Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В работе поставлены следующие основные задачи:
- исследовать основной понятийный аппарат проблематики, и особенности соотношения исполнительной, законодательной и судебной власти;
- определить особенности конституционного принципа разделения властей;
- проанализировать современное состояние правового обеспечения для реализации принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года;

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..…3
1. Сущность и развитие принципа разделения властей, как основы построения системы органов правового государства…………………………..5
1.1 Историческое развитие принципа разделения властей ……………………5
1.2 Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти…12
2. Принцип разделения властей на основании конституции Российской Федерации 1993 года …………………………………………………………..16
2.1 Осуществление принципа разделения властей в РФ …………………….16
2.2 Особенности конституционного принципа разделения властей на современном этапе ……………………………………………………………..25
Заключение ……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………………………………….30

Файлы: 1 файл

АП.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)


            

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

по курсу «Административное право»

 

 

Тема 

«Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти России»

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………………………..…3

1. Сущность и развитие принципа разделения властей, как основы построения системы органов правового государства…………………………..5

1.1 Историческое развитие принципа разделения властей ……………………5

1.2 Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти…12

2. Принцип разделения  властей на основании конституции  Российской Федерации 1993 года  …………………………………………………………..16

2.1 Осуществление принципа  разделения властей в РФ …………………….16

2.2 Особенности конституционного  принципа разделения властей  на современном этапе ……………………………………………………………..25

Заключение ……………………………………………………………………..28

Список литературы …………………………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Организация власти в современном демократическом государстве строится по принципу её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип был выработан в XVIII вв. французскими и английскими просветителями и нашёл своё отражение в политико-правовых актах и политико-правовой практике большинства стран. В нашей стране этот принцип получил признание только лишь в 90-х и закрепился в Конституции Российской Федерации 1993г. в положении о том, что «государственная власть в Российской Федерации осуществляется путём разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»   (ст.10 Конституции РФ). Данное положение в различной трактовке нашло отражение в иных федеральных правовых актах, конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации. При этом изначально было очевидно, что практика функционирования государственного механизма может быть отдалена от доктринального идеала. Главное, выдержать принципиальную схему «прозаического разделения труда» (по Ф. Энгельсу) в деле государственного управления и системы «сдержек и противовесов» между субъектами принятия государственных решений.

В условиях современного развития экономической системы  усложняется процесс осуществления  управленческой деятельности на общегосударственном  уровне. Формирование системы управления зависит от многих объективных условий: уровня экономического развития, состояния общественных отношений и т.д. Этому процессу способствуют также исследования и практическое внедрение теорий, имевших место в научной мысли прошлого. Одной из ведущих идей, касающихся сферы государственного управления в современном мире, является принцип разделения власти на три основных направления. Среди них чаще всего определяют законодательную, исполнительную и судебную власти. Концепция разделения властей была сформулирована исследователями XVII-XVIII веков и осуществила влияние на формирование системы государственного управления многих стран.

Актуальность данной тематики определяется необходимостью всестороннего научного рассмотрения соотношения системы разделения властей в условиях современного этапа экономического и общественного развития всего мира и отдельных государств. Значение вопроса об организации управления государством является бесспорным. От его теоретического решения и практической реализации зависит деятельность во всех сферах, существующих в пределах государства. Особенно важна роль управления для полноценного функционирования экономической системы. Разделение властей признано на конституционном уровне во многих странах современного мира.

Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в сфере функционирования системы разделения властей.

Предмет исследования составляют теоретико-методологические основы, нормативная  основа и практика системы разделения властей в России.

В работе поставлены следующие  основные задачи:

- исследовать основной понятийный аппарат проблематики, и особенности соотношения исполнительной,  законодательной и судебной власти;

- определить особенности  конституционного принципа разделения  властей;

- проанализировать современное состояние правового обеспечения для реализации принципа разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года;

- усовершенствовать существующий  механизм правового обеспечения.

1. Сущность и развитие принципа разделения властей, как основы построения системы органов правового государства

1.1 Историческое развитие принципа разделения властей

Одной из главных задач  современной науки является теоретическое  обеспечение развития системы управления с целью осуществления экономических, политических, социальных задач, стоящих перед страной.

Совершенствованию системы  управления способствует научное исследование соответствующих концепций и  исторического опыта других стран. Теоретическое исследование прошлого позволяет выбрать наиболее эффективные  модели осуществления управления и избежать лишних ошибок в будущем. Решению указанных вопросов может способствовать анализ концепции разделения властей как теоретической модели организации государственного управления, который является целью данной статьи.

Вопросы организации и систематизации государственного управления является существенными для России, как в принципе и для всех стран. Вопросы о том, как должно быть организовано управление в государстве и как должна формироваться власть исследуются представителями разных отраслей науки это: философии, теории государства и права, конституционного права, политологии, экономики, истории, социологии. Над этим вопросом работали ещё с давних времен многие мыслители, такие как Платон (трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик»), Аристотель (учение о государстве), римский император Марк Аврелий, Аврелий Августин (сочинения об обществе и истории) и др.. Элементы распределения властных полномочий между отдельными лицами и учреждениями можно наблюдать уже в некоторых странах Древнего Мира (древнегреческая государство-полис Афины, Древний Рим во времена Республики). Хотя в своём большинстве преобладала монархическая система управления.

Вопрос о том, как усовершенствовать систему управления привлёк большое внимание, когда появились обстоятельства экономического и общественного развития. Идеи относительно осуществления управления в XV-XVI веках высказывали: Николо Макиавелли (в сочинении Государь), Томас Мор(произведение «Утопия», основанная на произведениях Платона), Томмазо Кампанелла (произведение Город Солнца где описывает «философскую жизнь в коммунизме»).

Большой толчок, в исследовании вопроса создания и совершенствования  эффективной системы государственного управления дала буржуазная революция в Европе. Теоретическое исследование вопросов формирования эффективной системы государственного управления ускоряется в эпоху развития капиталистических отношений и первых буржуазных революций в Европе. Прежде решался вопрос о разграничении властных полномочий между законодательными органами и учреждениями, которые выполняют законы. В условиях развития экономики и общества нового времени усложняется деятельность по управлению государством. Одновременно с этим возникают условия для практической реализации теоретических концепций относительно осуществления государственной власти.

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей  сопровождает поиск человечеством идеального государственного устройства в течение многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (например, у Аристотеля).

Первым, кто сформулировал  теорию о разделении властей, считается  английский мыслитель Дж. Локк. По его мнению, для поддержания режима свободы и реализации цели политического общества необходимо, чтобы публично-властные полномочия государства были разграничены и распределены между разными государственными органами. Законодательная власть, содержащая полномочия принимать законы, должна принадлежать парламенту как представительному учреждению нации. Исполнительная власть и компетенция претворять законы в жизнь принадлежит монарху и правительству (кабинету министров). Отдельным направлением является осуществление отношений с иностранными государствами. С целью предотвратить объединение в одном органе всей государственной власти Дж. Локк определил принципы связи и взаимодействия отдельных ее частей. Первое место отводилось законодательной власти как верховной в стране. Вместе с тем, другие направления власти должны иметь возможность осуществлять предусмотренных законом влияние на законодательную власть [6, с. 274]. По мнению Дж. Локка, нормальная структура управления представляет собой комплекс полномочий и гарантий, который должен быть официально закрепленным.

Таким образом, разъясняя  принцип разделения властей, он указывал, что нужно различать три власти — законодательную, исполнительную и федеративную. Законодательная  власть осуществляет право издавать законы, исполнительная — проводит законы в жизнь, а федеративная (союзная) занимается вопросами внешней политики.

Власти неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями, стоит во главе всего государства. И все же она не беспредельна, т.к. имеет ограниченные права на жизнь и имущество граждан.

С конституционно-правовой точки зрения теория разделения властей  получила систематическую и детальную  разработку в произведении юриста 18 в. Ш.-Л. Монтескье “О духе законов”.  Он писал, что свобода обеспечена только в государстве, в котором существует разделение властей. Не может быть “умеренного” правления, если власти не разделены, в этом случае государство неизбежно склоняется к деспотизму. Цель идеи разделения властей — гарантия безопасности граждан от произвола и злоупотребления властей, обеспечение политической свободы [6].

Монтескье различал в  государстве три власти: законодательную, исполнительную и судебную. Эти три  власти должны принадлежать различным  органам государства. “Свобода не допускает соединения двух, а тем более трех властей в руках одного и того же органа государства. Если законодательная власть соединена с исполнительной, то издающая законы, применяя их, не будет строго придерживаться, нарушая их, и в стране создастся произвол. Произвол получится также и в том случае, если в одних руках соединить судебную и исполнительную. Тогда судья будет притеснителем, т.к. он будет одновременно и судьей, и исполнителем законов. Также не должно быть соединения в одних руках судебной и законодательной власти, так как при таком соединении судья, решая дела, не будет строго следовать закону, а сможет, если пожелает, вносить изменения в содержание закона” [6]. По этим соображениям Монтескье считал необходимым, чтобы указанные три власти были предоставлены различным органам.

Развивая свое учение, Монтескье выдвигает положение  о том, чтобы не было возможности  злоупотреблять властью, необходим  такой порядок, при котором различные  власти могли бы сдерживать друг друга. В этих целях их полномочия должны быть взаимно сбалансированными, уравновешивающими друг друга: законодательная власть должна определить предмет деятельности исполнительной власти, контролировать ее, привлекать к ответственности министров, а исполнительная — иметь право приостанавливать принятые парламентом законы, определять время и сроки заседаний. Иначе говоря, речь идет о системе, известной сегодня как система “сдержек и противовесов”, отраженной впервые в Конституции США 1787 года.

Целью разделения властных полномочий между отдельными учреждениями было только предупреждение концентрации власти у одного человека, а еще и обеспечение реализации эффективной модели управления. Определяя разграничения полномочий органов государства, концепция разделения властей свидетельствовала о понимании объективной потребности в техническом и организационном распределении направлений деятельности по осуществлению государственного управления.

Неслучайно, что идею о разделе власти впервые было высказано именно в Англии. В этой стране несколько веков существовал парламент и развитая судебная система. Обеспечения интенсивного экономического развития потребовало изменений в организации государственного управления в направлении увеличения объема полномочий парламента как представительного органа. В сороковых годах XVII века в Англии происходила буржуазная революция, начавшаяся как конфликт между основными направлениями государственной власти (королем и парламентом). Гражданская война закончилась победой сторонников парламента, которыми руководили представители новой капиталистической экономики.

Вопросы формирования эффективной  системы государственного управления исследовали также Т. Гоббс, Б. Спиноза, Ф. Вольтер, Дидро, Ж.-Ж. Руссо и другие мыслители XVII-XVIII веков.

Концепция разделения властей поддержал и развил французский философ эпохи Просвещения Шарль Монтескье. Именно он предложил осуществить разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Для достижения цели государственного управления Монтескье считал необходимым, чтобы различные направления власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Все ветви власти должны правомерно и согласованно функционировать в пределах, четко очерченных законом. Монтескье считал опасным сочетание в одном лице или учреждении трех направлений: создавать законы, приводить к исполнению постановления общегосударственного характера и осуществлять правосудие [35, с. 288].

Информация о работе Соотношение исполнительной, законодательной и судебной власти России