Работа и действие Веровного суда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 23:55, реферат

Описание работы

Объектом выступает Верховный суд Российской Федерации.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть общую характеристику судебной власти.
2. Изучить подробно работу и действие Верховного суда.

Файлы: 1 файл

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 35.41 Кб (Скачать файл)

Судебная  коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам рассматривают  дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке по жалобам  и протестам на решения судов  субъектного уровня, а также в  порядке надзора по протестам  на решения всех федеральных судов  общей юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.

Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей  судебных составов и других судей  Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия рассматривает дела, подсудные  военным судам, в следующем составе:

1) в первой  инстанции гражданские и административные  дела рассматривает судья единолично  либо коллегия, состоящая из трех  судей, а уголовные дела рассматривают  коллегия, состоящая из трех судей,  либо судья и коллегия присяжных  заседателей, либо коллегия, состоящая  из судьи и народных заседателей;

2) дела  по жалобам и протестам на  решения, приговоры, определения  и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими  в первой инстанции и не  вступившие в силу, рассматривает  коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела  по протестам на решения, приговоры,  определения и постановления  военных судов, вступившие в  силу, рассматривает коллегия, состоящая  из трех судей.

Военная коллегия издает информационный бюллетень  военных судов, в котором публикуются  решения военных судов по гражданским  и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы  и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации  и назначается на должность Советом  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному  на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»5.

Работой Верховного Суда руководит его Председатель, который обладает значительными  полномочиями как процессуального, так и административного (организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О  судоустройстве РСФСР" (с учетом изменений и дополнений) Председатель:

- приносит  в пределах и порядке, установленных  законом, протесты на судебные  решения;

- в случаях  и порядке, установленных законом,  вправе приостановить исполнение  судебных решений;

- организует  работу по изучению и обобщению  судебной практики, анализу судебной  статистики; вносит представления  в государственные органы, общественные  организации и должностным лицам  об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших  совершению правонарушений и  вносит материалы на рассмотрение  Пленума;

- созывает  Пленум Суда и председательствует  на его заседаниях;

- созывает  Президиум Суда и вносит на  рассмотрение Президиума вопросы,  требующие его решения, председательствует  на заседаниях Президиума; может  председательствовать в судебных  заседаниях коллегий Суда при  рассмотрении любого дела;

- распределяет  обязанности между заместителями  Председателя Суда;

- руководит  организацией работы Кассационной  коллегии и судебных коллегий, руководит работой аппарата Суда;

- ведет  личный прием и организует  работу суда по приему граждан  и рассмотрению предложений, заявлений  и жалоб;

- осуществляет  другие полномочия, предоставленные  ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в реализации его полномочий по руководству Судом, а также  имеют собственную компетенцию (также  представлены и процессуальные и  административные виды полномочий):

- могут  председательствовать в судебных  заседаниях коллегий Суда;

- приносят  в пределах и порядке, установленных  законом, протесты на судебные  решения;

- в случаях  и порядке, установленных законом,  вправе приостановить исполнение  судебных решений;

- осуществляют  в соответствии с распределением  обязанностей руководство работой  судебных коллегий и структурных  подразделений аппарата Суда;

- ведут  личный прием граждан;

- осуществляют  другие полномочия, предоставленные  им законодательством.

  1. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

В настоящий  момент судебная система Российской Федерации включает три самостоятельные  подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной юрисдикции и  конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции включает в себя суды двух видов - федеральные  и субъектные или суды субъектов  Федерации. К первой группе относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные  суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов, районные суды, а  также военные суды. Ко второй группе относятся мировые судьи .Верховный Суд РФ возглавляет эту значительную по числу судов и судей, объему компетенции подсистему.

«Верховный  Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики»6.

Верховный Суд Российской Федерации, согласно нормам статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О  судебной системе Российской Федерации", выступает в трех самостоятельных  процессуальных качествах, два из которых  раскрывают содержание конституционного понятия "надзор за деятельностью  судов общей юрисдикции".

Во-первых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами субъектного уровня либо им самим по первой инстанции  и не вступивших в юридическую  силу.

Во-вторых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в отношении решений любых  федеральных судов общей юрисдикции, вступивших в юридическую силу, в  порядке судебного надзора.

Наряду  с двумя рассмотренными выше прямыми  формами осуществления судебного  надзора можно выделить и косвенную - полномочие Верховного Суда по даче разъяснений  судебной практики. Содержащиеся в  постановлениях Пленума верховного Суда Российской Федерации разъяснения  по вопросам применения законодательства, основанные на требованиях закона и  обобщенных данных судебной практики и статистики, выявлении так называемых мертвых или не востребованных судебной практикой норм, пробелов в правовом регулировании, характере судебных ошибок и способов их устранения представляют собой важный ориентир для судебной системы и подлежат учету при  вынесении судебных актов по гражданским  делам. Огромную роль в деле обеспечения  единства применения законодательства судами страны имеет его официальный  орган - "Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации".

Правовой  статус Верховного Суда Российской Федерации  в качестве высшего органа в подсистеме судов общей юрисдикции подтверждается также и частью 1 статьи 104 Конституции  Российской Федерации, в которой  только этот суд из всех судов общей  юрисдикции наделен полномочием  законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Еще одним  проявлением качества высшего судебного  органа выступают полномочия Верховного Суда в части рассмотрения им дел  по первой инстанции.

«Верховный  Суд Российской Федерации рассматривает  в качестве суда первой инстанции  гражданские дела:

1) об  оспаривании ненормативных правовых  актов Президента Российской  Федерации, ненормативных правовых  актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации;

2) об  оспаривании нормативных правовых  актов Президента Российской  Федерации, нормативных правовых  актов Правительства Российской  Федерации и нормативных правовых  актов иных федеральных органов  государственной власти, затрагивающих  права, свободы и законные интересы  граждан и организаций;

3) об  оспаривании постановлений о  приостановлении или прекращении  полномочий судей либо о прекращении  их отставки;

4) о приостановлении  деятельности или ликвидации  политических партий, общероссийских  и международных общественных  объединений, о ликвидации централизованных  религиозных организаций, имеющих  местные религиозные организации  на территориях двух и более  субъектов Российской Федерации;

5) об  оспаривании решений (уклонения  от принятия решений) Центральной  избирательной комиссии Российской  Федерации (независимо от уровня  выборов, референдума), за исключением  решений, оставляющих в силе  решения нижестоящих избирательных  комиссий, комиссий референдума;

6) по  разрешению споров между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  между органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации, переданных на рассмотрение  в Верховный Суд Российской  Федерации Президентом Российской  Федерации в соответствии со  статьей 85 Конституции Российской  Федерации.

7) о расформировании  Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации»7.

Верховный Суд Российской Федерации рассматривает  в качестве суда первой инстанции  уголовные дела «в отношении члена  Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства»8.

Последним признаком, раскрывающим понятие "высший судебный орган", выступает юридическая  сила его решений. Решения Верховного Суда, вынесенные им в качестве суда надзорной инстанции, являются окончательными и не подлежат дальнейшему обжалованию  или опротестованию. Решения, постановленные Верховным Судом по первой инстанции, могут быть пересмотрены им самим (но иным подразделением - специальной  Кассационной коллегией) в кассационном порядке. Решения, принятые Судом в  кассационном порядке, могут быть им же пересмотрены в порядке надзора (опять-таки иным подразделением - Президиумом). Решения же, вынесенные в порядке  надзора как в отношении решений, постановленных иными федеральными судами общей юрисдикции, так и  им самим, могут быть пересмотрены только по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако необходимо заметить, что решения, вынесенные в порядке надзора  судебными коллегиями Верховного Суда, могут быть пересмотрены его Президиумом.

Так же Верховный  Суд Российской Федерации наделен  еще одним исключительным по своему характеру полномочием. В силу нормы  части 1 статьи 93 Конституции Российской Федерации он принимает участие  в процессе отрешения Президента Российской Федерации от должности, давая заключение о наличии в  действиях Президента Российской Федерации  признаков тяжкого преступления, в случаях выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой  Федерального Собрания.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Судебная  власть есть предоставленные специальным  органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции  вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и  арбитражного судопроизводства с соблюдением  процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых  судами решений.

Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд Российской Федерации, который:

  • является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;
  • осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;
  • является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные  специальным органами государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих  при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного  и арбитражного судопроизводства с  соблюдением

процессуальных  форм, создающих гарантию законности и справедливости

принимаемых судами решений.

Информация о работе Работа и действие Веровного суда РФ