Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Тема “Органы исполнительной власти” является важнейшей частью современного административного права. Она представляет ту его часть, которую можно назвать «правом организации управления (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность.

Содержание работы

Введение...........................................стр.3
Глава 1. Общие положения...........................................
Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы
организации и деятельности......................................стр.5
1.2. Виды органов исполнительной власти...........стр.10
1.3. Анализ соотношения понятий “cистема” и “структура” органов исполнительной власти......................стр.12
Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти....................................................................стр.16
2.1. Правительство Российской Федерации.........................................................................................................................................................................................стр.16
2.2. Федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.............................................стр.19
Глава 3. Система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации........................................стр.25
3.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации................стр.25
3.2.Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации................................................стр.28
3.3.Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации................................................................................стр.32
3.4.Принципы разграничения власти между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти
субъекта Российской Федерации...........................................стр.35
Заключение...... ...стр.39
Список литературы..........................................................

Файлы: 1 файл

Курсовая.rtf

— 584.85 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, Министерства регионального развития Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, федеральными службами и федеральными агентствами, подведомственными этим федеральным министерствам, федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в непосредственном подчинении Правительства Российской Федерации.

В заключении хотелось бы отметить, что для установления максимально эффективной системы федеральных органов исполнительной власти необходимо, чтобы каждый структурный элемент данной системы имел свой четкий и понятный правовой статус, который должен определяться законодательно в зависимости от характера и объема выполняемых функций и полномочий40.

Анализ системы федеральных органов исполнительной власти, говорит о том, что данные органы представляют собой сложную иерархическую, многоотраслевую и полифункциональную систему, которая объединяет как коллегиальные, так и единоначальные органы, вследствие чего необходима разработка федерального закона, принятие которого позволило бы с большей “четкостью” определить правовой статус, каждого из органов, а также разграничить их полномочия, что в совокупности неминуемо привело бы к повышению эффективности их деятельности.

 

Глава 3. Структура органов исполнительной власти субъекта Российской   Федерации

 

         3.1 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

 

Под системой исполнительной власти субъекта Российской Федерации понимается совокупность имеющих системный характер органов исполнительной власти, осуществляющих государственную деятельность в рамках определенной законом компетенции на территории одного из субъектов Российской Федерации во взаимодействии с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления41.

В Конституции Российской Федерации закреплено, что система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяется субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации органов государственной власти, установленными федеральным законом42.

Так, система и структура органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется либо в Конституции республики и уставе иного субъекта Российской Федерации, либо законом субъекта:

- о системе исполнительных органов государственной власти;

- о структуре исполнительных органов государственной власти;

- о схеме управления в субъекте.

В некоторых субъектах Российской Федерации структура органов исполнительной власти определяется указами высшего должностного лица. Актами высшего должностного лица утверждены положения об отдельных органах исполнительной власти. Схема управления и структура высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации должна определяться законодательным актом субъекта.

В субъектах Российской Федерации действуют следующие органы исполнительной власти:

- высшие органы исполнительной власти, непосредственное руководство которыми осуществляют высшие должностные лица субъектов;

- центральные (функциональные) и отраслевые органы исполнительной власти;

- территориальные органы указанных центральных органов.

Органы исполнительной власти, которые ведают вопросами, составляющими предмет совместного ведения России и ее субъектов, сохраняют основное содержание сферы, области их управленческой деятельности. К ним относятся: министерства, департаменты, управления, главные управления, комитеты.

В систему органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также входят органы, осуществляют управление имуществом, собственником которого является субъект, некоторые государственные органы, образованные субъектом в целях осуществления контроля за выполнением требований законодательства данного субъекта, органы в сфере дорожного хозяйства данного субъекта, коммунального хозяйства, водного хозяйства и др.

Очень важное значение для практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеет распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов в тех областях социальной сферы и хозяйства, которые отнесены к предметам совместного владения.

Основы конституционного статуса территориальных органов закреплены в части 1 статьи 78 Конституции, в соответствии с которой они создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Наряду с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовую основу организации и системы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют конституции республик и уставы других субъектов.

Особое значение имеет Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»43. В данном законе определены принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

государственная и территориальная целостность Российской Федерации;

распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию, верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России, единство системы государственной власти;

верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

единство системы государственной власти;

разделение государственной власти на исполнительную и законодательную, судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или преимущественно большей их части в ведении одного органа государственной власти или должностного лица;

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов принадлежащих им полномочий;

самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в данном Законе подчеркивается, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образую единую систему исполнительной власти. В данную систему включаются высший исполнительный орган государственной власти и иные органы, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта устанавливается должность высшего должностного лица.

 

3.2 Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации

 

В число высших должностных лиц субъекта Российской Федерации входят:

в республиках - президент республики, глава республики, председатель правительства республики;

в крае, области, автономном округе, городе федерального значения - губернатор, глава администрации, мэр города.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. определяется статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также основные полномочия высшего должностного лица субъекта, основы деятельности высшего исполнительного органа государственной власти, основы его взаимоотношений с представительным (законодательным) органом субъекта.

17 декабря 2009 года принят Федеральный закон  N 319-ФЗ44.  Последним устанавливается, что политическая партия вносит предложения о кандидатурах президенту не позднее чем за 40 дней до истечения срока полномочий губернатора. При этом консультации с президентом Российской Федерации проводятся не позднее, чем за 45 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Предложения о кандидатурах рассматриваются главой государства в течение не более 10 дней  со дня их внесения. Для повторного внесения предложений о кандидатурах устанавливается срок десять дней.

Кроме того, в законе определяются дополнительные основания для назначения президентом временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: истечение срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; невозможность осуществления им по тем или иным обстоятельствам (состояние здоровья, другие обстоятельства, временно препятствующие осуществлению полномочий) своих полномочий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Президент Российской Федерации в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе по представлению генерального прокурора Российской Федерации временно отстранить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления.

Решение Президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), или о временном отстранении его от должности, или об отрешении его от должности принимается в форме указа.

Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. утверждено Положение о порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации 45.

При применении вышеназванного указа следует учитывать, что Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2009 N 441 утверждено Положение о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации46.

Предусмотрено, что предложения по кандидатурам на данную должность вносятся руководителю Администрации Президента Российской Федерации полномочным представителем Президента в соответствующем федеральном округе. При этом учитывается авторитет, деловая репутация, опыт публичной деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации по представительным кандидатурам.

В Указе особое внимание направлено на то, что должностные лица Администрации Президента, подготавливающие и вносящие предложения по кандидатурам на указанную должность, несут ответственность за обоснованность предложений, объективность и достоверность информационных и иных справочных материалов, а также материалов, характеризующих представленные кандидатуры.

Помимо этого, в Указе определены требования к кандидатуре должностного лица и перечень материалов, прилагаемых к предложению.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ подчеркивается, что высшее должностное лицо одновременно может являться руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Высшее должностное лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности. Срок его полномочий - не более пяти лет. Наименование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации представляет субъект во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; обнародует законы субъекта; формирует высший исполнительный орган субъекта в соответствии с его законодательством; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа и др.

Информация о работе Система и структура органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов