Система источников налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 18:18, контрольная работа

Описание работы

В юридической литературе отмечается многозначность термина "источник права". Этот термин имеет двоякое значение: источник в смысле правотворческого решения и источник как фактическое местопребывание норм права.
Традиционно принято различать три основных источника права - нормативный юридический акт, санкционированный обычай и судебный прецедент.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и система источников налогового права 4
Конституция РФ и федеральные нормативные правовые акты как основные источники налогового права 6
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Файлы: 1 файл

источники налогового права.docx

— 38.05 Кб (Скачать файл)

Грубое нарушение процедуры  принятия нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, служит основанием для признания  такого акта ничтожным. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в законную силу актов Президента Российской Федерации, Правительства  Российской Федерации и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти» все ведомственные  акты, затрагивающие права граждан  и организаций, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Акты о налогах и сборах, не отвечающие названному требованию, а также не опубликованные в установленном  порядке, не влекут правовых последствий, поскольку не считаются вступившими  в законную силу, и не могут являться юридическими фактами для регулирования налоговых правоотношений.

Следовательно, подзаконный  нормативный акт о налогах  и сборах, затрагивающий права  или обязанности фискально обязанных лиц, приобретает юридическую силу только при одновременном соблюдении следующих условий:

 а) соответствие НК  РФ и иным законам о налогах  и сборах;

б) официальное - опубликование;

 в) осуществление процедуры  регистрации в Министерстве юстиции  РФ5. Необходимо учитывать, что не все нормативные акты органов исполнительной власти относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 4 НК РФ Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ и органы государственных внебюджетных фондов наделены полномочиями по изданию приказов, инструкций и методических указаний по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Названные документы представляют акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не отношения, образующие предмет налогового права, а служебные взаимосвязи в названных органах исполнительной власти. Приказы, инструкции и методические указания не устанавливают (и не могут устанавливать) каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому для частных субъектов налоговых отношений носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению. Налоговое право России6. Налоговое законодательство особо оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) издание органом, не  имеющим в соответствии с НК  РФ права издавать подобного  рода акты, либо издание с нарушением  установленного порядка издания таких актов;

2) наличие норм, отменяющих  или ограничивающих права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей либо  налоговую компетенцию налоговых  органов, таможенных органов,  органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменение содержания  обязанностей участников налоговых  отношений, объем которых установлен НК РФ;

4) запрещение установленных  НК РФ действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов или их представителей;

5) запрещение установленных  НК РФ действий налоговых органов,  таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, их должностных лиц;

6) разрешение или допущение действий, запрещенных НК РФ;

7) изменение установленных  НК РФ оснований, условий, последовательности  или порядка действий участников  налоговых отношений;

8) изменение содержания  понятий и терминов, определенных  НК РФ, либо при использовании  этих категорий в ином значении7.

По общему правилу признание  нормативного правового акта не соответствующим  НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства  орган, издавший оспариваемый нормативный  акт, вправе отменить действие несоответствующего документа или изменить его соответствующим  образом. Эффективность федерального законодательства о налогах и  сборах во многом зависит от степени  его соблюдения. Согласно Указу Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном  совете Российской Федерации» вопросы, касающиеся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами федеральных  законов и подзаконных правовых актов, подлежат обсуждению Государственным  советом РФ. В случае выработки  решения о необходимости принятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесения в  них изменений, внесения поправок в  проект федерального конституционного закона или федерального закона проект соответствующего акта вносится в Государственную  Думу Федерального Собрания РФ в порядке  законодательной инициативы Президента РФ. Государственный совет РФ и  его президиум имеют право  привлекать для осуществления отдельных  работ ученых и специалистов, что, несомненно, повысит эффективность  законотворческого процесса в налоговой  сфере8.

 

Заключение

 

Источниками налогового права  являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Под нормативным правовым актом следует понимать принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято  подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный  акт, принятый в специальном порядке  законодательным органом государства  либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные  законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом  соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ.

Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый  кодекс и федеральные законы о  налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в  соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Следующими источниками  налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ. Также к этой категории следует  отнести приказы, инструкции министерств  и других центральных органов, решения  органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е. устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Правоприменительные акты Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации  по налоговым спорам не входят в  систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной  налоговой системы они приобретают  особое значение.

Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации.

 

Список  использованной литературы

  1. Налоговый кодекс РФ;
  2. Конституция РФ;
  3. Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. – 2009. – N 5. – 234 с.;
  4. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 119 с.;
  5. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций - М.: Велби, 2006. - С. 33-35.;
  6. Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. -110 с.;
  7. Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Изд-во Ось-89, 2006. - 480 с.;
  8. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.- М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. – 720 с.;
  9. Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д. В. Винницкий - М.: Высшее образование, 2006. - 694 с.

1 Брызгалин А.В. Налоговый кодекс РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие // Налоговый вестник. – 2009. – N 5. – c. 29.

2 Парыгина В.А., Тедеев А.А.. Налоговое право Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Изд-во Ось-89, 2006. - С. 41-43.

3 Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. Учебное пособие. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - С. 67-69.

4 Хрестоматия по налоговому праву / Сост. Д. В. Винницкий - М.: Высшее образование, 2006. - С. 63-65.

5 . Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций - М.: Велби, 2006. - С. 33-35.

6 И. А. Цинделиани, В. Е. Кирилина, Е. Г. Костикова, Е. Г. Мамилова, Н. Л. Шарандина - М.: Высшее образование, 2006. - С. 84-86.

7 Миляков Н.В. Налоговое право: Полный курс лекций. - М.: Издательство: Инфра-М, 2006. - С. 66-68.

8 Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь.- М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2006. - С. 29-31.

 


Информация о работе Система источников налогового права