Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 18:15, дипломная работа

Описание работы

Цель административной этики – помочь объединить, говоря словами Сократа и Платона, «благо, истину и красоту», преодолеть нигилизм и неверие в силу ума и духа человека, овладеть наряду с профессиональными знаниями этическими принципами и традициями, господствующими в обществе, государстве и конкретном учреждении. Основной задачей стало не просто регулирование потенциально опасных с точки зрения возникновения коррупции областей деятельности, но и разработка целого комплекса мер, направленных на улучшение морального климата государственного управления и повышения доверия населения к государственным органам. В идеале подобные меры должны способствовать уменьшению коррупции, более эффективному использованию ресурсов, приближению деятельности государственных служащих к запросам общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..
3

1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ……………….

6

1.1 Принципы служебной деятельности государственных служащих и кадровой работы……………………………........

10

1.2 Государственная служба…………………………………..
19

1.3 Кодекс чести муниципальных служащих………………...
31

1.3.1 Понятие муниципальной службы……………………….
32

1.3.2 Модельный этический кодекс (кодекс чести) государственной службы РФ………………………………….

34

1.3.3 Профессионально-этический кодекс и клятвы муниципальных служащих Чернушинского городского поселения………………………………………………………..


49

2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ И В РОССИИ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ



2.1 Формирование в развитых странах этики государственной службы…………………………………........

54

2.2 Особенности организации и функционирования госслужбы и влияние их на мораль госслужащих…………...

56

2.3 Особенности изменения государственной службы и этики госслужащих России………………………………........

63

2.4 Этические правили и требования. Проблемы и недостатки, пути их решения………………………………….

68

3 КОРРУПЦИЯ – ПРОБЛЕМА ДЛЯ РОССИИ


3.1 Коррупционная податливость и устойчивость…………..
76

3.2 Суть аниткоррупционной подготовки………………........
80

3.3 «Антикоррупционная атмосфера» и «антикоррупционный стандарт»……………………………..

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………
86

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...

Файлы: 1 файл

Диплом 2а.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Специфическим правилами этики государственных служащих являются правила субординации, доступности, паритетности.

Служебная субординация – одно из основных этических и организационных правил взаимоотношений в органах государственной власти. Субординация с латыни означает «приведение в порядок». Это система строгого служебного подчинения младших старшим, основанная на нормах служебной дисциплины. Данное правило предполагает подчинение вышестоящим руководителям в соответствии с иерархией должностей государственной службы, точное и своевременное выполнение их распоряжений и поручений.

 Доступность служащего –  важное нравственное правило государственной службы. Быть доступным для людей – значит быть постоянно готовым к общению с ними, готовым выслушать их вопросы, предложения, пожелания. Несмотря на свою занятость государственный служащие, особенно руководители, должны находить возможность встречаться со своими подчиненными и посетителями. Не следует чрезмерно формализовать процедуры приема посетителей.

Паритетность  - этическое правило, нацеленное на демократизм общения между служащими и  повышение эффективности их коммуникативного общения. Паритет означает равенство. Паритетный диалог предполагает свободное высказывание сотрудниками собственных мыслей и идей, конструктивный и доброжелательное обсуждение всех поступивших предложений в коллективе, учет их при выработке общего решения. Даже расхождения в политических взглядах не должны переходить в личную неприязнь, мешающую находить верные решения. Тем более не стоит применять метод «конструирования противника», когда взгляды собеседника умышленно искажаются с целью представить его как некомпетентного человека.

Опыт государственной службы и данные социологических опросов  показывают, что, к сожалению, в сфере государственно-служебных отношений существуют серьезные нравственные проблемы и недостатки.

Это чванство и высокомерное отношение к людям, ложная гордость своим должностным и социальным статусом, это честолюбие и тщеславие, нетерпимость к критике, непомерные амбиции, нежелание признавать свои ошибки, в том числе в кадровых вопросах, это чувство безответственности за свои слова и действия.  В государственном органе или его структурном подразделении иногда складываются отношения, когда служебная карьера и благополучие служащего зависят только от его начальника. Поэтому работник начинает служить только ему, забывая о государственных интересах. Наряду с этим, новый служащий вынужден адаптироваться и приспосабливаться к установленным «правилам игры» в коллективе, которые не всегда соответствуют закону.  В случае отказа служащего играть по этим неформальным правилам среда включает механизмы по отторжению данного человека. Перед таким давлением у служащего с неустойчивым нравственным стержнем отступают гражданские ценности, замирает голос совести и он  становится «как все». Это серьезная проблема, ставящая человека перед трудным моральным выбором.

В кадровой политике и кадровой работе мы также наблюдаем ряд «нравственных перекосов», которые ведут к усложнению проблемы формирования государственной службы профессиональным, высоконравственным кадровым составом, к большой текучести и неукомплектованности кадров в государственных органах и в конечном счете к дискредитации государственной службы. Не секрет, что существуют так называемые «теневые принципы» кадровой политики в государственной службе. Это такие, как: «командный» принцип формирования персонала; принцип подбора и назначения  кадров по признакам родственных, земляческих, дружеских и иных связей; принцип корпоративной закрытости; принцип личной преданности; принцип «отсева неугодных»; принцип «телефонного права»; принцип продажи «хлебных» должностей. Предпосылки данных явлений – игнорирование  законодательства о государственной службе, формальное и пристрастное проведение  аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей, отсутствие служебного и общественного контроля, гласности и открытости за кадровыми перемещениями. В данном случае открыто попираются не только нормы права, но и морали.

Каковы  пути  решения  этих  проблем?

Правовой путь – активная разработка и применение антикоррупционного законодательства на государственной службе.

Организационный путь – проведение целенаправленных мероприятий правоохранительных органов  по борьбе с коррупцией во власти, ужесточение государственного контроля за работой «зон повышенного риска» - административных служб, связанных с бизнесом, собственностью, налогами, пошлинами, госзаказами и т.д.

Кадровый путь – выработка и нормативное закрепление единых критериев  оценки гражданских служащих по их профессиональным, деловым и нравственным качествам. Назначение на должность только по конкурсу на основании выработанных критериев оценки.

Морально-психологический путь – восстановление традиционных моральных ценностей государственной службы и кадровой политики – служения государству и обществу.

Социальный путь – выработка системы стимулирования высоконравственного поведения чиновников, позитивной мотивации на добросовестное исполнение служебных обязанностей.

Политический путь – наличие политической воли государства, направленной на решительное пресечение коррупционных и других аморальных явлений в сфере государственной службы и кадровой политики.

В отличие от этических правил, требования к служебному поведению государственных служащих России закреплены нормативно. Впервые в 2002 г. они были установлены на уровне указа Президента РФ [Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г.], а в 2004 г. были зафиксированы в статье 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Закон обязывает гражданских служащих:

1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2.  исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленных законодательством РФ компетенции государственного органа;

4.   не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; независимость от влияния каких-либо профессиональных, корпоративных или социальных групп;

5. не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6. соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным  законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7.   соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8.   не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9.   проявлять корректность в обращении с гражданами;

10. проявлять уважение к нравственным  обычаям и традициям народов  Российской Федерации;

11. учитывать культурные и иные  особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12. способствовать межнациональному  и межконфессиональному согласию;

13. не допускать конфликтных  ситуаций, способных нанести ущерб  его репутации или авторитету  государственной службы;

14. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Отдельный пункт адресован гражданским служащим, замещающим должность категории «руководители». Они обязаны не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций.

Особо следует остановиться на последнем пункте, предписывающем соблюдать правила публичных выступлений. Это одновременно и запрет, и нравственная норма, которые требуют не допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. С точки зрения политкорректности гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлении своих личных симпатий и антипатий.

В последние годы  в социологии стали говорить о нравственном статусе государственного служащего, который представляет собой совокупность нравственных принципов, этических норм, служебного поведения и социальной ответственности, имеющих установленный стандарт в соответствии с предназначением профессиональной служебной деятельности. Базовой основой нравственного статуса государственного служащего рассматривается его социальная ответственность.

Как представляется и оценивается имидж государственных служащих в сознании простых граждан? Социологические опросы показывают  тревожную тенденцию, говорящую о снижении авторитета чиновников в массовом сознании, об отчуждении этого управляющего слоя от гражданского общества. Данный вывод подтверждается мнением населения о причинах, препятствующих повышению авторитета кадров управления среди населения:

-             коррумпированность, взяточничество  – 33,8%;

-             оторванность от интересов граждан – 31,3%;

-             бюрократизм – 29,9%;

-             низкие нравственные качества  – 18,7%;

-             слабая профессиональная подготовка  – 18,0%;

-             пренебрежение к законам – 15,7%.

[Отчет по НИР «Становление и перспективы развития кадрового корпуса государственной службы Российской Федерации» / рук. – Турчинов А.И. – М.: РАГС, 2000].

Итак, коррупция, являясь традиционной болезнью российской бюрократии, и сегодня выступает главным тормозом на пути развития нашей государственной службы.  Проведенный по этой проблеме социологический экспертный опрос показал следующее.  На вопрос «Насколько распространена ныне, по Вашему мнению, коррупция в органах государственной власти?» были получены такие ответы: «чрезвычайно распространена»- 62%, «распространена, но не очень» – 28%, «имеют отдельные случаи коррупции»- 9%. «Много ли, по Вашему мнению, государственных служащих, готовых за подкуп оказать услугу?»: «очень много» – 22%, «достаточно много» – 62%, «мало» – 12%. «Как относится большинство служащих к коллегам, замеченным в коррупции и взяточничестве»?: «открыто осуждают» - 2%, «относятся с молчаливой неприязнью» – 39%, «не осуждают» – 37%, «безразлично» – 12%, «затрудняюсь ответить» – 10%. «Есть немало служащих, которые не участвуют в коррупции. Как Вы считаете, почему?»: «не позволяет совесть» – 47%, «не желают дискредитировать государственную службу» – 9%, опасаются ответственности» – 24%, «им не предлагают взяток» - 20%. Среди ответов на главный вопрос -  «Какие меры могли бы быть наиболее эффективными в борьбе с коррупцией»? на первое место был поставлен «установление высоких социальных гарантий государственным служащим» – на второе - «ужесточение уголовной ответственности за коррупцию», на третье - «принятие необходимых законов по борьбе с коррупцией», на четвертое – «широкое освещение антикррупционной деятельности в СМИ». [Социологические исследования в системе государственной службы 1992-2002. – М.- Орел, 2002. – с. 128-133]. Судя по этим ответам, общество в лице экспертов негативно оценивает состояние дел в области борьбы с коррупцией.

Таким образом, служебное поведение гражданских служащих Российской Федерации наряду с правовыми нормами регулируется этическими правилами и требованиями к служебному поведению, которые устанавливают нравственные регуляторы поведения чиновников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Коррупция – проблема для России

 

3.1 Коррупционная податливость

Административная этика должна стать законом и население, и бизнес должны знать, что позволено госслужащим, а что нет.

В развитии любого общества исторически возникают проблемы, от принципиального решения (или нерешения) которых зависит, в каком направлении пойдёт это развитие, да и вообще сохранится ли подобное общество в его прежнем состоянии. Такой проблемой для России является сегодня коррупция.

В настоящее время проблемой её преодоления впрямую занимается Государственная Дума, рассматривая пакет соответствующих законодательных инициатив, внесённых Президентом. Сегодня появилась надежда, что слова, произнесённые высшим лицом государства — Дмитрием Медведевым, «хватит ждать», побуждают власть прежде всего к реальным практическим делам, направленным на преодоление коррупции. Прежде всего это необходимый набор антикоррупционного законодательства (модернизация имеющихся законов, принятие целого пакета новых), серьёзное реформирование системы государственного управления, государственной службы, создание в них таких систем, механизмов, которые автоматически противодействовали бы коррупции, и, наконец, общественное воздействие на коррупцию. «Речь, — особо подчеркнул Президент, — идёт об атмосфере в обществе: мы должны создать антикоррупционный стандарт поведения. Без этого ничего не выйдет. Необходимо уделить особое внимание оценке коррупции со стороны общества».

Нынешняя организация госаппарата и его непрозрачность способствуют коррупции. По сути, любые административные барьеры преодолеваются взятками. Коррупция и бюрократизм властей создают угрозу демократическим ценностям, разрушают веру людей в государство, подрывают авторитет власти.

Признаками коррумпированности государственного служащего являются:

 незаконность получаемых служащим  материальных и нематериальных  выгод;

злоупотребление властью, использование служебного положения вопреки интересам государственной службы;

 умышленное использование служебного положения и авторитета занимаемой должности  для личного обогащения;

 наличие личной корысти и  личной заинтересованности.

Информация о работе Проблемы административной этики. Кодекс чести муниципального служащего