Система и источники современного административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

Введение

Первостепенной задачей любой  правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна  и для административного права, которое переживает существенные изменения  в последние годы. Закрепление  в Конституции Российской Федерации  принципа разделения властей, обособление  института исполнительной власти, выход  на арену в качестве субъекта административного  права коммерческих структур - все  это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Административное право как  одна из отраслей правовой системы  Российской Федерации объективно связана  с таким социальным явлением, которое  в общем виде обычно обозначают как  управление. Таким образом термин латинского происхождения (администрация - управление) стал универсальным средством для характеристики определенного вида деятельности, то есть совокупности действий, направленных на достижение определенных общественно значимых целей. Регулированием отношений, возникающих в процессе этой деятельности и занимается административное право.

В настоящей работе будет дана общая  характеристика административного  права как одной из важнейших  отраслей права в России.

С этой целью в первом разделе работы рассматривается состав и целостность административного права. Система административного права приводится во втором разделе данной работы.

Формирование в нашей стране основ правового государства  требует создания такой правовой системы, которая не опровергала  бы сама себя в силу внутренних противоречий. Особое значение в этом случае имеют источники административного права. Поэтому в третьем разделе работы будут рассмотрены виды источников административного права

В последнем разделе представлена система источников российского административного права РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика административного права

1.1. Состав и целостность административного права     

 Административное право является  одной из наиболее развитых и мощных отраслей права и законодательства. Оно охватывает обширный и очень разнообразный нормативный массив, позволяющий регулировать разные стороны государственной и общественной жизни. Административное право играет в правовой системе системообразующую роль и является фундаментальная базовая отрасль права. Во-первых, оно представляет и выражает один из двух главных методов правового регулирования, а именно императивный, повелительный. Другой базовый метод - диспозитивный - олицетворяется нормами гражданского права. Своеобразное объединение трех отраслей права в треугольник «конституционное право - административное право - гражданское право» формирует фундамент всей системы права.    

 Во-вторых, административное право  служит своего рода «материнской  отраслью» прежде всего для  отраслей публичного права, «пропитывая» и поддерживая их своими подотраслями, институтами и нормами. Например, финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права впитывает нормы административного права о компетенции соответствующих органов исполнительной власти, об их взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, административно-правовых санкциях и др. Отрасли социального права, в частности экологическое право, насыщаются нормами административного права применительно к той сфере регулирования, где именно императивность дает наибольший эффект1.    

 Все это предъявляет повышенные  требования к построению системы  административного права. Приходится  руководствоваться при этом достижением таких целей (цели административного права):

- обеспечение устойчивой системы органов исполнительной власти и создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти;

- эффективного регулирования общественных отношений с помощью функциональных режимов;

- гарантирование реализации прав и свобод граждан при одновременной охране публичных интересов и общественного порядка;

- защита граждан и общества от административного произвола2.    

 Достижение указанных целей  способствует в конечном итоге  эффективному административно-правовому  воздействию на общественные процессы и стабильности государственных институтов. Общественная практика и здесь служит критерием социальной эффективности отрасли права.    

 Требованием к системе административного  права является необходимость  ее строгой внутренней упорядоченности и согласованности. Системная целостность отрасли придает ей устойчивость.

Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов и подотраслей права, тесно взаимосвязанных между собой3

Системность права характеризует его как согласованное единство норм, институтов, отраслей, охватывающих регулирующим воздействием разнообразные стороны жизни общества и отношения людей.

          Правовые  нормы по своему содержанию и сфере действия группируются по отраслям и институтам права, образуя целостную систему.

Система права это внутренняя организация права, выраженная в единстве и согласованности юридических норм, которые сосредоточены в относительно самостоятельных комплексах.

Отрасль - главное подразделение системы права, совокупность юридических норм, регулирующих значительный круг однородных общественных отношений и объединенных общим предметом и методом.

Подотрасль - упорядоченная совокупность родственных институтов одной и той же отрасли права.

        Институт  права - обособленный комплекс юридических норм, которые являются специфическим элементом отрасли права и регулируют незначительный круг однородных общественных отношений.    

 Систему административного  права принято делить на две  части: общая и особенная. Общая  включает в себя нормы, охватывающие  управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.    

 Общая часть включает в себя институты:

- устанавливающие административно-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосударственных организаций;

- регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления);

- обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти;

- регламентирующие принуждение по административному праву.    

 Особенная часть включает институты, регулирующие:

- обеспечение безопасности граждан,  общества, государства, а также  административно-политическую деятельность;

- организационно-хозяйственную деятельность;

- социально-культурную деятельность;

- деятельность государственной  администрации по организации  и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.  

 Традиционное построение системы административного права сохраняется во всех опубликованных учебниках, книгах и статьях по административному праву. Устойчивость общей части административного права можно объяснить преемственностью его основных элементов и средств воздействия.     

 Необходимо различать систему  административного права и систему административно-процессуального законодательства. В основном они совпадают - по целевой ориентации, по принципам построения, по структурно-нормативным подразделениям. Система законодательства представляет структурно упорядоченный массив действующих административно-правовых актов. Система административного права, являясь отражением науки административного права, служит концептуально-нормативной ориентацией для системы законодательства4.    

 Отрасль административного права можно разделить на следующие подотрасли: а) нормативно-структурная (предмет административного права, сферы регулирования, принципы, нормы); б) органы исполнительной власти; в) государственная служба; г) административно-правовые режимы; д) административный процесс, законность в управлении; е) организация государственного управления в сферах и отраслях.    

 К подотраслям административного законодательства можно отнести:    

 а) «Органы исполнительной  власти» с выделением институтов «Федеральные органы исполнительной власти (общие вопросы)», «Федеральные министерства», «Иные федеральные органы государственной власти», «Органы исполнительной власти субъектов РФ (общие вопросы)», «Виды исполнительных органов субъектов РФ». Заметим, что в соответствующих классификаторах республик, областей и др. возможны более дробные классификации их органов;    

 б) «Государственная служба (общие вопросы)» с выделением  институтов «Государственная служба  в федеральных государственных   органах»,   «Государственная  служба   в   государственных органах субъектов РФ»,  «Государственная служба  в государственных учреждениях и предприятиях»;    

 в) «Административно-правовые  режимы» с институтами «Чрезвычайное  положение», «Военное положение», «Таможенный  режим», «Функциональные режимы»;    

 г) «Регистрационно-легализующая деятельность» институтами «Государственная   регистрация»,   «Лицензирование»,   «Стандартизация» и т.п.    

 д) «Государственное  управление  в  сферах  государственной жизни» с институтами «Разграничение функций между органами РФ и органами ее субъектов», «Компетенция органов исполнительной власти», «Принятие решений» и т.п. Институты данной подотрасли воспроизводятся специфическим образом в рубриках классификатора, посвященного другим отраслям законодательства (в области экономики, охраны природы, образования, культуры, обороны и т.д.);    

 е) «Контрольно-надзорная деятельность»  с институтами «Учет», «Контроль», «Надзор».    

 Целый ряд институтов административного  права и законодательства может подразделяться на подинституты. Но и это деление для них не всегда совпадает.     

 В рамках административного  права выделяемое админитративно-процессуальное законодательство также делится на «Административные процедуры», «Процедуры обеспечения прав граждан в управлении», «Административное правонарушение и административная ответственность», «Производство по административным делам», «Административная юстиция» и иные соответствующие институты. Членение отрасли на подотрасли, институты, подинституты, акты, нормы отражает их связь и внутреннюю соподчиненность5.

Наряду с предметом  и методом регулирования, третьей  особенностью самостоятельной отрасли  права является ее целостность, системность, ее структура. Эта черта довольно четко прослеживается в административном праве. Единый предмет и единственный метод правового опосредования реальных общественных отношений предопределили взаимосвязь образующих отрасль юридических норм.

Административное право  – целостная система правовых норм, которые объединяют предмет, цели, принципы, метод регулирования. Эти  нормы должны быть согласованы друг с другом, опираться на единые принципы, использовать единую терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной юридической силы, общих и  специальных. А в целом отрасль  создает специфический – административно-правовой – режим регулирования общественных отношений6

 

1.2. Система административного  права

Административное право, являясь частью правовой системы России, имеет собственную структуру, оригинальную систему, характеризующуюся непосредственной связью входящих в нее административно-правовых институтов (например, институт правового акта управления), подотраслей права (например, административно-деликтное, служебное право) и норм.

Необходимо различать систему административного права, т. е. совокупность институтов, подотраслей и норм административного права, и систему административного законодательства, представляющую собой совокупность действующих законодательных и иных нормативных актов, связанных между собой и регламентирующих соответствующие отношения в сфере публичного управления. Административное право и административное законодательство — неразрывные понятия; логика их взаимоотношений обусловливает дальнейшее совершенствование механизма административно-правового регулирования.

На протяжении многих десятилетий  учеными предлагается примерно одинаковая система административного права, состоящая из двух частей — общей  и особенной.

В общей части административного права рассматриваются основные институты административного права. Общая часть включает главные структурные элементы общего административного права, например:

  • понятие административного права;
  • вопросы предмета, метода и системы административного права;
  • административно-правовые нормы и отношения;
  • наука административного права;
  • субъекты административного права;
  • административно-правовой статус гражданина, органов исполнительной власти, государственных служащих; правовые акты управления;
  • административно-правовые методы реализации исполнительной власти и административное принуждение;
  • административное правонарушение и административная ответственность;
  • компетенция органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Информация о работе Система и источники современного административного права