Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

На лекции рассматриваются основные теоретические и практические вопросы стадий производства по делам об административных правонарушениях, а также проблемы соотношения материальных процессуальных правовых норм административно-деликтного законодательства.
Правомерное привлечение лиц, совершивших правонарушения напрямую зависит от знания процессуальных норм, определенных для каждой стадии производства.

Содержание работы

Введение.
Система стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях
Возбуждение дела об административном правонарушении
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Заключение
Предмет доказывания. Доказательства по делу об административном правонарушении.
Заключение.

Файлы: 1 файл

АПП стадии поизв..doc

— 155.00 Кб (Скачать файл)

Постановление о прекращении производства по делу выносится при наличии  хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статье 24.5 КоАП; объявлении устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП; прекращении производства по делу и передачи его прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу должны быть указаны:

- должность, фамилия, имя, отчество  судьи, должностного лица, наименование  и состав коллегиального органа, вынесших постановление;

- дата и место рассмотрения  дела;

- сведения о лице, в отношении  которого рассмотрено дело;

- обстоятельства, установленные при  рассмотрении дела;

- статья КоАП, предусматривающая  административную ответственность,  либо основания прекращения производства  по делу;

- мотивированное решение  по делу;

- срок и порядок  обжалования постановления;

- размер имущественного  ущерба, сроки и порядок его  возмещения.

В постановлении должны быть также решены вопросы об изъятых  вещах и документа, а также  о вещах, на которые наложен арест.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении  может быть вынесено определение:

- о передаче дела  судье, в орган, должностному  лицу, уполномоченным назначать  административные наказания иного  вида или размера либо применять  иные меры воздействия;

- о передаче дела  на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение  дела не относится  компетенции  рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Определение представляет собой разновидность решения, которым  не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу, но не является итоговым документом. Как мы видим,  каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам.

В определении по делу об административном правонарушении указываются:

- должность, фамилия,  имя, отчество судьи, должностного  лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших определение;

- дата и место рассмотрения  заявления, ходатайства, материалов  дела;

- сведения о лице, которое  подало заявление, ходатайство  либо в отношении которого  рассмотрены материалы дела;

- содержание заявления,  ходатайства;

- обстоятельства, установленные  при рассмотрении заявления, ходатайства,  материалов дела;

- решение, принятое  по результатам рассмотрения  данных документов.

При установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его  совершению, лица рассматривающие дело, обязаны внести в соответствующие организации представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Представление  имеют силу частного определения, которое выносится судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Выводы, содержащиеся в данном документе, должны  основываться на материалах дела и подтверждаться доказательствами. Эти организации должны в течение месяца принять адекватные меры по устранению недостатков и сообщить об этом инициатору данного документа.

На стадии рассмотрения можно выделить тори этапа: подготовительный, непосредственно рассмотрения и  принятия процессуального решения  по делу об административном правонарушении.

 

 

 

4. Пересмотр постановлений и  решений по делам об административных  правонарушениях

 

Пересмотр постановлений  – это самостоятельная стадия, имеющая факультативный, необязательный характер. Его использование зависит  от усмотрения лиц, которым это право  предоставлено. Инициировать пересмотр  постановления могут заинтересованные в исходе процесса лица путем подачи жалобы, а также прокурор, вынося протест на постановление по делу об административном правонарушении. Данная стадия предусмотрена во всех  юрисдикционных производствах и представляет собой новое разбирательство дела, в ходе которого проверяется  законность и обоснованность принятого решения, субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить в силе ранее принятый акт.  Возможность обжалования и опротестования постановлений, обязательность их рассмотрения компетентными органами позволяет на основе единообразного толкования и применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки. Эта стадия производства, с одной стороны,  гарантирует гражданам соблюдение их прав и свобод, а с другой стороны, дисциплинирует тех, кто призван применять административные взыскания.

Итак, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано  лицом, в  отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического или юридического лица, защитником и представителем в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Жалоба подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и  которые обязаны в течение  трех суток со дня поступления направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган вышестоящему должностному лицу.  Жалоба на постановление судьи о назначении административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день ее получения. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Постановление по делу, совершенном  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В жалобе должна содержаться  аргументация приводимых в ней доводов  со ссылками на законы и иные нормативные  правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела применить, но не сделало этого либо применило неправильно. Приводимое мнение должно быть подтверждено имеющимися в деле доказательствами. Жалоба, как правило, завершается изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанции. Недостатки в содержании жалобы не являются поводом для ее нерассмотрения или наступления каких-либо неблагоприятных юридических последствий. Подача жалобы с соблюдением порядка ее подачи и сроков, предусмотренных статьями 30.2 и 30.3 КоАП, автоматически способствует принятию ее к рассмотрению и осуществлению адекватных процессуальных действий.

В случае пропуска срока  подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу. Об отклонении ходатайства выносится определение.

Одним из этапов рассматриваемой  нами стадии производства является подготовка к рассмотрению жалобы на постановление  по делу об административном правонарушении. Этот этап состоит из следующих действий:

- выясняют, имеются ли  обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения жалобы данными  судьей, должностным лицом, а также  обстоятельства исключающие производство  по делу;

- разрешают ходатайства,  при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым;

- направляют жалобу  со всеми материалами дела  на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится  к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Для рассмотрения жалобы на постановление по делу установлен десятидневный срок со дня ее поступления (регистрации) в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать  жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы.

Жалоба на постановление  по делу рассматривается судьей, должностным  лицом единолично. В остальном  же порядок ее рассмотрения таков,  как и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:

1) об оставлении постановления  без изменения, а жалобы без  удовлетворения;

2) об изменении постановления,  если при этом не усиливается  наказание и не ухудшается  положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления  и о прекращении производства  по делу при наличии обстоятельств,  предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности  обстоятельств, на основании которых  было вынесено постановление;

4) об отмене постановления  и о возвращении дела на  новое рассмотрение судье, в  орган, должностному лицу, правомочным  рассмотреть дело, в случаях существенного  нарушения процессуальных требований, если это не позволило всесторонне,  полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления  и о направлении дела на  рассмотрение по подведомственности, если она была неправильно  определена.

Решение по жалобе, состоящее  из тех же реквизитов, что и постановление, оглашается немедленно после его  вынесения. Копия вручается или высылается в трехдневный срок всем заинтересованным лицам, а также доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Вынесенное решение в свою очередь также может быть обжаловано. Это обусловлено тем, что ошибка может быть допущена и при назначении наказания и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу, характеризуется двумя особенностями. Во-первых, в данном случае пересмотр производится только в судебном порядке и, во-вторых, как явствует из статьи 30.9 КоАП,  объектом пересмотра  является не только  решение на постановление, но и само постановление. Основание к пересмотру решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу, является последующая жалоба. Производство по последующим жалобам обладает теми же чертами, что производство по рассмотрению жалобы на постановление.

Как уже говорилось ранее, постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу, или последующие решение  вышестоящих инстанций по жалобам  могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки установленные  статьями 30.1- 30.3 КоАП. Порядок рассмотрения протеста осуществляется в соответствии со статьями 30.4-30.8 Кодекса. Правом подачи жалобы для принесения протеста обладают те заинтересованные участники производства, о которых мы уже говорили.

В то же время, постановление по делу, вступившее в законную силу, решение по результатам рассмотрения жалобы, протест также могут быть опротестованы, но только прокурорами субъектов Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителем. Пересмотр постановления, решения, протеста в данном случае правомочны осуществлять председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов гор. Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители. А в порядке надзора вступившие в законную силу постановление по делу и решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Таким образом, возможность  рассмотрения дела об административном правонарушении во второй инстанции  является важнейшей гарантией обеспечения  законности при производстве по делам  об административных правонарушениях.

 

 

 

5. Исполнение постановлений по  делам об административных правонарушениях

 

Исполнение постановлений  является заключительной стадией по делам об административных правонарушениях  и, также как и предыдущая, имеет  большое значение для обеспечения законности в нашем государстве. С помощью исполнения вынесенных  по делу постановлений, во-первых,  обеспечивается защита законных прав и интересов физических и юридических лиц, во-вторых, это способствует профилактике и предупреждению административных правонарушений, воспитанию граждан в духе уважения к закону и его соблюдению, а также ответственности перед обществом.  

В КоАП Российской Федерации  исполнительному производству отводится  последний пятый раздел, где в  статье 31.1 закреплены те моменты, с которых начинается стадия исполнения постановления. Необходимо заметить, что в КоАП РСФСР  вопрос о вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу  не был урегулирован. Итак, постановление по  делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

Информация о работе Стадии производства по делам об административных правонарушениях