Предлагаемый разноуровневый подход к оценке знаний ведет учителя и учеников к цели на основе положительных эмоций, создаваемых учебным процессом. Постоянное использование результатов обратной связи, систематический учет и контроль позволяют вовремя заметить и ликвидировать пробелы в знаниях и реализовать на практике модель полного усвоения знаний (Глава 2 § 2).

V. Созданная система мотивации  и стимулирования школьников позволяет им испытывать учебный успех и ставить все более высокие цели.

VI. В ходе исследования  была доказана педагогическая  целесообразность разноуровневого подхода к оценке знаний . При этом разработана методика разноуровневого подхода к оценке при устном опросе, на зачетных уроках, на контрольных и лабораторных работах (Глава 2 § 3). Доказано влияние такого подхода на повышение познавательного интереса учащихся (Глава 3 § 3).

VII. Разработка разноуровневого подхода к оценке знаний учащихся на уроках физики потребовала уточнения и дополнения понятийного аппарата, связанного с решением этой многоаспектной задачи, анализа ряда новых понятий: уровень развития ученика, разноуровневый подход (Глава 1 § 2).

VIII. Внедрение результатов  исследования в практику работы  школы i способствует совершенствованию  качества обучения физике (Глава  3 § 3) и решению актуальных задач,  стоящих перед современной школой.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

/Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/

Из принципов  групповой работы видно, что для  такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между  учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной  деятельности.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий  будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  • по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  • содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Чем более трудным  является задание, тем больше информации необходимо для его правильного  выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками  группы.

Одно из важных условий  эффективной организации групповой  работы – правильное, продуманное  комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два  признака: уровень учебных успехов  учащихся и характер межличностных  отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенные группы), или по разнородности (гетерогенные группы) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников ( хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/

В том случае, когда  перед учителем стоит задача научить  сотрудничать, можно применить способ «случайной группы». Этот же способ комплектования групп можно использовать в классах, в которых между учениками  сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае учитель  должен обладать достаточной компетентностью  в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной группы»: жребий, объединение тех, кто сидит  рядом, с помощью импровизированных  фантов.

Комплектование  групп можно осуществлять:

  • по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы( по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
  • по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
  • по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

Что касается количественного  состава группы, то исходя из опыта  работы, могу утверждать, что группа из четырех человек в большей  мере склонна к обсуждению, чем  группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более  продуктивна, чем работа пары. Кроме  того. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой  оптимальной.

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов  групповой работы является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чужой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фиксировать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить свое отношение к каждой из них.
  • 2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей).На этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с цивилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
  • 3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее оптимального из них.
  • 4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы выдвигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
  • 5 этап: обсуждение процесса работы(этот этап не так часто встречается в реальной практике – как правило не хватает времени).Но возможностей у процесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а какие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение проходило более эффективно?» ПРИЛОЖЕНИЕ №1
  • Для более эффективной организации урока с использованием групповой формы можно использовать карточку-инструкцию для организатора (лидера) в группе. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

 

  • Преимущества групповой работы:
  • грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  • формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  • в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  • учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  • у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  • для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  • какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  • улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  • не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  • вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  • совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Информация о работе Создание коллаборативной среды