Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Тема “Органы исполнительной власти” является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность.

Содержание работы

Введение...........................................стр.3
Глава 1. Общие положения...........................................
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы
организации и деятельности......................................стр.5
1.2. Виды органов исполнительной власти...........стр.10
1.3. Анализ соотношения понятий “cистема” и “структура” органов исполнительной власти......................стр.12
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти....................................................................стр.16
2.1. Правительство Российской Федерации.........................................................................................................................................................................................стр.16
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.............................................стр.19
Глава 3. Система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации........................................стр.25
3.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации................стр.25
3.2.Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации................................................стр.28
3.3.Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации................................................................................стр.32
3.4.Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъекта Российской Федерации...........................................стр.35
Заключение...... ...стр.39
Список литературы..........................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.rtf

— 584.85 Кб (Скачать файл)

В статье 19 указанного выше Федерального закона закреплено, что основания досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, предусматривая возможность отрешения его от должности Президентом Российской Федерации, а также выражения недоверия со стороны законодательного органа субъекта Российской Федерации 47.

Президент Российской Федерации имеет право отрешить должностное лицо субъекта Российской Федерации в связи с недоверием по отношению к нему, выраженное законодательным органом субъекта Российской Федерации, также возможен случай обращения должностного лица субъекта Российской Федерации по вопросу доверия. Также Президент имеет право, в порядке установленным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, временно отстранить высшее должностное лицо от исполнения обязанностей в случае предъявления ему обвинения в совершении преступления.48

26 апреля 2012 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем, окончательном, чтении Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, предусматривающий, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами на основе всеобщего голосования.

Для участия в выборах кандидаты должны будут получить поддержку 5% - 10% муниципальных депутатов и глав муниципальных образований. При этом в городах федерального значения кандидатов должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований и избранных на выборах глав внутригородских муниципальных образований. А кандидаты, участвующие в выборах в качестве самовыдвиженцев, должны будут собрать 0,5% - 2% подписей избирателей. Конечную величину необходимого процентного барьера будет определять орган законодательной власти субъекта. По своему усмотрению, Президент Российской Федерации вправе проводить консультации с кандидатами.

Кроме того, нововведения данного закона распространяются и на порядок прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта,- с принятием закона, отзыв указанных лиц будет возможен по результатам проведенного референдума, что несомненно открывает усиливает влияние каналов прямой демократии на рассматриваемый институт власти.

02 мая 2012 рассматриваемый Федеральный закон был подписан Президентом Российской Федерации и вступит в законную силу 1 июня нынешнего года.49

 

3.3 Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации на своей территории. Данный орган обладает правами юридического лица и финансируется из бюджета субъекта.

Указанный орган разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

В экономической сфере высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет:

- разработку бюджета субъекта и представляет его;

- подготавливает и разрабатывает программы социально-экономического развития региона;

- управляет собственностью субъекта Российской Федерации;

- осуществляет контроль за исполнением бюджета и указанных выше программ.

В социальной сфере этот орган осуществляет меры по реализации, обеспечению защиты прав граждан, охране собственности, по охране общественного порядка и др. В области организации управления высший орган исполнительной власти субъекта вправе формировать иные органы исполнительной власти, определять их структуру и полномочия.

Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации взаимодействует с органами местного самоуправления. В целях обеспечения законности деятельности этих органов, высший исполнительный орган субъекта вправе предложить органу местного самоуправления привести принятые им правовые акты в соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, или же оспорить эти акты в судебном порядке.

В субъектах Российской Федерации можно заметить значительное разнообразие в структуре и наименованиях высших должностных лиц и высших органов исполнительной власти50, а также иных органов исполнительной власти, осуществляющие отраслевые и межотраслевые функции. Так, например, в республиках Бурятия и Коми высшим должностным лицом является президент республики, а возглавляющий высший исполнительный орган - правительство республики. В Республике Татарстан и Республике Башкортостан действуют кабинеты министров во главе с премьер-министром, который назначается президентом - высшим должностным лицом республики. В республиках Тыва, Северная Осетия - Алания президент одновременно является главой правительства. В республиках Калмыкия, Кабардино-Балкария высшими органами исполнительной власти являются президенты данных республик.

В краях и областях высшими органами исполнительной власти являются возглавляемые высшими должностными лицами - губернаторами, главами администрации правительства или администрации краев и областей. Так, например, Устав Красноярского края устанавливает, что главой исполнительной власти края устанавливает, что главой исполнительной власти является высшее должностное лицо края - губернатор, возглавляющий администрацию края на основе единоначалия.51 Уставом Приморского края закреплено, что губернатор края является высшим должностным лицом, организующим исполнительную власть края и возглавляющим ее.52 В Пензенской, Пермской, Самарской областях губернатор возглавляет правительство области, а в Костромской, Ивановской и других областях администрацию области возглавляет глава администрации. В Москве качестве высшего органа исполнительной власти функционирует правительства во главе с мэром, а Санкт-Петербурге во главе с губернатором53.

При осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности и действуя на основании и во исполнение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, также законов субъектов Российской Федерации, руководитель высшего исполнительного органа субъекта54 издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на территории субъекта Российской Федерации. Эти акты по предметам ведения России и по предметам совместного ведения России и ее субъектов не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, а также обеспечивают соответствие указанным выше актам или конституций и иных нормативных правовых актов субъектов. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъектов. Так действует механизм обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 

3.4 Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации

 

В главе IV Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. Определяются принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Статья 26 Закона предусматривает порядок определения полномочий, осуществляемых органами государственной власти:

по предметам ведения субъекта Российской Федерации - конституцией (уставом), законами субъекта;

по предметам совместного ведения - Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашении;

по предметам ведения Российской Федерации - федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

Принципиальное значение имеет положение указанного Закона о том, что федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Данное положение касается актов Президента и Правительства Российской Федерации.

Не менее принципиальное значение имеет установление четкого порядка финансового обеспечения осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

За счет бюджета субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются следующие полномочия:

материально-техническое и финансовое обеспечение органов государственной власти и государственных учреждений субъекта;

управление имуществом, находящимся в собственности субъекта;

формирование и использование резервных фондов субъекта;

предупреждение и ликвидация последствий территориальных и региональных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий;

осуществление региональных программ в области охраны окружающей среды и экономической безопасности;

обеспечение охраны государственных природных заказников и памятников природы регионального значения;

планирование использования земель сельскохозяйственного назначения;

строительство и содержание дорог общего пользования (межмуниципального сообщения);

организация транспортного обслуживания населения в пригородном и межмуниципальном сообщении;

финансовое обеспечение гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных учреждениях, на предоставление начального и среднего профессионального образования;

охрана памятников истории и культуры регионального значения; организация и поддержка государственных музеев (за исключением общенациональных); содержание библиотек регионов;

организация социального обслуживания граждан;

определение административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.

При этом, важное значение имеет то обстоятельство, что Закон содержит закрытый перечень финансируемых за счет субъекта Российской Федерации полномочий. Если в федеральном законе или ином нормативном правовом акте будут установлены иные полномочия, то финансирование их осуществления должно проводиться за счет средств федерального бюджета.

Соглашения между органами исполнительной власти (федеральными и субъектов) с учетом ограничений, предусмотренных ст. 78 Конституции Российской Федерации и федеральным законом, о передаче федеральными органами органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществления части своих полномочий не может быть в равной степени возложено на исполнительные органы всех субъектов. Порядок заключения таких соглашений определяется Правительством Российской Федерации.

В связи с этим складывается практика утверждения соглашений между МЧС России и администрацией (правительствами) субъектов Российской Федерации о передаче друг другу части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и предупреждения их последствий.

Федеральным законом определены случаи, когда отдельные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть временно возложены на федеральные органы или должностных лиц, назначаемые этими органами. Данного вида передача возможна только по указу Президента Российской Федерации. Условия принятия такого решения следующие:

если в связи с чрезвычайной ситуацией законодательные и представительные органы субъекта Российской Федерации отсутствуют;

если просроченная задолженность субъекта по исполнению долговых бюджетных обязательств превышает 30% собственных доходов субъекта;

если при реализации полномочий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета исполнительным органом субъекта, допущено нарушение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, в том числе допущено нецелевое расходование таких средств.

Предусмотрена возможность в определенных случаях введения временной финансовой администрации сроком на один год по указу Президента Российской Федерации.

Информация о работе Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов