Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

На лекции рассматриваются основные теоретические и практические вопросы стадий производства по делам об административных правонарушениях, а также проблемы соотношения материальных процессуальных правовых норм административно-деликтного законодательства.
Правомерное привлечение лиц, совершивших правонарушения напрямую зависит от знания процессуальных норм, определенных для каждой стадии производства.

Содержание работы

Введение.
Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Заключение
Предмет доказывания. Доказательства по делу об административном правонарушении.
Заключение.

Файлы: 1 файл

АПП стадии поизв..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


 

МОСКОВСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра административного  права и административной деятельности

 

 

Утверждаю

Начальник  кафедры  административного права  и административной деятельности

                        

.                           Б.Р. Зуев

(подпись)

 

 

Автор

Новиков Валерий Петрович, к.ю.н., доцент


(фамилия, имя, отчество, ученая  степень, ученое звание, должность)

 

Фондовая лекция

по

Административно - процессуальному  праву


(название  учебной дисциплины)

 

      

Тема

 

Стадии производства  
по делам об административных правонарушениях


(название  темы)

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол 

   

от   «

  

 

»

 

200

г.


 

Брянск 2006

 

 

 

П Л А Н:

 

Введение.

  1. Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
  2. Возбуждение дела об административном правонарушении
  3. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  4. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Заключение

  1. Предмет доказывания. Доказательства по делу об административном правонарушении.

Заключение.

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (с изм., внесенными Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ).
  3. Федеральный закон от 21 апреля 2006 года № 59 – ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». СЗ РФ от 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
  4. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  5. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции Указа от 4 марта 1980 г.) – утратил силу
  6. Бахрах Д.И. Административное право. — М.: НОРМА, 2001.
  7. Застрожная О.К. Советский административный процесс. Воронеж. 1985.
  8. Коренев А.П. Административное право России. Учебник в 3-х частях. Часть1. М., 2002.
  9. Коренев А.П., Богатов Д.Ф. Административное право. Альбом схем. М., 1996.
  10. Масленников М.Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж. 1989.
  11. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право. М., 1972.
  12. Шергин А.П. Административная юрисдикция. М., 1979.

 

В В Е Д Е Н И Е

 

В правовой системе Российской Федерации все большую роль приобретает административное право. В настоящее время определилась тенденция к сужению сферы уголовного принуждения и расширению сферы административного воздействия на правонарушителей. Административные правонарушения являются наиболее распространенными среди других актов неправомерного поведения, поэтому особое значение придается соблюдению требований закона в правоприменительной практике. В связи с принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вопрос о правильном применении закона в деятельности правоприменительных органов и особенно органов внутренних дел является особенно актуальным.

На лекции рассматриваются  основные  теоретические и практические вопросы стадий производства по делам  об административных правонарушениях, а также проблемы соотношения материальных процессуальных правовых норм административно-деликтного законодательства.

Правомерное привлечение  лиц, совершивших правонарушения напрямую зависит от знания процессуальных норм, определенных для каждой стадии производства.

 

1. Система стадий  и этапов производства по делам  об

административных  правонарушениях

 

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех  стадий:

- возбуждение дела;

- рассмотрение дела;

- пересмотр постановлений  и решений;

- исполнение постановлений.

Каждая стадия – это  совокупность процессуальных действий,  имеющих сравнительно самостоятельный  характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе. 

В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного  правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй  происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой – принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены  вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами  власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи  принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.

В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.

Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:

I. Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; процессуальное оформление результатов расследования; направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.

2. Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, анализ и оценка обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.

3. Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения.

4. Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов, связанных с исполнением; окончание производства по исполнению постановления.

Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой  процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание – наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание – повод – это полученная в установленном порядке компетентным  органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.

Вывод. Процессуальные правоотношения имеют активный преобразовательный характер, который и выражается в  стадиях. Познание стадий как явления  правовой действительности должно дать предпосылки для правильного  применения законодательства.

 

2. Возбуждение дела об  административном правонарушении

 

Возбуждение дела является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях  и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта и обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию, определение подведомственности. Процессуальным основанием возбуждения дела является повод. Как вытекает из смысла статьи 28.1 под поводом следует понимать все источники, из которых полномочные органы и должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении обязывающую их принять решение о начале производства по делу.

К таким поводам относятся:

- непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Данный повод характеризуется тем, что вопрос о возбуждении дела решается по усмотрению должностных лиц, осуществляющих административный надзор, и в случае неподтверждения факта правонарушения, нет необходимости официально опровергать его вынесением какого-либо специального акта;

- материалы, поступившие  из правоохранительных  или иных  государственных органов,  органов  местного самоуправления, от общественных объединений, и содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  средств массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением правонарушений, связанных с нарушением законодательства об охране труда (часть 2 ст.5.27), фиктивным и преднамеренным банкротством (ст.14.12), неправомерными действиями при банкротстве (ст.14.13); ненадлежащим управлением юридическим лицом (ст.14.21), совершением сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст.14.22), осуществлением дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст.14.23). Поводами к возбуждению перечисленных дел являются поводы, указанные в п.1 и 2 ст.28.1, а также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве – собрания (комитета) кредиторов.

Дело считается возбужденным с момента составления первого  протокола о применении мер обеспечения  производства по делу об административном правонарушении, протокола об административном правонарушении, вынесения постановления прокурора, вынесения определения о возбуждении дела при необходимости проведения административного расследования, оформления предупреждения или взимания штрафа на месте совершения правонарушения без составления протокола в соответствии с ч.1 ст. 28.6. в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда, а при нарушении таможенных правил – не более десяти минимальных размеров оплаты труда.

В случае отказа в возбуждении  дела при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом выносится мотивированное определение.

О совершении административного  правонарушения составляется протокол, к содержанию и оформлению которого предъявляются особые требования, обусловленные  его процессуальной значимостью. В  протоколе указываются:

- дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол. Эта информация необходима для определения подведомственности дела, а также для случаев неправильного составления протокола: допущенные ошибки устраняются субъектами, оформившими данный документ;

- сведения о лице, в  отношении которого возбуждено  дело, фамилии, адреса свидетелей  и потерпевших. Эта группа сведений  имеет важное значение для  выяснения  вопросов, связанных  с обстоятельствами, подлежащими  установлению по конкретному делу;

- место, время совершения  и событие административного  правонарушения. Подробное описание  существа совершенного правонарушения  необходимо для юридической квалификации  содеянного;

- статья КоАП или  закона субъекта Российской Федерации,  предусматривающая ответственность за данное правонарушение;

- объяснения физического  или законного представителя  юридического лица, в отношении  которых возбуждено дело,  помогают  установить  форму их  вины;

-  также иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Как мы видим, перечень сведений, содержащийся в протоколе не случаен, он несет большую смысловую нагрузку, заключающуюся в скрупулезном освещении всех, вплоть до мельчайших, подробностей дела, что позволяет принять по нему единственно правильное решение.

Но этим содержание протокола не ограничивается. Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение физическому лицу или законному представителю юридического лица, иным участникам производства их прав и обязанностей, предусмотренных КоАП, например, право знакомиться с материалами дела и делать замечания по их содержанию; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также обжаловать любое действие лица уполномоченного составлять протокол, что способствует укреплению законности, гарантий прав и свобод граждан.  О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе.

Протокол подписывается  должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к ответственности, является его правом, но не обязанностью. Отказ указанных лиц от подписи не влечет каких либо юридических последствий и не приостанавливает дальнейшего движения дела, но обязательно  фиксируется в протоколе. Копия протокола вручается под расписку физическому лицу, законному представителю юридического лица, а также потерпевшему.

Информация о работе Стадии производства по делам об административных правонарушениях