Производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 15:01, реферат

Описание работы

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий

Файлы: 1 файл

производство по делам об административных правонарушениях.docx

— 43.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

       Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место.

       Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны например, (договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно-служебные отношения.

      Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.

     Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

 

Предложенная ниже тема - "Рассмотрение дел об административных правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми -государством.

 

 

 

 

1. Понятие производства  по делам об административных  правонарушениях, его задачи

 

 Производство по делам  об административных правонарушениях  определяется как правовой институт  и как вид административно-процессуальной  деятельности. В первом случае  это совокупность административно-процессуальных  норм, определяющих порядок действий  участников административно-юрисдикционного процесса по поводу разрешения конкретных дел, возникающих в связи с совершением административных правонарушений; во втором-урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий участников административно-юрисдикционных правоотношений в связи с реализацией задач производства по делам об административных правонарушениях.

        Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно - юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью. Административное производство, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств главным образом содержанием решаемых задач.

       В систему понятия административного процесса можно включить следующие административные производства:

1. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан;

2. Производства по делам  о поощрениях;

3.Производство по делам о дисциплинарных проступках, подлежащих разрешению администрацией предприятия, учреждения, организации;

4. Производства по делам  об административных правонарушениях.

    Все административные производства объединяет то, что они есть различные проявления единой по своей сути административно-процессуальной деятельности и осуществляются на принципиально единой организационно-структурной основе.

    Производство по делам об административных правонарушениях является составной частью административного процесса. Вместе с тем оно является самостоятельным институтом административно-процессуального права, призванным осуществлять специфические задачи юрисдикционного характера.

     Производство по делам об административных правонарушениях-это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий, осуществляемая в административно-процессуальной форме.

     Можно выделить следующие сущностные черты производства по делам об административных нарушениях:

1. Это специфическая процедура  рассмотрения дел по наложению  административных взысканий.

2. Каждая стадия этого  производства завершается принятием  по делу соответсвующего акта, не сходного с актами, применяемыми в других производствах.

3. Определённые отношения, охраняемые данным производством, урегулированные административным  правом, обособленность и завершенность  которых обеспечивается с момента  возникновения административного  спора и до его разрешения.

     Согласно законодательства, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются;

-своевременное, всесторонее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;

-разрешение его в точном  соответствии с законодательством;

-обеспечение исполнения  вынесенного постановления;

-выявление причин и  условий, способствующих совершению  административных правонарушений;

-предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе  соблюдения законов, укрепление  законности.

    Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно- процессуальных нормах, которые содержатся в Кодексе об административных правонарушениях.

    Производство по делам об административных правонарушениях -вид административно-юрисдикционного производства, имеющий специфическую процедуру рассмотрения дел по наложению административных взысканий и нуждающийся в единообразном применении.

     Среди редких высказываний теоретиков права о процессе можно привести мнение О.Э.Лейста: «Различаются нормы материального права(определяющие содержание прав, обязанностей и запретов, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (определяющие порядок, процедуру, форму реализации норм материального права)». Не всякая реализация нормы -это процесс в правовом смысле. Д. М. Чечот пишет, что в некоторых случаях и суд может действовать как административный орган, а, следовательно, его отношения не будут в этом случае процессуальными.

    Схематически всю последовательность административных, управленческих отношений можно разбить на, во-первых, совокупность мер по принятию правового решения (издание закона, нормы права, акта управления), во-вторых, комплекс мер по реализации нормы права в ординарном порядке, в-третьих, комплекс правовых мер по принудительной реализации правовой нормы. При этом третий этап для правового метода регулирования общественных отношений представляется основным, ибо без необходимости принуждения, общественные отношения могут регулироваться и другими методами: моралью, внутриорганизационными нормами. Производство по делам об административных правонарушениях - это системное образование, комплекс взаимосвязанных процессуальных действий, которые:

1. Образуют определенную  совокупность процессуальных правоотношений, отличающихся предметной характеристикой  и взаимосвязанностью с соответствующими  материальными правоотношениями.

2. Вызывают потребности  установления, доказывания, а также  обоснования всех обстоятельств  и фактических данных рассматриваемого юридического дела.

3. Обуславливают необходимость  закрепления, официального оформления полученных процессуальных результатов в соответствующих актах, документах.

    Производством по делам об административных правонарушениях и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, теснейшим образом между собой взаимосвязаны. Для дел, возникающих из административно-правовых отношений, присуще наличие административного спора о праве, подведомственного судам, когда:

-возникает из административных, финансовых или иных властеотношений  и весьма тесно связан с  взаимообусловленными или правовыми  отношениями;

-хотя бы один из  его участников должен обладать  властными полномочиями;

-заинтересованное лицо  имеет право на выбор обращения либо в суд, либо к вышестоящему в порядке подчинения административному органу, но иногда безрезультативность обращения в вышестоящий орган является обязательным элементом (предпосылкой) для обращения в судебные инстанции;

-важнейшей целью, имеющей  самостоятельное значение, является  признание незаконным акта (действия) административного органа (должностного лица);

-принятое судебное решение  может значимо для неопределенного  круга лиц, заинтересованных в  осуществлении данного субъективного  публичного права, и, наконец, административный иск должен рассматриваться специальным административным судом.

Основанием для возбуждения рассмотрения административных споров судом по правилам особой исковой процедуры, но в рамках гражданского судопроизводства, является жалоба, а для арбитражных судов иск;

-принятие самостоятельного  решения по административному  делу всегда будет для суда  ограничено определенными пределами. Так, если суд установит, что штраф  наложен без учёта тяжести  совершенного проступка, личности  виновного, его имущественного положения, и сумма его занижена, он имеет  право изменить ситуацию.

      Черты производства по делам об административных правонарушениях.

1. Данное производство  возникает в связи с совершением  административного деликта (проступка).

2. Круг субъектов, уполномоченных  осуществлять данное административно- юрисдикционное производство, весьма широк, но их перечень чётко определён законами.

3.Только посредством данного производства применяются административные взыскания.

4.Специфика процедуры производства порождена оперативностью, экономичностью, активностью правопринимающих органов, простотой, весьма краткими сроками, которые вообще присущи природе административно-процессуальной деятельности.

5.Специфичны акты, сопровождающие каждую стадию данного производства.

6.Предусматриваются широкие права лица, привлекаемого к административной ответственности, но недостаточно регулируется право на защиту потерпевшего.

 

2. Принципы производства  по делам об административных  правонарушениях.

1. Принцип законности.

    Процедура осуществления административного принципа должна реализоваться, строго согласуясь с буквой закона. Необходимо доказать виновность лица, привлекаемого к административной ответственности. Административное взыскание может быть наложено только компетентными на то органами (должностными лицами). Существует возможность обжалования решения по делам об административных правонарушениях и целая система надзорных органов, следящих за соблюдением законности. Необходимо соблюдать как материальные, так и процессуальные нормы законодательства.

 

2. Принцип оперативности.

    Необходимо соблюдать краткость материально-правовых и процессуально- правовых сроков в сфере административной ответственности, принцип неотвратимости административной ответственности в сочетании с быстрым реагированием на совершенные правонарушения и своевременным применением к виновным мер административного взыскания.

 

3. Принцип непосредственности.

    Он состоит в требовании присутствия лица, совершившего административное правонарушение, на рассмотрении своего дела, его законных представителей, устного производства компетентным органом, объявления вынесенного постановления по окончанию процесса.

 

4. Принцип равенства.

    Перед законом и органом, рассматривающим дело, все, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, возраста равны.

 

5. Принцип гласности.

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются открыто, могут привлекаться представители общественности, трудовых коллективов.

Информация о работе Производства по делам об административных правонарушениях