Система и источники современного административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Первостепенной задачей любой правовой науки является правильное определение и обоснование ее предмета. Данная проблема актуальна и для административного права, которое переживает существенные изменения в последние годы. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения властей, обособление института исполнительной власти, выход на арену в качестве субъекта административного права коммерческих структур - все это существенно повысило значение административного права в правовой системе РФ.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 56.55 Кб (Скачать файл)

К актам Президента РФ относятся:

а) указы Президента;

б) распоряжения Президента.

2. Постановления и распоряжения  Правительства Российской Федерации.

3. Ведомственные нормативно-правовые  акты. Здесь различают:

а) постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных  федеральных органов специальной  компетенции;

б) приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных  федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций  государственных федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

в) акты руководителей аппаратов  Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и др.;

г) акты Банка России.

д) указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров, глав администраций);

е) постановления и распоряжения правительств субъектов Федерации;

ж) приказы, постановления центральных  органов специальной компетенции  субъектов Федерации;

з) приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации (например, префектов в Москве);

е) приказы, инструкции администраций, государственных предприятий, учреждений субъектов Федерации.

Особое место в системе подзаконных  источников административного права  занимают акты правосудия.

Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые  отменяют, изменяют старую13.

Акты правосудия могут двумя  способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными  или неконституционными действующие  нормы, и тем самым прямо или  косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом  установлено, что решения определенных судов являются обязательными для  судов той же или низшей инстанции.

В России акты правосудия не считаются  правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество  путем признания действующих  норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, - постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Конституционный Суд РФ принял ряд  постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам  многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

 

2.2.Система источников административного права

Все действующие источники  административного права образуют целостную, регулируемую систему.

Нередко систему источников административного (финансового, семейного  и других отраслей права) называют административным (финансовым, семейным и т. д.) законодательством. Это некорректно. Известно, что нормы  административного права содержатся не только в законах, но и в подзаконных  актах. Административное законодательство следует понимать как систему  законов, в которых имеются нормы  административного права, а всю  совокупность действующих источников этой отрасли можно назвать системой источников административного права (СИАП). Особенностью СИАП является многообразие источников (законы и подзаконные  акты федеральных, региональных, муниципальных  органов). Изменяют административное право  своими актами и законодательная, и  исполнительная, и судебная власти, а кроме того, и Президент, и  Банк России, и Генеральный прокурор. Акты органов всех ветвей государственной  власти являются источниками административного  права.

Также СИАП отличается огромным объемом по числу входящих в нее  источников. Это прежде всего объясняется универсализмом и иными особенностями административной власти. Поэтому требуется большое число федеральных и региональных, материальных и процессуальных, регулятивных и охранительных, общих и внутриаппаратных норм, регулирующих деятельность государственной администрации во многих сферах общественной жизни. В этом нетрудно убедиться, ознакомившись с общеправовым классификатором отраслей законодательства, в котором нет раздела "административное законодательство", а соответствующие источники помещены в разделы законодательства об административных правонарушениях, о государственной службе, об обороне, о безопасности, о транспорте и связи, об охране общественного порядка и в десятки других разделов классификатора. Кстати, в классификаторе тоже некорректно используется термин "законодательство", хотя речь идет о системе источников соответствующих норм, в которую входят даже ведомственные инструкции14.

Еще одной особенностью системы  источников административного права  является ее мобильность, изменчивость. В систему административно-правовых норм часто вносятся изменения новыми источниками, а старые источники  отменяются, изменяются. Нестабильность СИАП объясняется многими объективными факторами. На предметную, универсальную, организующую деятельность государственной  администрации непосредственно  влияют экономика, политика, а также  огромные размеры самого административного  права и системы его источников и др. Нестабильность СИАП связана  и с субъективными факторами: ошибками, политическими пристрастиями  тех, кто готовит, принимает акты, содержащие нормы административного  права.

Наличие большого числа источников разной юридической силы, принятых в разное время, - объективный факт, который отрицательно сказывается  на состоянии систематизации отрасли. Единого административного кодекса  нет, и его невозможно создать. Это  обусловлено рядом причин. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить  такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст. 72 Конституции России15.

Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать.

Основные направления  этой работы:

• повышение качества, взаимосвязи  правовых норм;

• принятие всех необходимых  для проводимых реформ норм;

• усиление роли законов  в регулировании прав граждан, формировании и функционировании государственной  администрации;

• устранение пробелов в  административно-правовом регулировании (путем принятия актов, регулирующих правовое положение студентов и  учащихся, гражданскую альтернативную службу и др.). Один из важных аспектов проблем СИАП для всех юристов - поиск  нужных источников.

Существует система изданий, в которых публикуются официальные  тексты актов.

Все федеральные законы, указы и распоряжения Президента, постановления и нормативные  распоряжения Правительства должны быть опубликованы в «Российской  газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации». Официальное издание общих ведомственных нормативных актов осуществляется в «Российской газете» и «Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств». Кроме того, многие центральные ведомственные органы (Центробанк, Государственный таможенный комитет и др.) издают свои вестники, бюллетени.

Акты субъектов Федерации  публикуются в одной из газет, издаваемой на территории субъекта, а  также в «Собрании законодательства»  или в журнальном издании с  иным названием, специально созданном  для официальных публикаций актов  субъекта Федерации.

Акты федеральных судов  можно найти в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, Вестнике Высшего  арбитражного Суда Российской Федерации, Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации. Постановления Конституционного Суда РФ также подлежат обязательному  опубликованию в Российской газете и Собрании законодательства Российской Федерации.

К сожалению, публикация источников административного права далеко не совершенна. Не решен вопрос об официальном  издании внутриаппаратных ведомственных актов федеральных органов, нормативных административных договоров, актов муниципальных органов и ряда других источников административного права16.

На данный момент времени  проблема систематизации административных норм права обостряет вопрос реализации права на информацию и его же ответственности  за ее использование в условиях глобальной информатизации, как для обычных  людей, так и для юристов в  частности. В какой-то степени эти недостатки преодолеваются путем использования компьютерных вариантов систематизации законодательства ("Консультант плюс", "Гарант" и др.), но тексты, извлеченные из компьютеров, не носят официального характера, поэтому лучшим решением этой проблемы могла бы стать еженедельная федеральная газета и подобные издания в субъектах Федерации, которые оперативно доводили бы до всей страны официальные тексты всех федеральных органов17.

И как обобщение ко всему  изложенному, перечислим основные источники административного права. В первую очередь, главным источником являются законы, обладающие наивысшей юридической силой и обобщенно регулирующие наиболее значимые административно - правовые отношения. Указы Президента Российской Федерации, касающиеся вопросов организации государственного управления и других вопросов, отнесенных к предмету административного права. Решения местных представительных органов по вопросам местного управления, охраны порядка и другим, отнесенным к компетенции этих органов и прописанных законодательством. Акты управления составляют следующую весьма значительную группу источников административного права. Акты управления нормативного характера, в соответствии с принципом Конституции (статья 55), могут распространяться на подчиненные органу предприятия и учреждения, и ни в коем случае не должны затрагивать прав граждан и их обязанностей. В Конституции (статья 56) предусмотрен единственный случай, когда права и обязанности граждан могут устанавливаться органами управления (установление чрезвычайного положения)18.

 

Заключение

Как мы убедились, административное право представляет собой самостоятельную отрасль российского права, имеющую важное значение в системе средств правового регулирования общественных отношений.

Административное право  регулирует управленческие отношения, складывающиеся в сфере функционирования, прежде всего исполнительной власти. Но административное право выполняет  важные регулятивные и охранительные  функции во всей сфере публично-правового  регулирования, регламентируя отношения  органов власти и иных участников правоотношений.

В данной работе были рассмотрены  различные юридические нормы, являющиеся источниками административного  права. Была дана их общая характеристика, классификация и система.

Следует также отметить, что на сегодняшний момент административное право относится к числу самых  несистематизированных, а тем более - не кодифицированных отраслей правовой системы России. Это объясняется  его многопрофильностью и соответственно, и обилием источников административного права. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация).

В заключении следует отметить, что административное право - частица  нашего общества. Все здесь взаимосвязано  и постоянно взаимодействует. Спектр деятельности административного права  очень широк, поэтому и его  роль и значение для регулирования  общественных отношений тоже велико. 

 

Список использованных источников и литературы:

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации  от 12.12.1993 // Российская газета 25 декабря  1993 года.

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2002 N 195-ФЗ.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №1.Ст.1.

Научно-методическая литература:

1. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, ТЕИС, 2004 - 341 с.

2. Административное право: часть  первая. Учебник. - М.: ЦОКР МВД России, 2005. - 428 с.

3. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: Норма-Инфра-М, 2005 - 245 с.

4.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 298 с.

5. Галлиган Денис Дж. Административное право: история и основные и основные современные тенденции развития М.: - Юрист - 2005. - 379 с.

6. Гойман Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Правоведение: Учебник / Под ред. доктора юр. Наук, профессора В.И. Червонюка. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 336 стр.

7. Елистратов А.И. Административное  право М.: Дело, 2004. - 287 с.

8. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Администр. право (альбом схем). М., 2000.

9. Козлова Ю.М.,. Попов Л.Л. Административное  право: учебник.- М.: Юристъ, 2002. - 728 с.

10.Манохин А.Д., Адушкин Ю.С., Багшнаев З.А. Российское Административное право. / Учебник. М.: Юристъ, 2002. - 456 с.

11. Овсянко Д.М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г.А. Туманов. -М., Юристъ, 2002. - 276 с.

Информация о работе Система и источники современного административного права