Система источников налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

В юридической литературе отмечается многозначность термина "источник права". Этот термин имеет двоякое значение: источник в смысле правотворческого решения и источник как фактическое местопребывание норм права.
Традиционно принято различать три основных источника права - нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и система источников налогового права 4
Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права 6
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

источники налогового права.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный  университет»

Юридический факультет

Заочное отделение

Кафедра Гражданского права  и процесса

 

 

 

 

 

 

 

Система источников налогового права

(контрольная работа)

 

 

 

 

Выполнил: Лихатина Э.А., гр 12601

Проверил: Алексеева Е.С.

 

 

Улан-Удэ

2013

 

Содержание

 

Введение 3

Понятие и  система источников налогового права 4

Конституция РФ и федеральные нормативные  правовые акты как основные источники  налогового права 6

Заключение 14

Список использованной литературы 16

 

 

 

Введение

В России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства, как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Таким образом, налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

Налоговое право России является наиболее "живой", нестабильной, динамично  развивающейся отраслью. Вместе с  тем ему до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс реформирования налогового законодательства, связанный, прежде всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер и продолжается в настоящее время (хотя и близка к своему завершению). В этой связи особую актуальность приобретает проблема дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Для повышения эффективности налоговых реформ представляется необходимым использовать международный опыт налогового регулирования, включая решения зарубежных и международных судов по налоговым спорам, активнее привлекать к законотворческой работе специалистов в области налогово-правовой науки и практики.

Понятие и система источников налогового права

 

 В юридической литературе  отмечается многозначность термина  "источник права". Этот термин  имеет двоякое значение: источник  в смысле правотворческого решения  и источник как фактическое  местопребывание норм права.

Традиционно принято различать  три основных источника права - нормативный  юридический акт, санкционированный  обычай и судебный прецедент.

Юридический источник права  в виде письменного документа, закрепляющего  правотворческое решение законодателя, как носителя юридических норм, есть форма существования права. Нормативные  акты-документы в наибольшей степени  отражают свойства права, достоинства  и потенциальные возможности  правового регулирования. В числе  нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.

Одним из существенных признаков  права в целом и налогового права, в частности, является формальная определенность. Налогово-правовые нормы  фиксируются уполномоченными органами в определенных источниках, издаваемых по установленным процедурам. Источники  налогового права - это официально признаваемые государством юридические формы, содержащие налогово-правовые нормы. Посредством  источников права государственная  воля объективируется вовне, приобретает  материальное выражение, то есть документально фиксируется.

Источники налогового права  образуют многоуровневую, иерархическую  систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты.

Законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты налоговых  платежей, традиционно обозначается в научно-практической литературе как  налоговое. Однако Налоговый кодекс РФ не содержит термина "налоговое законодательство", а использует понятие "законодательство о налогах и сборах". Как полагает А.В. Брызгалин, это обусловлено тем, что в состав налогового законодательства, имеющего общеправовое значение, входят как законодательство о налогах и сборах, так и нормативные правовые акты государственного управления1.

Следуя нормам НК РФ, в  систему законодательства о налогах  и сборах входят:

1) Налоговый кодекс РФ;

2) федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ;

3) законы и иные нормативные правовые акты законодательных органов субъектов Федерации;

4) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

 

Конституция РФ и федеральные нормативные  правовые акты как основные источники  налогового права

 

Согласно п. «и» ст. 72 Конституции  РФ установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это разграничение предметов ведения и полномочий наделяет Россию компетенцией по правовому регулированию тех сфер налоговой деятельности, которые относятся к ее исключительному ведению или к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В правовой системе России, как и любого государства, особое место занимает Конституция. Высшая юридическая сила Конституции РФ в иерархии источников налогового права  обусловлена свойствами Основного  Закона, отличающими его от актов текущего законодательства.

В состав элементов юридических  свойств Конституции РФ входят: верховенство в системе законодательных актов  государства; нормативность, прямое действие на всей территории Российской Федерации; особый порядок принятия и изменения; обеспеченность конституционным контролем. Названные признаки позволяют рассматривать  Конституцию РФ как главный источник налогового права и основу нормативно-юридического регулирования общественных отношений  по поводу установления, введения и  взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Конституционные нормы могут  непосредственно регулировать отношения  налоговой сферы, но чаще всего это  регулирование осуществляется посредством  развития конституционных основ  в текущем налоговом законодательстве.

Конституция РФ определяет исходное начало, отправную точку налогового права - обязанность каждого платить законно установленные налоги (ст. 57).

Конституционные основы налоговой  деятельности подразделяются на политические, экономические и организационные  требования. Политико-правовые принципы налоговой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст. 10), коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами налоговой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и т. п., т. е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона2.

 Предназначение Конституции  РФ как основного правового  акта обусловливает определение  ею главных задач и основных  направлений налоговых отношений  в государстве. Конкретизация правового регулирования налогообложения осуществляется иными источниками налогового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений в сфере установления, введения и взимания налогов и сборов, налогового контроля, а также относительно привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения3. Высшая юридическая сила Конституции РФ определяет и условия эффективности ее воздействия на текущее налоговое законодательство, поэтому конституционные основы налоговой деятельности государства должны соответствовать требованию рациональной конкретности предписаний, т. е. иметь исторически обусловленную степень соотношения абстрактных и точных норм. Степень конкретности предписаний конституционных основ налоговой деятельности должна обеспечивать непосредственное влияние Конституции РФ на текущее налоговое законодательство, непрерывность и логическое продолжение принципов Основного Закона в иных источниках налогового права.

Посредством развития конституционных  основ налогообложения в процессе федерального, регионального и муниципального правотворчества осуществляется совершенствование  механизма правового регулирования  налоговых отношений, реализуются  общеправовые принципы в налоговом  праве.

Структура федеральных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах включает НК РФ и принятые в  соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и  сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные Нормативные  правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии соответствия Кодексу.

Предпосылки кодификации  налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом  развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов  налогового права, усложнением способов правового воздействия на налоговые  отношения. После принятия Конституции  РФ в 1993 г. существенно возросло правотворчество  субъектов РФ, в результате чего произошло количественное увеличение налогового законодательства, возникли противоречия между федеральными и  региональными нормативно-правовыми  актами, появились диспропорции в  соотношении формы правового  регулирования и сферы охватываемых налоговых отношений. Одновременно с отмеченными явлениями происходило  повышение роли государства в  экономической жизни общества и особенно в финансовой сфере.

Налоговый кодекс РФ является правовым актом - преемником ранее принятых законов о налогах и сборах. В этой связи он сохранил оправдавшие себя положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов, кодифицировал процессуальные нормы налогового права, систематизировал и конкретизировал составы налоговых правонарушений, меры ответственности за нарушения налогового законодательства. Вместе с тем НК РФ воспринял отдельные термины и положения иных отраслей законодательства4.

В настоящее время НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Часть вторая НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов.

Налоговый кодекс РФ рассчитан  на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию  или разъяснение подзаконными нормативными актами.

В систему источников налогового права также входят налоговые  законы общего действия и законы о  конкретных налогах. К законам общего действия относятся нормативные  правовые акты, регулирующие правовой статус налоговых органов, какой-либо группы налогоплательщиков или налогообложения  определенного вида имущества. Необходимость  принятия федеральных законов о  налогах и сборах предусмотрена  целым рядом статей НК РФ. Например, п. 4 ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков представлять в налоговый орган  налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах и сборах.

К законодательным актам, на основании которых взыскиваются налоги, предъявляются повышенные требования. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным только в том случае, если определены налогоплательщики и такие элементы налогообложения, как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В систему источников налогового права федерального уровня входят также  подзаконные нормативные правовые акты о налогах и сборах, изданные органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов. К числу органов, наделенных правом налогового нормотворчества, относятся  Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Центральный банк РФ и др. Названные  органы издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в предусмотренных  законодательством случаях. При  этом нормативные правовые акты Президента РФ и органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах, т. е. не могут детализировать законодательные нормы, регулирующие порядок и условия уплаты налогов, а также вводить новые или  изменять, дополнять существующие налоги и сборы. Подобное ограничение финансовой компетенции Президента РФ и органов  исполнительной власти воспринято НК РФ из постановления Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П, в котором  отмечено, что «только закон в  силу его определенности, стабильности, особого порядка принятия может  предоставить налогоплательщику достоверные  данные для исполнения им налоговой  повинности. Если существенные элементы налога или сбора устанавливаются  исполнительной властью, то принцип  определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке».

Информация о работе Система источников налогового права