Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены следующие основные задачи:
- исследовать основной понятийный аппарат проблематики, и особенности соотношения исполнительной, законодательной и судебной власти;
- определить особенности конституционного принципа разделения властей;
- проанализировать современное состояние правового обеспечения для реализации принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Сущность и развитие принципа разделения властей, как основы построения системы органов правового государства…………………………..5
1.1 Историческое развитие принципа разделения властей ……………………5
1.2 Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти…12
2. Принцип разделения властей на основании конституции Российской Федерации 1993 года …………………………………………………………..16
2.1 Осуществление принципа разделения властей в РФ …………………….16
2.2 Особенности конституционного принципа разделения властей на современном этапе ……………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Идеи мыслителей эпохи  Просвещения оказали влияние  на развитие Великой Французской  революции XVIII века. Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 Национальным Собранием Франции, в статье 16 провозгласила, что общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции [36, с. 137].

Практическая деятельность некоторых представителей революционной власти во Франции отличалась от теории, которую они поддерживали. Это заметно на примере якобинцев, возглавили власть в стране в самый ответственный период революции. Жан Поль Марат совмещал идеи о защите принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов в механизмах управления государством с идеями террора и несоблюдение правовых гарантий безопасности личности в условиях революции. Максимилиан Робеспьер призвал к осуществлению разделения властей и отделения законодательных учреждений от административных. При этом он различал реализацию идей о правах человека в мирных условиях и необходимость террора против врагов во время революции. Демократическая для своего времени конституция 1793 года, принятая при поддержке якобинцев, не получила действия через чрезвычайные условия революционного состояния. Более того, в период «якобинской» диктатуры в стране царил режим террора, во время которого гибли и сами революционеры (Ж. Дантон и другие). Одной из причин противоречий между теорией и практикой руководителей революционной власти Франции можно определить неспособность сформировать эффективно действующую систему управления государством в чрезвычайных условиях революции.

Политические эксперименты по системе государственного управления, происходивших во Франции в течение десяти лет (1789-1799 гг), закончились установлением режима почти единоличной власти Наполеона Бонапарта. Принцип разделения властей как основа построения системы государственного управления на практике было осуществлено в процессе формирования США. На основе американской Конституции, которая действует более двух веков, власть делилась на три ветви (законодательная, исполнительная, судебная). Эта модель получила условное название системы сдержек и противовесов. Подразумевалось, что отдельные ветви власти взаимно сдерживают друг друга, одновременно способствуя достижению общей цели в интересах всего общества. Сложившаяся в США система государственного управления без существенных изменений просуществовала до нашего времени.

Существовали и другие варианты по вопросу о разделении властей. Так, мыслитель Немецкой классической философии Г.В. Гегель считал, что тремя различными направлениями осуществления государственной власти является законодательная власть, правительственная власть и власть государя. Причем к государственной власти Гегель относит и судебную [35, с. 427]. Такие взгляды определенным образом соответствовали условиям осуществления государственного управления монархической Пруссии XIX века.

Основатель философии  марксизма К. Маркс имел другие взгляды  на принципы формирования системы государственного управления. С его точки зрения, основой общества является экономика, а вопрос относительно системы управления зависят от того, какой из классов является господствующим. Распределение властных полномочий между отдельными государственными учреждениями связано с капиталистическим этапом развития экономики. По теории марксизма, в условиях коммунистического строя, что может наступить в будущем, государство вообще не имеет перспектив. Положения марксизма о диктатуре пролетариата тоже не предусматривало разделения властей.

Как пример такой системы  К.Маркс определял организацию  управления в Парижской Коммуне 1871 года. Он отмечал, что Коммуна  явила собой образец не «парламентарной», а «работающей» корпорации, одновременно и принимает и выполняет законы. Вместе с тем для осуществления полноценного анализа системы управления в Парижской Коммуне в марте-мае 1871 года необходимо учитывать некоторые существенные особенности ее существования: власть революционной Коммуны просуществовала в Париже менее двух с половиной месяцев; все это время продолжалась вооруженная борьба Коммуны с силами правительства, находившийся в Версале; подконтрольная Коммуне территория со всех сторон была окружена враждебными ей войсками; власть Коммуны почти не распространилась за пределами города Париж. Учитывая условия существования новой модели революционной власти в течение короткого времени в одном городе в условиях военного положения, было бы преждевременным утверждение о сложившейся системе государственного управления, которая могла бы в дальнейшем существовать без изменений в мирное время. В последующие годы идеи К.Маркса повлияли на принципы формирования системы Советов в советских республиках (в том числе Украинской ССР).

1.2 Соотношение исполнительной, законодательной  и судебной власти

Вопросы формирования государственной  власти привлекали внимание многих исследователей и политических деятелей России. Однако не всегда возникали исторические условия для реализации на практике теоретических положений.

В Российской империи  уже в начале XIX века высказывались  идеи о реформировании существующей системы государственной власти на принципиально новых началах. Так, М.М.Сперанский связывал законность форм осуществления управления государством с необходимостью разделения властей. Соответствующие идеи рассматривали также революционеры-декабристы в проектах государственного устройства России, что планировалось установить после захвата ими власти.

В то время такие идеи не могли быть осуществленными в  России без реформирования экономической, социальной и политической системы. Так, в Российской империи в начале XIX века не существовало необходимых  условий для реализации принципа разделения властей. Прежде не было общегосударственного представительного органа парламентского типа. Населения страны не имело равных прав. Значительная часть крестьян до 1861 года находилась в состоянии имущественного или даже личной зависимости от помещиков или государства. Это мешало созданию органа, который мог бы осуществлять законодательную власть от имени и в интересах всех жителей империи.

Отдельные учреждения, необходимые  для осуществления идеи о разделении властей, были образованы после проведения реформ в этих государствах - в Австрийской империи после событий 1848-1849 годов и в Российской империи в 60-х годах XIX века. Так, во время судебной реформы 1864 года в Российской империи было создано эффективную судебную систему. Развитие в направлении формирования общегосударственного представительного органа имел место после принятия соответствующих законов в 1905 году (во время первой революции в России), когда было образовано Государственную Думу.

Во времена существования  Советского Союза законодательный  и исполнительный направления были объединены в системе Советов. Суд вообще не признавался как ветвь власти.

В конце 1980-х годов  в республиках Советского Союза  снова начали высказываться идеи о реформировании власти на принципах  ее разделения на три ветви. В СССР был утвержден пост Президента. Реализация принципа разделения властей в Украине началась после принятия Декларации о Государственном суверенитете. На практике реформа системы государственного управления в этом направлении осуществлялась после прекращения существования СССР в 1991 году и образования на его территории пятнадцати независимых государств.

Процесс формирования новой  системы управления в некоторых  из этих стран был непростым. В  начале 90-х годов ХХ века возникали  некоторые недоразумения при реформировании системы государственного управления. Как пример можно привести трагические события осени 1993 года в России, когда в Москве вспыхнуло вооруженное противостояние между сторонниками президента и парламента. Принятая в декабре 1993 года Конституция Российской Федерации определила основные вопросы организации государственной власти в новых условиях.

Об эффективности системы  управления в условиях разделения властей  свидетельствует опыт многих стран - США, Франции, Великобритании, Германии, Японии.

Наиболее развитым считается  регулирование вопроса о распределении  власти в США. При формировании этой системы подразумевалось, чтобы  законодательная, исполнительная и  судебная власти как отрасли общегосударственной  власти были обособленными и отличными  друг от друга. Раздел 1 статьи I Конституции США предусматривает, что все установленные полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу Соединенных Штатов. Конгресс считается высшим органом власти. Согласно разделу 1 статьи II Конституции США, исполнительная власть осуществляется Президентом. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является, в частности, право вето в отношении законопроектов, принятых Конгрессом. Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется прежде Верховным Судом (раздел 1 статьи III Конституции США). Верховный Суд имеет право конституционного контроля (право решать вопрос о соответствии конституции актов Конгресса Президента и органов власти штатов). Ветви власти взаимосвязаны и должны взаимодействовать в общих интересах. Такая система государственного управления предусматривает, чтобы на практике разделена власть была соединена в единое целое для эффективного управления.

Принцип разделения властей  регулируется также конституциями  других современных стран. Разделение властей признается в Великобритании. Конституция Федеративной Республики Германии предусматривает, что вся государственная власть осуществляется народом через систему выборов и голосований через посредство специальных органов законодательства, исполнительной власти и правосудия [2, с. 162]. Разделение власти на три ветви имеет значение для формирования системы эффективного управления. Так, он предусматривает распределение властных полномочий между отдельными учреждениями, противодействует сосредоточению власти в пределах одного направления и способствует сотрудничеству всех государственных органов. Со времени формирования теоретической концепции разделения властей прошло несколько веков. Изменились условия, при которых осуществляется формирование органов власти и реализация функций государственного управления. Вопрос разделения властей приобретают особое значение в условиях развития гражданского общества. Функционирование системы управления должна способствовать защите прав человека. В условиях современного развития цивилизации, особенности реализации теоретических концепций государственного управления влияют достижения научно-технического и информационного прогресса. В настоящее время в мире происходят процессы глобализации и развитие информационного общества. С одной стороны, это облегчает осуществление государственного управления путем использования информационно-компьютерных технологий. Вместе с тем, возникают новые проблемы, требующие своего решения. Теоретическое исследование вопросов осуществления управления является одним из важных условий разработки и внедрения эффективной модели функционирования государственной власти и составляет важную задачу современной науки.

 

2. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993года

2.1 Реализация принципа  разделения властей в Российской  Федерации

 

Долгое время теория разделения властей рассматривалась  советской наукой как буржуазная (реакционная) и по этой причине отвергалась. Это объяснялось тем, что в  основу советской концепции государственной власти были положены взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, рассматривающих механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и то же время и законодательствующей и исполняющей законы». По мнению основоположников марксизма-ленинизма, государственная власть – единое целое, а систему органов должны возглавлять полновластные Советы, в работе которых происходит «слияние управления с законодательством». Государственная власть, реализуемая как единое целое, с неизбежностью приводила к абсолютному доминированию исполнительной (партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в последнем всех функций государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) и в конечном счете – к диктаторской узурпации власти особым слоем людей. Как один из принципов организации государственной власти принцип разделения властей был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» от 12 июня 1990 года [1]. Идея разделения властей получила популярность в нашей стране в период радикальных конституционных реформ [2].

При конституционной реформе 21 апреля 1992 г.3 в ст. 1 Конституции разделение властей наряду с другими началами было названо одной из основ конституционного строя России. Ч. 1 ст. 1 гласила: «Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей». В Конституцию тогда же была включена специальная ст. 3 о принципе разделения властей.

Согласно ч. 1 ст. 3, «система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом [4], автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением».

Во второй части ст. 3 говорилось: «Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу». В то же время в Конституции осталась ч. 2 ст. 104, которая в первоначальной редакции Конституции РСФСР 1978 г. гласила: «Верховный Совет РСФСР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению РСФСР». С учреждением в конституционной системе РСФСР при конституционной реформе 27 октября 1989 г. [5] Съездом народных депутатов РСФСР этот орган (а не Верховный Совет) был объявлен высшим органом государственной власти РСФСР. А ч. 2 ст. 104 предусматривала, что Съезд народных депутатов «правомочен принять к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации». За период с 1989 по 1992 г. в Конституцию РСФСР были внесены поправки. Содержание важнейших из них состояло в том, что один из новых государственных органов – Съезд народных депутатов вполне в традициях «советской республики» наделялся безграничной властью. «Впоследствии эту норму Президент Российской Федерации и его сторонники, – справедливо отмечает С.А. Авакьян, – особенно активно использовали в борьбе против 15 парламента, доказывая, что тот имеет необоснованное право верховенства в государстве и подмены других органов, вмешательства в осуществление ими полномочий, предоставленных Конституцией. Думается, что все же реально, если и считать, что Съезд и Верховный Совет Российской Федерации вмешивались в дела Президента и Правительства, то не столько в порядке их подмены, сколько в целях парламентского контроля за их деятельностью» [6].

Нескончаемые споры  между законодательной и исполнительной властью велись в России вплоть до трагических событий 3 – 4 октября 1993 г. Начавшийся внедряться в действующее законодательство и в политическую практику принцип разделения властей юридически был блокирован Указом Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», а позднее (после разгона 3 – 4 октября 1993 г. парламента и приостановления деятельности Конституционного Суда) перестал действовать. Логикой развития социально-политических событий в России непроизвольно подтвердился тезис, развивавшийся в советской общественно политической литературе 20 – 30-х гг. о том, что наиболее острые проблемы, связанные с принципом разделения властей, возникают, как правило, лишь в период борьбы классов и политических группировок за власть [7]. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»8 фактически означал отказ от конституционного принципа разделения властей. Это выражалось в ликвидации деятельности всей системы прежних органов власти и Конституционного Суда, в установлении верховенства исполнительной власти, а точнее – единовластия Президента [9].

Информация о работе Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти России