Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 09:47, контрольная работа

Описание работы

Современная власть ищет оптимальные пути реформирования общественных отношений, создания демократического российского общества. Формирующаяся в России система органов и институтов, представляющих правовое государство должна обеспечивать функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа. Именно поэтому всегда будет актуальным вопрос формирования исполнительной власти.
Определяя цели административной реформы в стране, Президент в своем Указе от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" назвал в качестве приоритетной "повышение эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти"

Содержание работы

Введение.
3 стр.
Структура и система федеральных органов исполнительной власти
3 стр.
Федеральные органы исполнительной власти
11 стр.
3.1.
Президент РФ
12 стр.
3.2.
Правительство РФ
15 стр.
3.3.
Федеральные министерства
21 стр.
3.4.
Федеральные службы
22 стр.
3.5
Федеральные агентства
24 стр.
4.
Заключение.
25 стр.
5.
Список литературы.
26 стр.

Файлы: 1 файл

КР АП Структура федеральных органов исполнительной власти.docx

— 61.70 Кб (Скачать файл)

2. По субъекту, в ведении которого  находится право формировать  органы:

а) органы исполнительной власти, которые  формируются самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями. К этой группе относятся федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы

б) органы исполнительной власти, которые  формируются самими субъектами РФ на основании положений Конституции  РФ, конституций и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти  субъектов  РФ могут находиться в двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти. Например, управление внутренних дел МВД России, действующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования  органов:

а) органы руководители, которых избираются населением на соответствующей территории;

б) органы, формируемые в установленном  порядке высшими должностными лицами или главами исполнительной власти.

4. По организационно-правовым формам:

а) правительства;

б) министерства;

в) федеральные службы и федеральные  агентства;

г) администрации;

д) мэрии;

е) департаменты, управления, главные  управления, комитеты, отделы.

5. По характеру компетенции:

а) органы исполнительной власти общей  компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности по всем основным вопросам их деятельности: вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции  осуществляют управление, подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими  являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции  выполняют специальные функции  для всех или, для большинства  отраслей и сфер деятельности. Орган  исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности;

г) органы внутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств).

6. По порядку принятия управленческих  решений и разрешения подведомственных вопросов:

а) коллегиальные органы; б) единоначальные органы

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство  РФ; министерство РФ; федеральная служба России; российское агентство; федеральная  служба по надзору России.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

 

  1. Федеральные органы  исполнительной власти

Система федеральных органов  исполнительной власти закреплена Конституцией и федеральными законами Российской Федерации, состоит из:

Президента РФ и его полномочных представителей  в субъектах РФ

Правительства  Российской Федерации; 
Федеральных министерств, федеральных агентств и федеральных служб.

 

 

    1. Президент РФ и его полномочные представители в субъектах РФ

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы государства. Президент  РФ осуществляет государственную власть, «возвышаясь» над всеми тремя  ветвями государственной власти: законодательной, исполнительной и  судебной. Президент, выполняя важнейшие  государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной власти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаимодействует со всеми ветвями власти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной власти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной власти.

Президент РФ, не будучи главой исполнительной власти, играет значительную роль в сфере ее организации и функционирования.

Президент РФ как глава государства  имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной власти:

1) гарантирует права и свободы  человека и гражданина, которые  реализуются чаще; всего в области организации и функционирования государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) предлагает для одобрения Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ, может назначить на эту должность свою кандидатуру;

4) обеспечивает согласованное функционирование  и взаимодействие органов государственной власти РФ;

5) принимает или отклоняет отставку Правительства РФ;

6) определяет внутреннюю и внешнюю  политику Российской Федерации;

7) приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответствующим судом.

8) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов РФ, как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной власти. В случае непринятия согласованного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ.

9) представляет Государственной  Думе Федерального Собрания кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

11) представляет Совету Федерации  Федерального Собрания кандидатуры  для назначения на высшие судебные  должности, а также кандидатуру  Генерального прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет Совет  Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет  руководство Администрацией Президента  РФ;

14) утверждает военную доктрину  Российской Федерации;

15) назначает и освобождает от  должности полномочных представителей  Президента РФ в российских  регионах;

16) назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии, при определенных обстоятельствах вводит чрезвычайное положение повсеместно либо в отдельных местностях России.

Реализуя свои полномочия, Президент  РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации. Акты Президента РФ не должны противоречить  Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

Президент избирается сроком на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Госдума - на 5 лет. Поправку к Конституции РФ "Об изменении срока полномочий президента РФ и Государственной думы" нижняя палата парламента поддержала в первом чтении в ходе заседания 14 ноября 2008 года. Увеличение срока полномочий позволит президенту Российской Федерации и Государственной думе определить направления дальнейшего развития страны, реализовать планируемые мероприятия в течение срока полномочий, повысить ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности, обеспечить стабильное  развитие и преемственности государственной политики и государства в целом.

Важные функции исполнительной власти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, которая является государственным  органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиненных Президенту РФ.

Начиная административную реформу, Президент  РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»  утвердил Положение «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», в соответствие с которым образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Северокавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2010 г. № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 849 из состава Южного федерального округа выделен Северо-Кавказский федеральный округ.

Образование округов  и введение  института полномочных представителей  Президента  в  субъектах РФ дает возможность более эффективно осуществлять федеральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволяет своевременно разрешать возникающие споры и конфликты между органами региональной государственной власти и территориальными органами федеральной исполнительной власти.

 

3.2 Правительство Российской Федерации

Правовую основу организации и  деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, в том числе Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет систему  исполнительной власти в Российской Федерации: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.

Правительство РФ осуществляет государственную  власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием  и судами. При этом Правительство  РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.

Правительство РФ - это высший орган исполнительной власти. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В пределах своих полномочий Правительство РФ:

а) следит за исполнением Конституции  РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) принимает меры по устранению нарушений  законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжениях, обязательных для  исполнения в Российской Федерации, а также принимает акты, не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной власти соответствующим должностным лицам.

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, восьми заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации (Указ  Президента  Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636  (в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2013 N 645,от 27.09.2013 N 735) (п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 690)

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с  согласия Государственной Думы, а  освобождается от должности также  Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке, либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ, они имеют право подавать заявления об отставке. Для членов Правительства РФ устанавливаются определенные обязанности и ограничения:

Информация о работе Система и структура федеральных органов исполнительной власти в РФ