Совет Министров Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Орган государственной власти – это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, и уполномоченные государством на осуществление его задач, функций и действующие в установленном государством порядке.
Правительство – это коллегиальный центральный орган государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Файлы: 1 файл

kursach (1).docx

— 51.88 Кб (Скачать файл)

Отчет – это форма контроля за деятельностью Правительства, важная управленческая функция. Отчет может быть как о всей деятельности за определенный период, так и по отдельным вопросам.[14]

Правительство находится в прямой зависимости от Президента и занимает вторую ступень в общегосударственном масштабе в иерархии исполнительной власти.

Отношения Совета Министров с Национальным собранием можно охарактеризовать следующими направлениями:

  • Утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;
  • Заслушивание доклада Премьер-министра о программе деятельности Правительства;
  • Рассмотрение по инициативе Премьер-министра вопроса о доверии Правительству;
  • Дача согласия Президенту на назначение Премьер-министра.
  • Осуществление Советом Министров законодательной инициативы;
  • Внесение предложений Советом Министров об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;
  • Участие Премьер-министра и других членов Совета Министров в заседаниях палат Национального собрания и их органов;
  • Совет Министров может требовать принятие Палатой представителей окончательного решения по законопроекту, по которому не принят согласованный текст законопроекта.

Законодательство регулирует также и взаимоотношения Совета Министров с местными исполнительными и распорядительными органами (гл. 4 Закона «О Совете Министров и подчиненных ему органах») и с местными Советами (ст. 17 указанного Закона).

Местные исполнительные комитеты не подотчетны Совету Министров. Областные и Минский городской исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Совету Министров лишь по вопросам, входящих в компетенцию Правительства (ч.6 ст. 9 Закона «О государственном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»).

Совет Министров не имеет право отменять акты местных исполнительных комитетов, приостанавливать акты местных Советов, как это было раньше. Вместе с тем интересы Совета Министров рассматриваемых местных органов не только не противоречат друг другу, а являются общегосударственными.

 

Глава 2. Состав, структура, порядок формирования Совета Министров Республики Беларусь.

Состав – это совокупность людей, из которых состоит какой-либо коллектив, организация.

Состав Совета Министров Республики Беларусь указан в ст. 4 Закона «О Совете министров Республики Беларусь». В состав Совета Министров Республики Беларусь входят:

  • Премьер-министр Республики Беларусь;
  • Заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
  • Глава Администрации Президента;
  • Председатель Комитета государственного контроля;
  • Председатель Правления Национального банка;
  • Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;
  • министры;
  • Председатели государственных комитетов;
  • Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ.

Особенность состава Совета Министров заключается в том, что в него входят руководители государственных органов управления, которые не являются министерствами.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, указами Президента Республики Беларусь  руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь осуществляет Премьер-министр Республики Беларусь. Согласно Закону «О Совете Министров Республики Беларусь» компетенцию входит непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь, организация работы Совета Министров Республики Беларусь, руководство его заседаниями, подписание постановлений Совета Министров Республики Беларусь, а также издание распоряжений. Премьер-министр Республики Беларусь представляет Правительство в международных отношениях без дополнительных полномочий, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры, распределяет обязанности между своими заместителями и координирует их деятельность. Как и у любого должностного лица, Премьер-министр помимо полномочий имеет обязанности, такими обязанностями являются обязанность информировать Президента об основных направлениях деятельности Правительства и всех важнейших его решениях, а также осуществлять полномочия Президента в случае вакансии такой должности или невозможности исполнения им своих обязанностей по предусмотренным основаниям.

Невозможно представить существования Совета Министров как коллегиального органа исполнительной власти без должности Премьер-министра, его заместителей, министров, непосредственно связанных с Советом Министров.

Совет Министров Республики Беларусь в организационном плане представляется в следующем виде:

  • Собственно Совет Министров;
  • Президиум Совета Министров;
  • Аппарат Совета Министров.

Президиум Совета Министров является органом Совета Министров. В соответствии со статьей 27 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах» в состав Президиума входят Премьер-министр и заместители Премьер-министра. Таким образом, Президиум образовывался автоматически после формирования Правительства и не зависел от воли Президента или Премьер-министра. В его составе могли быть иные члены Правительства, по усмотрению Президента, однако это не влияло на полноценность и качество работы рассматриваемого органа.

Основным предназначение Президиума Совета Министров является оперативное решение вопросов. Оперативность заключается в созыве его заседаний и их проведении.

Президиум является постоянно действующим органом, т.е. он функционирует, выполняет свои задачи в период деятельности Совета Министров.

Основное предназначение Аппарата Совета Министров состоит в организационно-техническом обеспечении деятельности Премьер-министра Республики Беларусь и его заместителей, а также в оказании консультативной и методологической помощи подчиненным Совету Министров Республики Беларусь республиканским органам государственного управления и иным организациям.

Аппарат состоит из:

  • руководителя Аппарата;
  • заместителей руководителя Аппарата;
  • структурных подразделений Аппарата.

Назначение на должность и освобождение от нее руководителя Аппарата осуществляет Президент. Заместители руководителя Аппарата, в том числе и первый, назначаются на должности и освобождаются от должности постановлением Совета Министров.

Основное предназначение, цель создания Аппарата состоит в организация своевременной и качественной подготовки проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, а также в организации контроля за исполнением декретов, указов, директив, распоряжений и поручений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь в пределах компетенции Совета Министров Республики Беларусь.

Прекращение деятельности Правительства может принимать две формы: сложение полномочий и отставка.

Сложение полномочий происходит перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

Вопросы об отставке освещены в ст.106 Конституции Республики Беларусь и в ст. 24 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему органах». Отставка возможна в следующих случаях:

  • по собственной инициативе;
  • по инициативе Президента;
  • в случае выражения Палатой представителей Национального собрания вотума недоверия Правительству.

По собственной инициативе Правительство может заявить о своей отставке, если посчитает невозможным дальнейшее исполнение возложенных на него обязанностей. Таким же образом имеют право заявить о своей отставке Премьер-министр и каждый член Правительства. Отставка Премьер-министра не влечет за собой сложение полномочий всего Правительства.

Президент вправе по собственной инициативе принять решение о б отставке Правительства и освободить от должности любого его члена. Причины, по которым Президент может принять такое решение, в законодательстве не устанавливаются.

В случае выражения Палатой представителей национального собрания вотума недоверия Правительству оно заявляет Президенту о своей отставке. Президент может принять отставку, а может и не согласиться с решением Палаты представителей.

Процедура отставки Правительства не регламентирована.

Формирование Правительства обычно начинается с назначения Президентом Премьер-министра. В Конституции и в Законе "О Совете Министров Республики Беларусь" не предусмотрена процедура выдвижения кандидатуры на должность Премьер-министра. Правом выдвигать кандидатуру на должность Премьер-министра обладает исключительно Президент. При этом возможно участие Администрации Президента, которая занимается вопросами кадровой политики. Не установлен также срок, в течение которого Президент, заняв свою должность, обязан представить кандидатуру в Палату Представителей для дачи согласия на назначения Премьер-министра.

 

Глава 3.Компетенция Совета Министров Республики Беларусь.

Компетенция Совета Министров представляет собой важный составной элемент его правового статуса.

Компетенция Совета Министров обусловлена его природой и правовым положением. Он подчеркивает особенности Совета Министров и выделяет среди других органов государственного управления республиканского уровня.

Деятельность Совета Министров распространяется на наиболее важные сферы государственной жизни и предназначена для решения вопросов в рамках той или иной отрасли или сферы.

В целом компетенция Совета Министров сформулирована в Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство – Совет Министров:

  • Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.
  • Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации.
  • Разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь проект республиканского бюджета и отчет об его исполнении для внесения в парламент.
  • Обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда.
  • Принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
  • Выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью.
  • Обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента.
  • Отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.
  • Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента [11, с.243-244].

Составной частью компетенции являются полномочия. Полномочия Совета Министров в зависимости от направлений его деятельности следует разделить на четыре вида:

1) полномочия  по областям и сферам деятельности  Совета Министров (общие полномочия);

2) полномочия  в отношении подчиненных Совету  Министров органов государственного  управления;

3) полномочия  Совета Министров в отношении  подчиненных ему государственных  организаций;

4) полномочия  в отношении местных исполнительных  и распорядительных органов.

Совет Министров имеет значительные полномочия в государственном управлении.

Полномочия Совета Министров распространяется на следующие сферы:

  • экономическая;
  • финансовая;
  • наука, образование;
  • культура;
  • здравоохранение;
  • социальное обеспечение, охрана и оплата труда;
  • охрана окружающей среды;
  • гидрометеорологическая деятельность;
  • обеспечение законности и правопорядка;
  • обеспечение национальной безопасности и обороноспособности государства;
  • внутренняя и внешняя политика;
  • кадровая политика.

В каждой сфере существуют конкретные вопросы, с учетом особенностей,  которые могу и должны решаться Советом Министров, используя различные способы, установленные Законом. К данным способам относятся:

  • обеспечение;
  • регулирование;
  • принятие мер;
  • определение мер, путей, политики;
  • координирование;
  • осуществление мер;
  • утверждение;
  • создание  условий;
  • принятие решений;
  • руководство;
  • установление;
  • осуществление контроля.

В статья 11. Закона «О  Совете Министров Республики Беларусь» определяются следующие полномочия Совета Министров Республики Беларусь в экономической сфере. Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере:

Информация о работе Совет Министров Республики Беларусь