Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной аттестационной работы является выявление форм, методов и основных направлений реализации государственной политики в сфере обеспечения занятости населения в Чувашской Республике.
Поставленная цель обусловила постановку следующих задач:
установить содержание и формы реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне;
проанализировать состав и динамику развития нормативно-правовой базы обеспечения занятости населения в Российской Федерации и в Чувашской Республике;
исследовать деятельность Государственной службы занятости населения Чувашской Республики по борьбе с безработицей и развитию регионального рынка труда;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1. Государственная политика в сфере обеспечения занятости населения в Российской Федерации и формы ее реализации………………………………
1.1. Понятие труда и занятости. Значение, направления и формы её обеспечения…………………………………………………………………………
1.2. Нормативно-правовые основы государственной политики занятости населения в Российской Федерации и Чувашской Республике……………….
1.3. Система и полномочия государственных органов, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере занятости……………………
Глава 2. Особенности реализации государственной политики обеспечения занятости населения на региональном уровне………………………………...
2.1. Разработка и реализация республиканских целевых и ведомственных программ обеспечения занятости населения в Чувашской Республике ………
2.2. Итоги реализации государственной политики обеспечения занятости населения в Чувашской Республике за период 2011-2013 г.г.………….........
2.3. Перспективные направления и задачи по обеспечению реализации государственной программой Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012–2020 годы………………………………………………….
Глава 3. Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения ………………………………………………..
3.1. Проблемы в обеспечения занятости населения и развития рынка труда в Чувашской Республике ………………………………………...........................
3.2. Направления совершенствования государственной политики занятости населения в Чувашии …………………………………………………………...
Заключение…………………………………………………………………….....
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

аттестационная работа.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Квотирование рабочих мест для инвалидов регламентируется Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

9. Поддержка предпринимательства  и самостоятельной занятости  граждан — органы службы занятости предоставляют возможность получить знания об основах предпринимательской деятельности.

10. Поддержка рабочих мест, то есть работодатель может  заключить со службой занятости  договор о том, что не производит  массовых увольнений в период  определенного времени, а государство на возвратной или безвозвратной основе предоставляет работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, пособия за счет средств государственного фонда занятости. Такая форма стимулирует скрытую безработицу и является негативной.

11. Популярностью среди  населения пользуются «Отряды  мэра», позволяющие обеспечить занятость  школьников в период летних  каникул.

 

1.2. Нормативно-правовые основы  государственной политики занятости  населения в Российской Федерации  и Чувашской Республики.

 

Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям характеризующим уровень и качество жизни. Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу.  Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу. 
 
Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. 
Регулирование занятости — совокупность мер государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

Регулирование занятости имеет несколько уровней: 
 
·        общегосударственный уровень, где решаются кардинальные социально-экономические задачи общества, причем большинство принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости; 
 
·        региональный уровень, находящийся в пределах компетенции местных властей и возможностей соответствующих бюджетов, где принимаются решения по вопросам регулирования рынка труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое; 
 
·        локальный уровень, где осуществляются взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с работодателем, службой занятости, местными органами исполнительной власти.

Понятие правового регулирования занятости населения тесно увязано с политикой занятости: «Регулирование занятости – это составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование рабочей силы и спроса на нее». 
 
Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

В мировой практике выделяются три основные модели политики занятости, используемые в странах с развитой рыночной экономикой. 
 
 
 
Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и, как следствие, рост доходов работающих. Такая политика предусматривает дорогостоящую систему пособий для большого количества безработных.  
 
Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.  
 
Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При таком подходе безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами [3]. 
В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции Российской Федерации, в Трудовом кодексе Российской Федерации и в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

 
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации в статье 2 Трудового кодекса даны принципы правового регулирования трудовых отношений, в основе которых лежат: равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. 
Большое место в правовом регулировании занятости населения занимает Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», принятый 19 апреля 1991 г. С тех пор он претерпел 13 редакций, последняя из которых вступила в силу с 1 января 2007 г.  
 
 В нем определены правовые, экономические и организационные основы политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы [4]. 

2. Особенности реализации государственной  политики обеспечения занятости  населения на региональном уровне.

2.1. Разработка и реализация республиканских целевых программ обеспечения занятости населения в Чувашской Республике

На сегодняшний день программно-целевой метод является одним из наиболее распространенных и эффективных методов государственно регулирования пространственных аспектов развития экономики и социальной сферы, применяемых в большинстве развитых стран. Его объектом являются все основные элементы пространственной структуры хозяйства. Этот метод предполагает разработку плана с оценкой конечных потребностей, исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению. Перед программно-целевым планированием стоят также задачи непосредственного влияния на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических ситуаций) и так далее.

Программно-целевой метод – это способ формирования системы плановых решений крупных народно-хозяйственных проблем. Его сущность – в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии общественного производства.

По сравнению с другими методами программно-целевой метод является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил в последние годы, хотя был известен давно и впервые был использован при разработке плана ГОЭЛРО. Отличительной особенностью данного метода является то, что он нацелен на решение не столько текущих, сколько стратегических задач реформирования социальной сферы и экономики, перестройки их структуры на базе осуществления инвестиционных процессов. Таким образом, по цели своего использования он направлен на коренное решение проблем, существующих в экономической и социальной сфере, не только преодолевая их негативные последствия, но и противодействуя группе факторов, их порождающих.

Основным понятием программно-целевого регулирования является понятие «целевая программа». Целевая программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс опытно-конструкторских, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социально-экономических, производственных, и других мероприятий, которые обеспечивают эффективное решение определенных задач и требуют поддержки со стороны государства.  

По данным Министерства экономики в настоящее время в Республике реализуется 18 федеральных целевых программ, в их числе: «Жилище» на 2011-2015 годы, «Социальное развитие села до 2012 года», «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», «Развитие образования 2011-2015годы» и другие, а также государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы; 18 ведомственных целевых программ, среди них «Повышение эффективности управления бюджетными средствами на 2011-2014 годы» и др.

Система программно-целевого регулирования  Чувашской Республики на современном этапе своего развития основывается на положениях, содержащихся в Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2025 года. То есть целевые программы представляют собой документы, положения которых конкретизируют нормы, содержащиеся в Стратегии социально-экономического развития. Поэтому очень важным при изучении института программно-целевого регулирования является анализ данной стратегии как основы принятия и реализации Республиканских целевых программ.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2025 года является основой для разработки и реализации Республиканских целевых программ, так как целевые программы конкретизируют положения Стратегии развития. Тем самым обеспечивается соблюдение принципа соподчиненности программ различного уровня. На сегодняшний день в Чувашии реализуется 46 Республиканских целевых программ и 18 Ведомственных программ. Их цели и задачи соотносятся с целями Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2025 года. Учитывая, что Стратегия является долгосрочной и рассчитана на реализацию стратегических целей, а программы в основном, имеют краткосрочные и среднесрочные цели, необходимо постоянное обновление не только совокупности программ, но также учет промежуточных итогов их реализации и процесс совершенствования всей системы программно-целевого регулирования.

2.2. Итоги реализации  государственной политики обеспечения  занятости населения Чувашской  Республики 

 Содействие  занятости населения Чувашской Республики в  2013 году осуществлялось в рамках двух программ – Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2013-2015 годы и Республиканской целевой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2013 год.

Участниками Республиканской целевой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2013 год стали 13713 человек, что составляет свыше 125% от предусмотренного количества.

На поддержку их занятости израсходовано 269431,4 тыс. рублей.

В рамках республиканской целевой программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2013 год осуществлялась реализация десяти программных мероприятий. Одно из них - опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения.

На 1 января 2014 года на обучение направлено 569 таких работников   (110,7% от запланированной численности). Оно проводилось по 50 профессиям (специальностям) и программам повышения квалификации в 18 образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования. В мероприятии приняла участие 161 организация республики.

Следующее направление - опережающее профессиональное обучение работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства.

В минувшем году таким видом опережающего обучения охвачено свыше 3500 работников (106,8% от запланированной численности). Участниками мероприятия стали 113 организаций, осуществляющих техническое перевооружение производства. Работники этих предприятий повышали свой профессиональный уровень по 145 профессиям (специальностям) и программам повышения квалификации в 50 образовательных учреждениях всех уровней.

Завершили обучение 4120 работников, находящихся под угрозой увольнения, и работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства.  Все прошедшие опережающее профессиональное обучение работники сохранили работу на своих предприятиях.

В минувшем году действовало еще одно из новых направлений - профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности.

На профессиональное обучение направлено 1189 молодых мам, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (109,9% от программной численности).

В мероприятии по опережающему обучению женщин приняли участие 267 работодателей.

В прошлом году благодаря республиканской целевой программе на переподготовку направлен 101 врач, работающий в городских и  районных больницах республики по специальностям: «врач общей практики», «неонатолог», «кардиолог», «психология – наркология».

Следующее направление - организация общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда.

Информация о работе Проблемные аспекты обеспечения занятости населения Чувашской Республики и пути их решения