Шпаргалка по "Основам административного права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Основам административного права"

Файлы: 1 файл

Админ. право. База..docx

— 166.64 Кб (Скачать файл)

В зависимости от положения контролирующего  субъекта контроль может быть внешним  и внутренним.

Внешний государственный контроль осуществляется органом, не входящим в систему проверяемого ведомства.

Внутренний  государственный контроль осуществляется, напротив, собственными силами подконтрольного  органа. Внутренний контроль может  осуществляться руководителем органа, предприятия или организации  самостоятельно, либо путем создания специализированного контрольно-ревизионного органа — например, Комиссии контроля в политических партиях или Службы собственной безопасности правоохранительных органов.

В зависимости от периода, когда осуществляется контроль, может быть выделен предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный государственный  контроль осуществляется перед принятием  подконтрольным органом управленческого  решения или совершением какого-либо действия. Например, предварительный  контроль может осуществляться перед  регистрацией политической партии в  качестве юридического лица в целях  проверки соответствия политической партии действующему законодательству.

Текущий государственный контроль осуществляется в течение всего периода функционирования подконтрольного органа — например, проверка соответствия предприятий  общественного питания санитарно-эпидемиологическим требованиям или наблюдение за техническим  состоянием эксплуатируемых средств  общественного транспорта.

Последующий государственный контроль осуществляется после принятия решения или совершения действия подконтрольным органом. Например, последующий контроль осуществляется органами прокуратуры при проверке деятельности следователя в ходе проведения следствия по уголовному делу.

В зависимости от характера полномочий субъекта, осуществляющего государственный  контроль, различают:

1) контроль Президента РФ;

2) контроль органов законодательной  власти;

3) контроль органов исполнительной  власти;

4) контроль органов судебной власти.

Контроль  Президента Российской Федерации в  сфере управления осуществляется в  двух основных формах.

Непосредственный  контроль Президента РФ. Он осуществляется в области подбора и расстановки  кадров на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (представление  кандидатуры Председателя Правительства  РФ на рассмотрение и утверждение  Государственной Думой, назначение на должность руководителей министерств  и ведомств, высшего командования Вооруженных Сил России, высших должностных  лиц субъектов РФ и др.).

Президентский контроль через соответствующие  президентские структуры:

Администрацию Президента РФ, важнейшей задачей  которой является обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов  исполнительной власти РФ;

Контрольное управление Президента РФ, которое, являясь  структурным подразделением Администрации  Президента РФ.

Контроль  органов законодательной власти проявляется в том, что Государственная  Дума:

дает  согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

решает  вопрос о доверии Правительству  РФ, осуществляет контроль за деятельностью Правительства РФ по разработке федерального бюджета;

заслушивает отчет о его исполнении (Счетная  палата Российской Федерации — постоянно  действующий орган государственного финансовою контроля, образуемый Федеральным  Собранием РФ и подотчетный ему).

Контрольные полномочия Федерального Собрания проявляются  в назначении и освобождении от должности  дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, для  чего требуется согласование с соответствующими комитетами и комиссиями обеих палат. Федеральный закон «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» наделяет законодательный (представительный) орган государственной  власти субъекта Российской Федерации  контрольными полномочиями в области  соблюдения и исполнения законов  субъекта, исполнения бюджета субъекта, соблюдения установленного порядка  распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

Общий контроль осуществляют Правительство  РФ и Правительства (администрации) субъектов РФ. Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в  действ. ред.) «О Правительстве РФ» закреплено, что Правительство РФ осуществляет систематический контроль деятельности подведомственных ему министерств, государственных комитетов, ведомств и служб Российской Федерации. Надведомственный контроль осуществляется для обеспечения единообразного решения комплексных задач, касающихся ряда отраслей управления. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и т.д.

Внутриведомственный или отраслевой контроль осуществляется органами отраслевой компетенции в  рамках одной системы. Отраслевой контроль представляет собой систематическую  проверку деятельности органа управления, учреждения, организации в процессе повседневного отраслевого руководства. Субъектом осуществления отраслевого  контроля может быть руководитель данного  органа управления, предприятия, учреждения, организации лично или с помощью  специального аппарата (например, инспекции, контрольно-ревизионной службы)

Среди способов обеспечения законности в  государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный  Суд Российской Федерации, суды общей  юрисдикции и арбитражные суды..

Субъектами  судебного контроля являются:

1) Конституционный Суд РФ;2) суды  общей юрисдикции;3) арбитражные  суды.

Конституционный Суд РФ разрешает в пределах своей  компетенции исключительно вопросы  права, устанавливает соответствие Конституции РФ нормативных актов  Президента РФ, Правительства РФ, нормативных  актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению  органов государственной власти РФ и совместному ведению органов  государственной власти РФ и органов  государственной власти субъектов  РФ. Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным и административным делам. суд изучает с позиции закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, издаваемых ими правовых актов, осуществляет тем самым контроль за их деятельностью, выносит решения о восстановлении нарушенных прав граждан. Арбитражным судам предоставлены полномочия по разрешению споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Например, споры о признании недействительными индивидуальных актов государственных органов, нарушающих экономические права и интересы организаций и индивидуальных предпринимателей,

 

Вопрос 71. Надзор, как способ обеспечения законности в государственном управлении.

Надзор  — это функция специальных  государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных  актов, осуществляемая в отношении  неподчиненных им граждан и юридических  лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства  и граждан.

Надзор  в зависимости от субъектов, его  осуществляющих, подразделяется на два  вида: административный и прокурорский.

Функции по контролю и надзору возложены  на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в  организационно-правовой форме федеральной  службы.

 

Вопрос 72. Система органов управления обороной и безопасностью РФ.

Систему органов управления в области  обороны, образуют две группы государственных  органов:        

1) высшие органы государственной  власти и управления РФ - Верховный  Совет РФ, Президент РФ, Правительство  РФ, которые осуществляют функции  государственного руководства обороной, в том числе Вооруженными Силами  РФ;

2) отраслевые органы военного управления - Министерство обороны РФ, осуществляющее  отраслевое управление Российской  Армией и Военно-Морским Флотом, а также ФСБ РФ, МВД РФ и  Министерство транспортного строительства  РФ, управляющие соответственно  пограничными, внутренними и железнодорожными  войсками.

Высшие  органы государствеиной власти и управления РФ рассматривают и решают коренные вопросы укрепления обороны; устанавливают основы организации обороны РФ; определяют основные направления и утверждают планы военного строительства; формулируют сущность и одобряют основные положения военной доктрины; устанавливают военную систему государства; координируют деятельность всех органов государственного и общественного управления с тем, чтобы они строили свою деятельность с учетом интересов обороноспособности страны.

Верховный Совет РФ определяет основные мероприятия  в области обороны и обеспечения  государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение  по всей стране; объявляет состояние  войны в случае необходимости  выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; принимает решение об использовании контингентов Вооруженных: Сил РФ при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности.

Президент РФ - глава государства наделен  в области обороны большими полномочиями. Так, он координирует 'деятельность государственных  органов по обеспечению обороны  страны; является Верховным Главнокомандующим  Вооруженными Силами РФ, назначает  и сменяет высшее командование Вооруженных  Сил РФ, присваивает высшие воинские звания, назначает судей военных  трибуналов.

Президент РФ объявляет общую или частичную, мобилизацию; объявляет состояние, войны в случае военного . нападения на РФ и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета РФ; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях.

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ о всеобщей воинской обязанности принимает меры по обеспечению  обороны страны и государственной  безопасности; осуществляет общее руководство  строительством Вооруженных Сил  РФ; направляет деятельность Министерства обороны РФ, ФСБ РФ, МВД РФ и  Министерства транспортного строительства  РФ; образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров РФ, в том числе и по вопросам оборонного строительства; определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащие призыву на действительную военную службу два раза в год (весной и осенью) проводит призывы граждан на действительную срочную военную службу определяет правовое положение различных категорий военнослужащих; утверждает планы и нормы материально-технического снабжения Вооруженных Сил РФ, а также нормы натурального и денежного довольствия военнослужащих.

Обеспечение государственной безопасности Конституцией РФ отнесено к ведению его высших органов государственной власти и управления. Отраслевое (в значительной мере и межотраслевое) государственное  управление в области охраны государственной  безопасности осуществляет централизованная система органов государственной  безопасности РФ. В нее входят:

1 Федеральная служба безопасности  РФ (ФСБ РФ);

2 управления ФСБ в краях и областях;

3 отделы (отделения) ФСБ в городах  и районах; 

4 особые отдели в Вооруженных  Силах СССР (органы военной контрразведки);

5 органы управления пограничных  войск.

Управление  пограничными войсками осуществляет Председатель ФСБ РФ через подчиненное ему  Главное управление пограничных  войск возглавляемое начальником пограничных войск с подчиненным ему Штабом, управлениями и службами.

        Во главе пограничных округов  стоят командующие, под председательством  которых функционируют Военные Советы пограничных округов в каждом округе имеются штаб, политотдел и другие органы управления (службы).

Органами  строевого управления в пограничных  войсках являются начальники пограничных  отрядов, застав, контрольно-пропускных пунктов и других подразделений; пограничную комендатуру возглавляет  комендант.

Вся деятельность органов государственной  безопасности строится в тесном контакте с другими государственными органами и общественными организациями; осуществляется под неослабным контролем  государства, в строгом соответствии с Конституцией РФ и требованиями действующего законодательства.

 

Вопрос 79. Правовой статус полиции по законодательству РФ.

Статья 12. Обязанности полиции 

1. На полицию возлагаются следующие  обязанности: 

1) принимать и регистрировать (в  том числе в электронной форме)  заявления и сообщения о преступлениях,  об административных правонарушениях,  о происшествиях; выдавать заявителям  на основании личных обращений  уведомления о приеме и регистрации  их письменных заявлений о  преступлениях, об административных  правонарушениях, о происшествиях;  осуществлять в соответствии  с подведомственностью проверку  заявлений и сообщений о преступлениях,  об административных правонарушениях,  о происшествиях и принимать  по таким заявлениям и сообщениям  меры, предусмотренные законодательством  Российской Федерации, информировать  заявителей о ходе рассмотрения  таких заявлений и сообщений  в сроки, установленные законодательством  Российской Федерации, но не  реже одного раза в месяц;  передавать (направлять) заявления  и сообщения о преступлениях,  об административных правонарушениях,  о происшествиях в государственные  и муниципальные органы, организации  или должностному лицу, к компетенции  которых относится решение соответствующих  вопросов, с уведомлением об этом  в течение 24 часов заявителя;  информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

Информация о работе Шпаргалка по "Основам административного права"